Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Экономика предприятия

Лекция 11

МЕХАНИЗМ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ (ФИРМОЙ)

11.1. Функции и методы управления  экономикой, их развитие и совершенствование

Установление целей  производственно-хозяйственной деятельности предполагает целенаправленное воздействие  на участников производства, на экономические отношения, возникающие в этой сфере, для достижения заранее намеченных результатов, то есть предполагает определенную систему управления этой деятельностью.

Управление производством является объективной необходимостью, вытекающей из самого характера производственно-хозяйственной системы, и в этом смысле не зависит от характера собственности и соответствующей ему организационно-правовой формы предприятия. Хотя, естественно, каждая из существующих организационно-правовых форм предприятий может иметь особую структуру системы управления производством внутри предприятия. Иначе говоря, как совокупность мероприятий по организационно-техническому воздействию на процесс производства путем разработки и применения определенной системы организации, технологии и техники его регулирования, управление едино для всех форм и видов производственно-хозяйственной деятельности. С другой стороны, как совокупность социально-экономических отношений в процессе производства, оно может иметь особенности, связанные с существующей формой собственности на предприятии.

Развитие такой особенной  отрасли знаний, как управление хозяйством, — результат накопления и обобщения  опыта управления в ходе длительной истории экономической деятельности человека, общества в целом.

Эволюция управленческого  мышления в XX в. просматривается как переход от классической школы (начало века), впервые предложившей формализованные структуры управления, строгое разграничение полномочий, ответственности, административной соподчиненности, к более гибким принципам формирования структуры управления, отражающим потребности развивающегося и усложняющегося производства и отношений, связанных с распределением его результатов.

Так, в 20-х годах  XX в. получила распространение тенденция учета социальных отношений в управлении. В этих условиях появились более динамичные сетевые структуры управления, стали учитываться возможности их саморегуляции. Дальнейшим развитием теории управления явились способы использования в этих целях системного подхода, когда управление рассматривается как сложноорганизованная, многоуровневая система, состоящая из функциональных подсистем (а те в свою очередь — из отдельных элементов). Еще более усилило действенность управленческого мышления использование теории вероятностей, которая позволила комплексно учитывать вероятный характер достижения определенных результатов на каждом управленческом уровне, определять степень возможного влияния на них формальных и неформальных факторов.

И, наконец, максимально  действенным и оперативным делает управление использование компьютерных технологий, информатизация управленческих процессов.

Содержание процесса, управления производством наиболее полно характеризуется его общими функциями, то есть особыми формами  управленческого труда, отражающими определенные пути целенаправленного воздействия на управляемые объекты. Эти функции представляют собой внутреннюю содержательную основу процесса управления. Основоположник одной из научных школ управления, который и был автором этой интерпретации управленческого процесса, А. Файоль, выделил шесть таких исходных функций. Он считал, что для того, чтобы управлять, необходимо предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы предлагают, по существу, эти же функции либо в сочетании с другими, либо в меньшем их количестве. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить следующие функции управления:

  • планирование и прогнозирование — определение цели развития управляемого объекта, перспектив и средств ее достижения, разработка программы, плана действий различной степени детализации на различные периоды времени;
  • организация — формирование элементов и связей управляющей (оказывающей воздействие) и управляемой (на которую осуществляется воздействие) систем, выбор методов и способов воздействия;
  • оперативное регулирование и диспетчирование — постоянно осуществляемый на основе наблюдений (мониторинга) анализ промежуточных, текущих результатов деятельности производственной системы и поддержание необходимых соотношений между ее различными элементами;
  • учет и контроль — проверка соответствия хода производства принятой программе, плану, определение конечных результатов производственной деятельности;
  • стимулирование — использование системы поощрения повышенной активности участников производства.

Основные функции управления производством определяют и методы, с помощью которых эти функции  реализуются. В зависимости от способа  воздействия на управляемую систему, выделяются административно - распорядительные, экономические, социально-психологические и правовые методы управления. Сущность каждой из групп методов заключается в следующем.

В основе административно - распорядительных методов лежат безвозмездные отношения субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов.

В основе экономических методов лежат экономические интересы различных уровней производства, необходимость соизмерения затрат с полученными результатами. Их использование предполагает, что отношения между отдельными элементами экономической системы, между управляющими и управляемыми звеньями строятся на хозрасчетных принципах, на возмездных началах. С точки зрения государства и общества, экономическое воздействие на участников производства может выражаться в проведении определенной политики финансирования, кредитования, ценового регулирования, рационального налогообложения, в поддержке производства путем субсидирования определенных программ, стимулирования научно-технического прогресса, в социальной защите населения.

Конкретными инструментами  реализации экономических методов  управления являются налоги, государственные  задания и заказы, цены, лицензии, квоты, пошлины, бюджетное финансирование (централизованные капитальные вложения, дотации, субсидии, субвенции).

Одним из способов применения этих инструментов управлений может  быть льготный режим их действия. Льготы в налогообложении, финансировании, кредитовании, квотировании являются составляющими налоговой, финансовой, ценовой, кредитной, экспортной, таможенной политики государства.

В частности, государственными органами управления или законодательством  предусматриваются стимулирующие  меры в виде льготного налогообложения  некоторых видов деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, строительные работы, производство медицинского оборудования и средств реабилитации больных и т. д.); дотирования производства на предприятиях народнохозяйственного значения (например, топливно-энергетический комплекс); установления льготного режима экспорта; вывода из-под налогообложения прибыли предприятий, направленной на развитие производства, на благотворительные цели, на реабилитацию инвалидов; снижения размеров подоходного налога с малоимущих слоев населения. И наоборот, в качестве сдерживающего рычага законодательно и административно установлены меры по дополнительному налогообложению (акцизы на винно-водочные, табачные изделия и др.), повышенные ставки подоходного налога с граждан, имеющих высокие доходы, декларирование цен на продукцию предприятий-монополистов, ввозные и вывозные таможенные пошлины и др.

Очень важно в современных  условиях и надлежащее использование социально-психологических методов управления. Активное воздействие на сознание участников производства, регулирование характера взаимоотношений между членами коллектива, систематическая учеба кадров и повышение их квалификации — важнейшая сторона положительного воздействия на повышение результатов производства.

К правовым методам относят выработку и подчинение выработанным правилам деятельности, соблюдение которых гарантируется принудительной силой государства. При этом используется совокупность юридических средств воздействия на связи и отношения, возникающие в сфере управления: правовые нормы, правоотношения, правовые акты и др.

Особенностью всех групп  методов является их тесная взаимосвязь  и взаимозависимость, взаимообусловленность. Поэтому наиболее эффективной является система правления, в которой  достигается оптимальное сочетание  всех названных методов управления производством. Зачастую стратегические задачи общегосударственного, перспективного характера могут задаваться, регулироваться правовыми (в виде определенного законодательства, в том числе хозяйственного), отчасти административно-распорядительными методами, а конкретные, текущие задачи производства более эффективно решаются путем использования экономических, социально-психологических, правовых методов управления.

На протяжении многих лет  в нашей экономике и отдельных  ее отраслях превалировали административные, командные методы управления в ущерб экономическим, что соответствовало принципам построения и функционирования планово-распорядительной, директивной экономики. Поэтому следует особо отметить важную роль экономических методов управления, основой которых являются различные формы планирования и экономического стимулирования производства.

Усиление их роли в противовес административным методам управления является непосредственным следствием перехода к рыночным отношениям в  экономике. Такой переход предполагает отказ от непосредственного, прямого участия государства в управлении производством, переход лишь к государственному регулированию экономики, демократизацию экономической жизни вообще. Можно заметить, что инструменты реализации методов управления в значительной мере остаются такими же, однако, если при административном управлении они применялись как инструменты прямого воздействия, то при экономических методах управления — чаще всего в целях косвенного воздействия. Направление управляющего воздействия смещается при этом из области постановки целей и задач в область разработки способов их достижения. На первый план выходит необходимость создать условия, подталкивающие общее развитие производства в нужном направлении.

В связи с этим демократизацию экономики можно охарактеризовать как процесс делегирования функций управления экономикой в местные органы, и прежде всего непосредственно на предприятия для усиления их самостоятельности, свободы принятия решений, сокращения различных ограничений в области предпринимательской деятельности, хозяйствования, финансов и др. Все это нашло отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах последнего периода.

Этот процесс сопровождается разделением функций государственного и хозяйственного управления, которые до последнего времени были очень тесно связаны. Государственное регулирование имеет место лишь как форма целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения и поддержания определенных процессов, изменения социально-экономических явлений или их связей. В современных условиях сейчас оно может проявляться только в экономическом регулировании рыночных отношений отмеченными выше способами, распространении достижений научно-технического прогресса, подготовке кадров, законодательной деятельности, исполнении контрольных функций за экологизацией производства, качеством продукции, в защите потребителей. Непосредственно на предприятия эта часть системы управления не воздействует.

Функции же хозяйственного управления остаются за соответствующими органами управления на различных уровнях и по соответствующим отраслям производства. Причем следует подчеркнуть, что количество и состав этих органов существенно изменены.

При этом система органов  государственного управления строится по принципу «сверху вниз», а система хозяйственного управления должна формироваться по обратному принципу — «снизу вверх».

Государственное управление в этих условиях функционирует в  значительной мере по административно-территориальной принадлежности (район, округ, область, край, республика), а хозяйственное управление — по отраслевому либо территориально-отраслевому признаку.

Каркасом всей системы  управления является ее организационная  структура. В связи с глубочайшими изменениями, происходящими в экономике, и процессами ее демократизации, осуществляются кардинальные изменения и в организационной структуре управления производством. Отказавшись от постоянного диктата государства над участниками производства, предпринимателями, можно получить возможность значительного сокращения органов управления, которые занимались выполнением функций, в настоящее время системой управления не осуществляемых.

По этой причине структура  системы управления экономикой находится  в состоянии постепенной реконструкции и в настоящее время выглядит укрупнено следующим образом. Высшим исполнительным органом государственной власти, осуществляющим в том числе и руководство экономикой, является Правительство Российской Федерации, которое в своей деятельности опирается на постоянные органы управления группами однородных взаимосвязанных отраслей, государственные комитеты, комиссии, министерства, федеральные службы, российские агентства, выполняющие определенные функции управления.

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"