Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.
В связи с инновациями различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную.
Классическая модель — это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели часто увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти.
Вторая модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.
Действительная новизна
продукта или процесса должна всегда
приводить к росту
По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.
Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники.
Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла.
Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.
По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируют на потребительские и инвестиционные, по степени сложности (или масштабу) — на сложные (синтетические) и простые инновации. По причинам возникновения инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.
Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.
Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.
По характеру применения различают:
Побудительными мотивами
развития инноваций на предприятии
являются стремления снизить издержки
предпринимательской
Отсюда у каждого
предприятия возникает
Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.
Понятие «инновация»
может применяться к тем новшес
Жизненный цикл инноваций охватывает 4 этапа, последовательность которых можно видеть на рис. 11.1.
Прикладные и |
Коммерциализация новшеств | |||||
t |
Рис. 6.1. Функциональная последовательность инновационного процесса
На первом этапе осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.
Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.
На третьем этапе
Четвертый этап — коммерциализация новшества — продолжается от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара.
Жизненный цикл товара завершается исчезновением этого товара с рынков сбыта. Зависимость объема продаж от жизненного цикла товара графически представлена на рис. 6.2.
Внедрение Рост Зрелость Упадок Исчезновение
Рис. 11.2. Зависимость объема продаж от жизненного цикла
Для успешной деятельности предприятия при разработке бизнес-планов чрезвычайно важно учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится производимая продукция, с тем чтобы, упреждая действия конкурентов, осуществить инновации и обеспечить дальнейшее увеличение объема продаж более совершенных моделей или принципиально новых изделий.
На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие — препятствуют. Например, в группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказыают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфрастуктуры. В этой же группе факторов препятствуют инновационной деятельности отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т. д. Аналогичные примеры можно приводить и по другим группам факторов.
Предприятие-инноватор
разрабатывает инновационный
Рис. 11.3. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия
Предприятие-инноватор
заключает с инновационным
Инновационный предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки передаются заказчику для дальнейшего использования.
Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т. е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.
В последнее время в деловом мире все более широкое распространение получает реинжиниринг, считающийся одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом деле.
Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на перестройку (перепроектирование) деловых процессов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предприятия.
В экономической литературе по реинжинирингу выделяют два вида деятельности: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития. По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации, дела идут плохо и необходимы решительные меры, вплоть До «хирургических», для ликвидации «очагов заболевания». Реинжиниринг развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков сбыта конкурентами. Для большинства российских предприятий эффективным может быть только кризисный реинжиниринг.
6.4. Направления
и методы реализации
Инновационная политика
в России призвана обеспечить увеличение
валового внутреннего продукта за счет
освоения производства принципиально
новых видов продукции и технол
Инновационная политика
российского государства
Главными методами реализации государственной инновационной политики в России могут быть: