Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.
Экономика предприятия
Лекция 6
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)
6.1. Значение и предпосылки
инновационной деятельности
Одной из приоритетных целей развитых стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни населения. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен и финансов, расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами.
Исторический опыт, итоги
экономического соревнования различных
социально-экономических систем доказали
возможность долговременного
Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и особенно — промышленности. Экономисты Российского Экспертного института, исследуя проблемы промышленной политики, делают вывод о том, что в основе экономического роста лежат два процесса:
Концепция технологических укладов исходит из того, что на протяжении последних трех столетий в истории технологической эволюции прошло пять волн, каждая из которых сформировала определенный тип технологического уклада.
Первый уклад (1785—1835) основывался на новых технологиях в текстильной промышленности, а также на использовании энергии воды.
Второй уклад (1830—1890) связан с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. Наряду с мелкими фирмами развивались крупные предприятия с числом рабочих мест более тысячи, появлялись новые формы предпринимательства, возникала масса акционерных обществ.
Третий уклад (1880—1940) базировался на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, на новых открытиях в области химии и развитии химического комплекса. Получили развитие огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощались крупными, в последних появился слой руководителей среднего звена. На рынке господствующее положение заняли монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляло контроль, либо полностью владело естественными монополиями и предоставляло общественные блага. Происходила концентрация банковского и финансового капиталов.
Четвертый уклад (1930—1990). В его основе
— дальнейшее развитие энергетики,
в основном базирующееся на использовании
нефти, нефтепродуктов и газа, средств
связи, новых синтетических
Пятый уклад начал формироваться с середины 80-х годов, и его основой стали достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, в освоении космического пространства, спутниковой связи и т. д. На этом фоне начался переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм соединенных электронной связью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации доставок «точно в срок».
Для экономики нынешней России характерно наличие многоукладности: третий, четвертый и пятый уклады, однако преобладают третий и четвертый. Наиболее современный, пятый, технологический уклад в прошлом десятилетии начинал развиваться при поддержке государства, а в современных российских условиях при отсутствии такой поддержки — разрушается. Формирование и развитие пятого технологического уклада в России зависит как от государственной поддержки, так и от инновационной деятельности предприятий.
В последние годы в России получают распространение разработанные Международным валютным фондом и принятые в Системе национального счетоводства показатели сравнительной конкурентоспособности, которые позволяют сопоставлять издержки производства и цены в обрабатывающей промышленности различных стран.
Изменения в социально-экономической системе, переход России к свободному рынку, либерализация цен внутренней и внешней торговли показали крайне низкую конкурентоспособность продукции российского производства, за исключением отдельных видов, включая продукцию военно-промышленного комплекса. Низкая конкурентоспособность российского производства способствовала углублению экономического кризиса. Несмотря на то, что Россия пока еще сохраняет значительный инновационный потенциал, направленность этого потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности крайне слаба.
В промышленности России за последние 10 лет снизилась инновационная активность. Удельный вес предприятий, разрабатывавших и внедрявших в 2001 г. новые либо усовершенствованные продукты и технологические процессы, в промышленности составлял 9,2 % против 16,3 % в 1992 г. Это значительно ниже, чем в Португалии (26 %) и Греции (29 %), отличающихся минимальными показателями инновационной активности среди стран Европейского союза. Разрыв же с лидирующими государствами, такими, как Нидерланды (62 %), Австрия (67 %), Германия (69 %), Дания (71 %) и Ирландия (74 %), достигает 10—12 раз.
Одна из четко выраженных и негативных тенденций инновационной деятельности — низкая отдача от инноваций. Это подтверждается малой долей инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции — 4,4 % в 2001 году. Особенно низким являлся этот показатель в полиграфической промышленности (0,8 %), в цветной металлургии (1,5-%), легкой промышленности (2,3 %), промышленности строительных материалов (4,0 %) и только в машиностроении и металлообработке он был заметно выше среднего —10,3 %.
Доля принципиально новой продукции едва достигает 10 % общего объема продаж инновационных предприятий.
О низкой результативности инновационной деятельности в промышленности свидетельствуют и невысокие показатели экспорта инновационной продукции. На 1 января 2001 г. имелось 1094 соглашений на экспорт российских технологий, а чистая стоимость предмета соглашения составляла менее 0,5 млрд. долл. По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции Россия более чем вдвое уступает Дании, Греции и Австрии. Разрыв с Южной Кореей и Малайзией достигает примерно 13 раз, Германией и Великобританией — 27, Японией — 38, США — 70 раз. Это наглядно подтверждает сырьевую ориентацию отечественной экономики и низкую конкурентоспособность российских предприятий на международном рынке наукоемкой продукции, основанной на микроэлектронике, тонкой химии и биотехнологиях.
6.2. Основные понятия инноватики и инноваций
В практике экономического анализа и исследований используют ряд терминов, которые дают представление об инноватике, инновациях и инновационном процессе.
Инноватика — область науки, изучающая различные теории нововведений — формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений.
Инновационная деятельность— это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый- в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, государства) — это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационная программа — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции и технологий.
Инновационная инфраструктура — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно - технологические центры, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).
Среди структур, способствующих развитию инновационной деятельности, особенно важны технопарковые структуры, которые могут быть простейшими типа научных «отелей», размещающихся в небольших зданиях и охватывающих 2—3 вида услуг, до технополисов и регионов науки, представляющих крупные региональные экономические комплексы с инновационной направленностью.
По возрастающей степени
сложности технопарковые
Инкубатор представляет собой сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг, и занимает одно или несколько зданий. Инновационная фирма в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет. По истечении этого срока инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.
Технологический парк — это научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, основная задача которого состоит в формировании благоприятной сферы для развития малых наукоемких фирм-клиентов. Структурной единицей технопарка является центр, а к числу наиболее важных центров относятся: исследовательский центр, инкубатор, научно-технологический комплекс (инновационный центр), промышленная зона, маркетинговый центр, центр обучения и др. Каждый из перечисленных центров реализует специализированный набор услуг, например, услуги, связанные с проведением исследовательских работ или с переподготовкой специалистов по какому-либо определенному технологическому направлению.
Технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе вновь строящихся городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа. Они возникают обычно на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон тем не менее располагают развитыми инновационными структурами.
Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, так как новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе. В регионе науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфрастуктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения и др. Регион науки и технологий может включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также широкую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.
Результатом инновационной деятельности
является интеллектуальный продукт. Интеллектуальным
продуктом называют результат деятельности
в области духовного производст
К интеллектуальному продукту относятся: научно-техническая продукция, продукция информатики и продукты культуры.
6.3. Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики
Развитие инновационной
деятельности предприятий в России
чрезвычайно осложнено
Широкомасштабная
Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.