Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.
Экономика предприятия
МЕХАНИЗМ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ (ФИРМОЙ)
11.1. Функции и методы управления
экономикой, их развитие и
Установление целей
производственно-хозяйственной
Управление производством
Развитие такой особенной
отрасли знаний, как управление хозяйством,
— результат накопления и обобщения
опыта управления в ходе длительной
истории экономической
Эволюция управленческого мышления в XX в. просматривается как переход от классической школы (начало века), впервые предложившей формализованные структуры управления, строгое разграничение полномочий, ответственности, административной соподчиненности, к более гибким принципам формирования структуры управления, отражающим потребности развивающегося и усложняющегося производства и отношений, связанных с распределением его результатов.
Так, в 20-х годах XX в. получила распространение тенденция учета социальных отношений в управлении. В этих условиях появились более динамичные сетевые структуры управления, стали учитываться возможности их саморегуляции. Дальнейшим развитием теории управления явились способы использования в этих целях системного подхода, когда управление рассматривается как сложноорганизованная, многоуровневая система, состоящая из функциональных подсистем (а те в свою очередь — из отдельных элементов). Еще более усилило действенность управленческого мышления использование теории вероятностей, которая позволила комплексно учитывать вероятный характер достижения определенных результатов на каждом управленческом уровне, определять степень возможного влияния на них формальных и неформальных факторов.
И, наконец, максимально действенным и оперативным делает управление использование компьютерных технологий, информатизация управленческих процессов.
Содержание процесса,
управления производством наиболее
полно характеризуется его
Основные функции управления производством определяют и методы, с помощью которых эти функции реализуются. В зависимости от способа воздействия на управляемую систему, выделяются административно - распорядительные, экономические, социально-психологические и правовые методы управления. Сущность каждой из групп методов заключается в следующем.
В основе административно - распорядительных методов лежат безвозмездные отношения субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов.
В основе экономических методов лежат экономические интересы различных уровней производства, необходимость соизмерения затрат с полученными результатами. Их использование предполагает, что отношения между отдельными элементами экономической системы, между управляющими и управляемыми звеньями строятся на хозрасчетных принципах, на возмездных началах. С точки зрения государства и общества, экономическое воздействие на участников производства может выражаться в проведении определенной политики финансирования, кредитования, ценового регулирования, рационального налогообложения, в поддержке производства путем субсидирования определенных программ, стимулирования научно-технического прогресса, в социальной защите населения.
Конкретными инструментами реализации экономических методов управления являются налоги, государственные задания и заказы, цены, лицензии, квоты, пошлины, бюджетное финансирование (централизованные капитальные вложения, дотации, субсидии, субвенции).
Одним из способов применения этих инструментов управлений может быть льготный режим их действия. Льготы в налогообложении, финансировании, кредитовании, квотировании являются составляющими налоговой, финансовой, ценовой, кредитной, экспортной, таможенной политики государства.
В частности, государственными
органами управления или законодательством
предусматриваются
Очень важно в современных
условиях и надлежащее использование социально-
К правовым методам относят выработку и подчинение выработанным правилам деятельности, соблюдение которых гарантируется принудительной силой государства. При этом используется совокупность юридических средств воздействия на связи и отношения, возникающие в сфере управления: правовые нормы, правоотношения, правовые акты и др.
Особенностью всех групп
методов является их тесная взаимосвязь
и взаимозависимость, взаимообусловленность.
Поэтому наиболее эффективной является
система правления, в которой
достигается оптимальное
На протяжении многих лет
в нашей экономике и отдельных
ее отраслях превалировали
Усиление их роли в противовес административным методам управления является непосредственным следствием перехода к рыночным отношениям в экономике. Такой переход предполагает отказ от непосредственного, прямого участия государства в управлении производством, переход лишь к государственному регулированию экономики, демократизацию экономической жизни вообще. Можно заметить, что инструменты реализации методов управления в значительной мере остаются такими же, однако, если при административном управлении они применялись как инструменты прямого воздействия, то при экономических методах управления — чаще всего в целях косвенного воздействия. Направление управляющего воздействия смещается при этом из области постановки целей и задач в область разработки способов их достижения. На первый план выходит необходимость создать условия, подталкивающие общее развитие производства в нужном направлении.
В связи с этим демократизацию экономики можно охарактеризовать как процесс делегирования функций управления экономикой в местные органы, и прежде всего непосредственно на предприятия для усиления их самостоятельности, свободы принятия решений, сокращения различных ограничений в области предпринимательской деятельности, хозяйствования, финансов и др. Все это нашло отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах последнего периода.
Этот процесс сопровождается
разделением функций
Функции же хозяйственного управления остаются за соответствующими органами управления на различных уровнях и по соответствующим отраслям производства. Причем следует подчеркнуть, что количество и состав этих органов существенно изменены.
При этом система органов государственного управления строится по принципу «сверху вниз», а система хозяйственного управления должна формироваться по обратному принципу — «снизу вверх».
Государственное управление
в этих условиях функционирует в
значительной мере по административно-
Каркасом всей системы управления является ее организационная структура. В связи с глубочайшими изменениями, происходящими в экономике, и процессами ее демократизации, осуществляются кардинальные изменения и в организационной структуре управления производством. Отказавшись от постоянного диктата государства над участниками производства, предпринимателями, можно получить возможность значительного сокращения органов управления, которые занимались выполнением функций, в настоящее время системой управления не осуществляемых.
По этой причине структура системы управления экономикой находится в состоянии постепенной реконструкции и в настоящее время выглядит укрупнено следующим образом. Высшим исполнительным органом государственной власти, осуществляющим в том числе и руководство экономикой, является Правительство Российской Федерации, которое в своей деятельности опирается на постоянные органы управления группами однородных взаимосвязанных отраслей, государственные комитеты, комиссии, министерства, федеральные службы, российские агентства, выполняющие определенные функции управления.