Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Среди них — некоторые федеральные министерства:

  • Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
  • Министерство РФ по налогам и сборам;
  • Министерство имущественных отношений РФ;
  • Министерство промышленности, науки и технологий РФ;
  • Министерство природных ресурсов РФ;
  • Министерство сельского хозяйства РФ;
  • Министерство энергетики РФ;
  • Министерство труда и социального развития РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Министерство экономического развития и торговли РФ.

Государственные комитеты РФ:

  • Государственный комитет РФ по рыболовству;
  • Государственный комитет по связи и информатизации;
  • Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии;
  • Государственный комитет РФ по статистике;
  • Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
  • Государственный таможенный комитет РФ и др.

Федеральные комиссии России:

  • Федеральная энергетическая комиссия РФ.

Федеральные службы России:

  • Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Федеральная служба земельного кадастра России;
  • Федеральный горный и промышленный надзор России.

Российские  агентства:

  • Российское агентство по судостроению;
  • Российское агентство по системам управления.

В плане руководства  производством ведущими из них являются центральные экономические министерства, комитеты и, прежде всего, — Министерство экономического развития и торговли РФ.

Главной задачей этого  министерства как федерального органа исполнительной власти является определение  в рамках единой общегосударственной  социально-экономической политики путей и методов эффективного развития экономики страны.

Таким образом, властными  органами на уровне правительства РФ закреплен отказ от централизованного  директивного планирования экономического и социального развития страны. В  соответствии с этим определяются и  основные функции, выполняемые Министерством экономического развития и торговли РФ:

  • организация и координирование разработки комплексного прогноза социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период времени;
  • разработка сводного финансового баланса страны, экономическое обоснование статей доходов и расходов федерального бюджета;
  • формирование бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (выполнение работ, услуг) для федеральных государственных нужд;
  • анализ состояния и тенденций социально-экономического развития, подготовка докладов о состоянии экономики страны;
  • организационно-методическое руководство и координация работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
  • организация и координация разработок государственной инвестиционной и инновационной политики;
  • разработка предложений по экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, внешнеэкономических связей;
  • разработка государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению отечественных инвестиций за рубежом;
  • разработка предложений по основам ценовой политики РФ, совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов;
  • участие в разработке и реализации социальной политики;
  • разработка и реализация экономического механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства;
  • разработка предложений по развитию рыночной инфраструктуры.

Кроме Министерства экономики, важное место в структуре управления экономикой занимают также Министерство финансов, Министерство труда и социального развития, Министерство промышленности, науки и технологий РФ и др.

Состав госкомитетов и министерств, по сравнению с  существующей структурой управления, должен быть максимально сокращен, так как управленческий госаппарат непомерно разбух. С учетом производственно-технологических особенностей отраслей и их роли в развитии экономики в промышленности созданы и функционируют объединения предприятий различного уровня в виде ассоциаций, концернов и т. п.

 

11.2. Организационная структура  предприятия (фирмы)

Любая структура управления включает в себя органы, осуществляющие управленческое воздействие, устойчивые взаимосвязи  между этими органами и исполнителями. Состав и соподчиненность взаимосвязанных  органов управления, выполняющих различные функции по управлению предприятием, представляют собой организационную структуру управления предприятием. Организационная структура управления отражает внутреннее строение управленческой системы, и критерием ее рациональности является оптимальное число ступеней управления.

Подразделения основного производства и взаимосвязь между ними

Технологическая структура

     

Подразделения вспомогательного производства, взаимосвязи между  ними и с подразделениями основного  производства Производственная структура

   

Подсобные хозяйства, производства из отходов, объекты социальной сферы, их взаимосвязи с производственными  подразделениями Хозяйственная структура

 

Подразделения вспомогательного производства, взаимосвязи между ними и с подразделениями основного производства

Организационная структура предприятия


Рис. 11.1. Организационная структура предприятия

С этой точки зрения понятие  организационной структуры тесно  связано с характеристиками структуры  предприятия, данными в предыдущих главах (технологическая, производственная, хозяйственная структура).

Обоснованная, правильно  выбранная организационная структура  управления создает благоприятные  условия для принятия оптимальных  решений, повышения оперативности  управления, сокращения управленческих циклов, усиления исполнительской дисциплины и повышения экономичности работы всей системы в целом.

Общее и функциональное руководство со стороны управляющих  органов на уровне предприятия реализуется  в виде планирования, организации  труда, заработной платы, технического контроля производства и качества продукции, ремонта, энергоснабжения, транспорта, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, набора и подготовки кадров, учета и анализа хозяйственной деятельности, финансирования, хозяйственного обслуживания, охраны труда и др.

Особую значимость в  структуре управления в условиях рыночных отношений приобретают  маркетинговые службы. Маркетинг  — это система управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью предприятия, ориентированная на требования рынка, запросы и потребности покупателей в товарах и услугах с целью возрастания доходов предприятия.

В зависимости от того, каким образом сформированы и  действуют управленческие связи  между перечисленными службами управления и исполнителями, а также между самими функциональными службами, различают несколько типов управленческих структур.

Управление предприятием осуществляется по линейным и функциональным связям между руководителем и  подразделением. Поэтому спектр основных типов организационных структур простирается от простейших — линейной (иерархической) и функциональной — до сложных, какими являются дивизиональная, матричная структура, структура, ориентированная на поиск нового, множественная структура и др.

По линейным связям происходит прямое управление ходом производственного процесса (директор — начальник цеха — мастер), при котором на каждом уровне сосредоточиваются в одних руках все функции управления производством. Таким образом, сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним должностным лицом — руководителем объекта (директором предприятия, начальником цеха, мастером участка), который получает информацию от подчиненных ему лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, несет ответственность за ее работу перед вышестоящим руководителем. В чистом виде этот вид структуры не применяется, особенно на крупных объектах, так как в этом случае объем информации и знания, которыми должен обладать руководитель, чрезвычайно велики, что снижает обоснованность управленческих решений. Поэтому такую структуру используют небольшие предприятия с однородной несложной технологией производства либо низовые производственные звенья при выполнении однотипных работ.

По функциональным связям подготовка решений для линейных руководителей осуществляется специализированными функциональными службами. Отсюда и сущность функциональной структуры управления можно свести к тому, что отдельные подразделения (службы предприятия) и их работники специализируются на выполнении определенных функций. При этом управляющие воздействия поступают от нескольких лиц, каждое из которых действует в пределах своей компетенции, то есть налицо — множественность связей между различными управленческими подразделениями, с одной стороны, и производственными — с другой. В чистом виде она сейчас, как правило, применяется на предприятиях, устойчиво выпускающих ограниченное число однородных продуктов.

Если же предприятие расширяет номенклатуру изделий, растет география рынков сбыта, то функциональные управляющие, во-первых, сталкиваются с внутрифирменной конкуренцией; во-вторых, слабо скоординированы с другими функциональными службами (а стоимость их координации довольно высока); в-третьих перегружены проблемами краткосрочного характера; в-четвертых, ограничены с точки зрения подготовки себя как будущего руководителя.

Особо следует сказать  о таком недостатке чисто функциональной структуры управления, как эффект «горлышка бутылки», когда решение снизу поднимается через функциональных управляющих до руководителя, что влечет за собой снижение ответственности в низовых структурах. Частично снижению эффекта «горлышка бутылки» способствует перенос центра тяжести и сдвиг внимания в работе к конечному результату (продукту, потребителю, рынку), повышение ответственности руководителя продукта за конечный результат, повышение его инициативы и автономии.

Путем рационального  сочетания линейных и функциональных, связей и соблюдения принципов формирования аппарата управления разрабатывается комбинированная (линейно-функциональная) структура управления, наиболее распространенная на предприятиях массового производства. Такая структура называется иногда штабной, так как предусматривает организацию при различных звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений (штабов). Основная роль этих подразделений состоит в выполнении подготовительных операций по разработке проектов решений, которые вступают в силу только после их утверждения соответствующими линейными руководителями (директором предприятия, начальником цеха).

Решающим достоинством такой смешанной структуры управления является возможность закрепления  за соответствующими службами достаточно узкого круга функциональных задач, возможность концентрации усилий работника непосредственно на своей текущей деятельности.

Примерами таких функциональных служб являются планово-экономический  отдел, бухгалтерия, отдел труда  и заработной платы, финансовый отдел  и т. п.

Однако такой структуре управления свойственны и недостатки, связанные с необходимостью роста числа, сложности функциональных связей и вызванных этим ростом управленческих расходов, снижением оперативности принятия и выполнения управленческих решений.

Поэтому при создании функциональных отделов в составе аппарата управления учитываются масштабы производства и производственная структура предприятия, сложность технологических процессов, характер выпускаемой продукции. Чем больше масштаб производства на предприятии, тем сложнее аппарат управления им.

По иным принципам  строится дивизиональная структура управления. В данном случае ее формирование идет не по функциональному признаку, а по конкретному виду продукции, их однородной совокупности или по определенному кругу потребителей.

В этом случае каждая выделенная по вышеуказанному принципу продуктово - рыночная единица предприятия, которую  иногда называют отделением (дивизионом), имеет свою собственную внутреннюю структуру функциональных подслужб — производства, сбыта, планирования и т, д.

В рамках же непосредственного  управления у руководства предприятием остаются только общезаводские службы (финансовая, кадровая, юридическая  и др.). При этом руководитель отделения  дивизиона, назначенный центральным  руководством, полностью отвечает за эффективность деятельности этого подразделения.

В настоящее время  дивизиональная структура управления широко распространяется в связи  с процессами концентрации, централизации  производства, рождением концернов, многопрофильных корпораций, консорциумов. Дивизионы в таких экономических образованиях практически самостоятельны с производственной технологической точки зрения, представляют из себя «предприятия в предприятиях».

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"