Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Если вновь создаваемое  предприятие планируется создать  в виде федерального или муниципального предприятия, необходимо определить возможный  перечень соответствующих органов  федерального или муниципального уровня, учреждающих это предприятие. Здесь  же необходимо определить и вид унитарного предприятия — как предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо как предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенное предприятие).

После определения организационно-правовой формы предприятия необходимо разработать организационную структуру управления с указанием для каждого подразделения, службы их места в организационной иерархии, круга и возможностей взаимосвязи с другими службами. Здесь же зачастую прорабатывается и связывается с организационной производственная структура предприятия.

План организации бизнес-проекта  немыслим без определенной организации  работы персонала. Для обеспечения  полного соответствия работников выполняемым  задачам исходным пунктом организации  работы персонала должны являться квалификационные требования к специалистам соответствующего профиля и формируемый из них штат сотрудников. Здесь же определяются формы, системы, уровень оплаты их труда, а также другие затраты (отчисления), связанные с этим.

Эти расчеты могут быть дополнены разработкой мероприятий по обеспечению предприятия кадрами, их переподготовке, повышению квалификации, привлечению специалистов со стороны в качестве совместителей и т. д.

Финансовый план концентрирует  в себе результаты всех предыдущих разделов, подводит основные возможные финансовые итоги разработанного проекта и поэтому разрабатывается по результатам этих разделов - в частности, по результатам прогноза производства и сбыта продукции, работ, услуг. В данном случае должны быть обязательно учтены следующие экономические характеристики хозяйственной среды, в которой предполагается реализация проекта:

  • дата начала и продолжительность реализации проекта;
  • временные горизонты (пределы) расчета проекта;
  • дифференцированная инфляционная характеристика среды;
  • налоговые условия (перечень видов налогов, налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы по ним, сроки их уплаты, возможные тенденции изменения);
  • изменения курса валют, по которым ведутся расчеты в проекте;
  • таможенные условия (ввозные, вывозные пошлины, требования валютного контроля и др.), в случае, если проект носит внешнеэкономический характер.

Финансовый план предусматривает  следующие финансовые расчеты: прогноз  объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; таблицу  доходов и затрат; сводный баланс активов и пассивов предприятия (балансовый план); график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации строится на основе прогнозирования  размеров продаж, сегментации рынка, проведенных в предыдущих разделах, — в частности, при анализе рынка сбыта и формировании стратегии маркетинга. Прогноз дается, по меньшей мере, на первые три года, причем данные за первый год обычно представляются в помесячной разбивке, за второй год - в поквартальной, а на третий год даются общей годовой суммой, поскольку все более отдаленная перспектива делает возможным лишь укрупненный прогноз.

Баланс денежных расходов и поступлений (отчет о движении денежных средств) позволяет определить общую сумму необходимых для  реализации денежных средств с разбивкой  их по конкретным этапам реализации проекта. При разработке этого раздела предельно важно оценить взаимозависимость и последовательность как поступления денежных средств, так и их расходования, то есть предельно точно, по возможности, отразить приток и отток денежной наличности и ее остатки в динамике от одного расчетного периода к другому. От этого во многом будет зависеть общая сумма требуемых единовременных денежных затрат, так как длительные периоды замораживания средств в расчетах с поставщиками ресурсов или покупателями готовой продукции во многом могут увеличить потребность в единовременных финансовых вложениях.

Расчет доходов и затрат (отчет о прибылях и убытках) производится с учетом прогнозируемого объема продаж и ориентировочного размера издержек производства и обращения в разделе отдельных периодов времени. Таким образом, этот расчет отражает ожидаемые результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в конкретные периоды реализации проекта, позволяет определить размеры планируемой предприятием прибыли определенные моменты времени.

Сводный баланс активов и пассивов предприятия (план-баланс) как оценочный  и аналитический документ особенно важен для инвесторов и кредиторов, так как именно в нем рассчитывается действительная величина активов предприятия и размер пассивов конкретного вида, за счет которых предприятие будет финансировать воспроизводство, то есть характеризуется устойчивость финансового положения предприятия в конкретный период времени. Кроме того, этот раздел показывает финансовое состояние предприятия на момент окончания реализации проекта.

Завершающим документом этого раздела бизнес-плана является график достижения безубыточности - схема, отражающая влияние объемов производства, продажной цены и себестоимости  продукции на прибыль предприятия. Величину выручки от реализации, при которой предприятие просто покрывает все свои расходы, не получая никакой прибыли, обычно называют критическим объемом производства.

Такой критический объем  производства (уровень безубыточности) можно определить методом управления.

Примем, что х - критический объем производства, при котором достигается безубыточность на предприятии единицы товара; Ц — цена за единицу товара, руб.; С - условно-постоянные расходы в себестоимости всего выпуска, руб.; П - условно-переменные расходы в себестоимости единицы товара, руб.; Пр – прибыль, которая в точке безубыточности равна нулю.

В состав условно-постоянных расходов включаются: сумма полученных предприятием кредитов и процентов  по ним; сумма накладных расходов по предприятию в целом; сумма амортизационных отчислений по всем основным фондам.

В состав условно-переменных затрат входят: затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия; затраты  на топливо и энергию на технологические  цели; затраты на оплату труда основных производственных рабочих и начислений на нее.

В этом случае вариант безубыточности будет описываться уравнением:

Ц • х = С + П • х + Пр.

Так как Пр = 0, то есть выручка равна затратам, то:

Ц • х = С + П • х.

Отсюда, критический объем  производства равен:

Графически определение  критического объема сводится к нахождению абсциссы точки безубыточности.

На основе результатов  расчетов, проведенных в финансовом плане, проводится оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, определяются потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры, возможный срок окупаемости вложений.

 

 

Выручка


от реализации 

    Совокупные 


    издержки


 

Точка

безубыточности         Переменные

            издержки


 


    Постоянные

    издержки

      х


Критический объем

Рис. 12.1. График достижения безубыточности

В зависимости от каналов  поступления средств, их источники  могут быть внутренними (собственными) и внешними. Внутренние источники  финансирования могут иметь место  на предприятии как результат предыдущей производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, уставный капитал и др.). Однако зачастую собственных внутренних источников финансирования недостаточно. Тогда остается вариант привлечения внешних источников в виде:

  • дополнительного привлечения средств собственников - вкладчиков или акционеров. Дополнительные взносы собственников-вкладчиков увеличивают уставный капитал предприятия. Дополнительный акционерный капитал формируется путем дополнительной эмиссии различного вида акций. Наиболее распространенной и предпочтительной эта схема финансирования считается в первоначальный период реализации крупных и долгосрочных проектов, отдача от которых отдалена во времени;
  • долевого или заемного финансирования (кредиты в коммерческих банках, централизованные государственные кредиты, ипотечные ссуды, долговые обязательства). При этом необходимо учитывать ситуацию на кредитном рынке, условия получения кредитов (кредитная ставка, требуемое финансовое обеспечение, гарантии и т. п.). Чаще всего привлечение заемных средств оправдано и возможно для проектов, реализуемых для расширения производства на действующих предприятиях. В этих случаях возможна относительно скорая отдача вложенных средств и, следовательно, не столь чувствительны относительно высокие процентные ставки кредита, не столь опасны штрафные санкции за невыполнение долговых, залоговых обязательств;
  • лизингового финансирования, когда лизинговая компания приобретает либо самостоятельно, либо с участием третьей финансирующей стороны (банка, например) необходимые для реализации проекта основные средства, а затем уже сдает, их предприятию, реализующему проект, во временное пользование (в лизинг).

Каждая из возможных  и предлагаемых схем финансирования бизнес-проекта должна быть просчитана и оценена по последствиям ее использования на данном предприятии.

Назначение анализа  риска в бизнес-плане сводится к обоснованию целесообразности и возможной безопасности вложения средств потенциальных участников и, главное, разработке мер по защите от возможных потерь. Для масштабных проектов более необходима детальная оценка рисков с использованием специального математического аппарата статистики и теории вероятностей. Для проектов узконаправленных, мелких зачастую достаточно чисто экспертной оценки специалиста. Применяют также анализ целесообразности затрат для определения потенциальных зон риска по кривым риска и финансового состояния предприятия в зависимости от возможных потерь и степени финансовой устойчивости.

При невозможности применения других способов прибегают к методу использования аналогов.

Довольно часто для  уменьшения риска используют анализ чувствительности, который позволяет  определить степень влияния критических  факторов на окончательный финансовый результат проекта.

Вся конструктивная часть  этого раздела может быть разбита на два направления: организационные меры по профилактике рисков; программа страхования от рисков. В частности, действенной мерой профилактики риска и снижения возможных негативных последствий может быть разработка альтернативных вариантов реализации отдельных частей проекта.

Вероятность того или  иного хозяйственного риска определяет и необходимость страхования. Система  страхования предусматривает возможность  покрытия за счет специальных страховых  организаций широкого круга различных потенциальных потерь, сопутствующих предпринимательской деятельности.

Заключительным моментом разработки бизнес-плана, чрезвычайно  важным и для предприятия, и для  его собственника, и для инвесторов, является оценка возможного срока окупаемости  вложений. С этой целью проводятся специальные расчеты, учитывающие специфику данной сферы деятельности, состав затрат единовременного и текущего характера, предполагаемую рентабельность производства и др. На основе этих расчетов делается заключение о возможности реализации всего проекта.

Среди приложений, наиболее часто встречающихся при разработке бизнес-планов, можно выделить: коммерческие предложения, деловые письма; копии  контрактов, лицензий; прейскуранты (прайс-листы) поставщиков ресурсов; прейскуранты на аналогичную продукцию других предприятий.

В конечном счете бизнес-план — это замена традиционного: технико-экономического обоснования определенным проектом деятельности. То есть бизнес-план, так  же, как и традиционный план, —  это определенная модель деятельности; но в данном случае речь идет о привязке традиционного планирования к категориям рыночной экономики - бизнес, конкурентная борьба, успех в ней на основе деятельности маркетинговых служб, коммерческий риск, его профилактика и страхование, стратегия финансирования, достижение безубыточности и необходимого уровня рентабельности, организация сервисного обслуживания потребителей продукции и т. д. С точки зрения содержания этой программы деятельности справедливо выражение: «Чем больше рынка, тем важнее план».

Подводя итог характеристике системы хозяйственного руководства  промышленностью, производством, можно  заметить еще раз, что хозяйственный  механизм и его отдельные части, которые рассмотрены в трех последних  вопросах (планирование, экономические  рычаги и стимулы, организационная структура управления), находятся в постоянном развитии. Особенностью его форм и методов является та их черта, что они всегда обусловлены реальной экономической действительностью и теми задачами, которые стоят перед экономикой.

12.3. Производство и поставки промышленной продукции

Отражая цели и задачи деятельности, план производства и  реализации продукции (производственная программа) является важнейшей составной  частью, ведущим разделом плана предприятия.

Все другие разделы плана  разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения,

Для обеспечения полной обоснованности производственная программа  должна удовлетворять следующим  требованиям, принципам, выдерживаемым  в процессе ее разработки:

  • правильное определение потребности в выпускаемой продукции и обоснование объемов ее производства заказами потребителей, конъюнктурой рынка. Конъюнктура рынка - это складывающиеся в данный период времени в соответствующем регионе социально-экономические, торговые, организационные и другие условия реализации товаров, включая наличие конкурентов, соотношение спроса и предложения товаров При данном уровне цен на них;
  • полная увязка натуральных и стоимостных объемов производства и реализации продукции, что стало особенно важным в условиях рыночного ценообразования;
  • обоснование плана производства продукции располагаемыми ресурсами и, в первую очередь, производственной мощностью.

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"