Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана предприятия (например, план по труду и кадрам).

При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы:

  • технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);
  • совершенствование организации производства и труда;
  • изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
  • рыночные (инфляция);
  • особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона.

При планировании решения  многосложных задач, задач оптимизационного характера могут быть применены программно-целевой метод, метод многовариантных расчетов либо экономико-математические методы.

Как правило, при планировании на предприятии одновременно используется не какой-либо один из вышеперечисленных  методов, а весь их комплекс.

В зависимости от признаков и особенностей существует традиционная классификация видов планирования и, в частности, планирования на уровне предприятия.

По содержанию, характеру  задач и способам их решения выделяется технико-экономическое и оперативно-производственное планирование. Технико-экономическое планирование определяет, направляет и организует все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия в части основных направлений развития, объемов производства, потребности в ресурсах, определения конечных результатов.

Технико-экономическое  планирование составляет основу оперативно-производственного  планирования, которое заключается  в календарной увязке производственного  процесса, выполняемого в подразделениях предприятия вплоть до рабочих мест, с учетом последовательности изготовления продукции, длительности циклов обработки и сборки. Взаимосвязь технико-экономического и оперативно-производственного планирования подчеркивает такие принципы планирования, как их комплексность и непрерывность.

Эти же принципы планирования проявляются и в существовании различных по охватываемому периоду времени планов. По таким временным горизонтам различают краткосрочное, или текущее (плановый период — один год), среднесрочное (до 5 лет) и долгосрочное (более 5 лет) планирование. Два последних вида планирования иногда объединяют одним названием — перспективное планирование. Сложность и длительность цикла осуществления крупных структурных сдвигов в экономике, требующих глубокого перераспределения ресурсов, смена приоритетов в развитии делают неизбежной необходимость использования перспективного планирования. В свою очередь, конкретизация поставленных в этих планах задач достигается с помощью текущего годового планирования.

12.2. Бизнес-планы как  особая форма планирования на  предприятии (фирме)

Одним из специфических  методов планирования хозяйственной  деятельности в условиях рыночной экономики, еще одной формой проявления его  необходимости и неизбежности является составление бизнес-планов.

Как следует из характеристики сущности планирования, продукт этой деятельности — план — является, как правило, и достаточно объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности фирмы, и необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Соответствовать таким  задачам может только целевой, программный  документ, представляющий собой систему  расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных  реализации основной цели предпринимательской деятельности — получения максимальной прибыли от нее. Такой системный документ, структурированный по определенным разделам, получил название бизнес-плана.

Среди тех функций, которые  выполняет этот плановый документ, можно выделить следующие:

  • обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;
  • планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;
  • привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов;
  • расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект, либо расширение самого проекта.

Систематизировать и  конкретизировать функции бизнес-планирования с позиций внешних и внутренних условий функционирования предприятия можно с помощью таблиц 12.1. и 12.2.

Как следует из круга  задач (функций) бизнес-плана, весь цикл работ по бизнес-планированию стартует после рождения какой-либо предпринимательской идеи и может быть реализован путем последовательного выполнения всех (или хотя бы основных, если проект не отличается особой сложностью) перечисленных стадий. При этом выполнение каждого очередного этапа становится возможным, если выполнены условия, сформулированные на предыдущем этапе. В частности:

  1. Этап разработки вариантов реализации идеи возникает при условии соответствующей ее формулировке и возможности разработки альтернативных вариантов корректной ее реализации.
  2. Этап анализа имеющихся вариантов может быть реализован при условии разработки соответствующих критериев отбора.
  3. Этап предварительного технико-экономического обоснования отобранного проекта может считаться выполненным, если определены оценки текущей дисконтированной стоимости ожидаемых доходов и расходов.
  4. Этап оценки степени осуществимости проекта может быть закончен, если определены основные социально-политические и экономико-организационные проблемы, влияющие на судьбу проекта, и сделан вывод о возможности их продолжения.
  5. Этап принятия решения о разработке бизнес-плана может быть пройден, если обеспечено соответствующее финансирование из запланированных источников.
  6. Этап конкретизации целей бизнес-плана может быть успешным, если правильно определен характер рыночной ситуации в данном секторе бизнеса.
  7. Этап выбора методик отбора и обработки данных, так же как и проведение технико-экономических расчетов, реализуется при условии соответствующего анализа существующих альтернативных методов сбора информации и ее обработки.
  8. Этап разработки детализированного бизнес-плана считается завершенным, если в нем сформулированы и проанализированы все разделы, которые могут заинтересовать любого из участников проекта.
  9. Этапы внутренней и внешней экспертизы проходят последовательно после проведения:
  • технической (инженерно-технической) экспертизы — анализ процессов, материалов, оборудования, кадров, инфраструктуры;
  • коммерческой экспертизы — анализ условий поставки ресурсов и сбыта готового продукта;
  • финансовой экспертизы — оценка рентабельности, риска, перспективы движения денежных потоков, источники финансирования;
  • экономической экспертизы — оценка экономической эффективности использования ресурсов.
  1. Этап реализации бизнес-плана может быть успешно пройден, если решены все организационные вопросы (организация производства, управления, учета).
  1. Этап перепланирования (корректировки) возможен при, необходимости внесения изменений, определенной в результате текущего контроля, оперативного наблюдения (мониторинга) за осуществлением проекта.
  2. Этап завершающей оценки эффективности бизнес-плана может быть реализован через определенный промежуток времени, в течение которого проект находится в эксплуатации. Этот этап проводится для определения особенностей реализации бизнес-плана и учета этих особенностей в будущих проектах.

Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом.

Таблица 12.1

Внутрифирменные функции  бизнес-плана

 

Функция управления производством

Функция бизнес-плана

Их содержание

Планирование и оценка деятельности

- разработка долговременной  стратегии (концепции) развития;

- обоснование конкретных  направлений деятельности, краткосрочных  целей; 

- разработка тактики  их достижения;

- прогнозирование результатов деятельности

Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования

— оценка научно-технического, производственного потенциала

- оценка степени использования  имеющегося потенциала; - выявление  и оценка резервов;

- разработка мероприятий по научно-техническому и производственному развитию

Организация и стимулирование деятельности

- определение центров  ответственности за результаты  деятельности

- обоснование обязанностей  структурных подразделений и  отдельных исполнителей

- анализ соответствия  кадрового состава

- переподготовка (повышение  квалификации существующего персонала;

- подбор (подготовка) новых  кадров

- анализ системы оплаты  и стимулирования труда

- оценка действенности  существующей системы оплаты  труда

Контроль, учет, диспетчирование производства

- контроль за результатами  деятельности, их учет

- учет отклонений от  плана, их анализ, формирование  системы «раннего оповещения»

- определение степени  и факторов риска

- разработка мероприятий  по снижению риска

- оценка вероятности  критических ситуаций и банкротства

- разработка профилактических  мероприятий по его предупреждению

- отчетность перед  собственниками;

- мобильность проекта  производства, подготовленность к  внезапным изменениям

- обеспечение устойчивости и живучести проекта


Разрабатываемый как  документ, имеющий целью обоснование  деятельности предприятия, различных  нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации  ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценка возможностей предприятия — производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.

Таблица 12.2

Внешние функции бизнес-плана

 

Функции бизнес-плана

Их содержание

Макроэкономический анализ соответствующих сфер производства

- определение стратегических  тенденций развития производства

Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики

- разработка и реализация  государственной политики;

- разработка и реализация  региональной политики

Привлечение инвестиций

А. Реальные инвестиции:

- централизованные инвестиции (государственные, региональные  программы);

- дотации, субсидии;

-децентрализованные  инвестиции

Б. Финансовые инвестиции:

- подготовка эмиссии  акций и реализация их на  фондовом рынке

Привлечение заемного капитала

- ссуды, кредиты

У становление деловых контактов, изучение целей участников

- организация и проведение  переговоров, торгов, заключение  контрактов

Обоснование направлений реализации

- приватизация государственных  (муниципальных) предприятий;

- обоснование совместных  производств с другими предприятиями;

- обоснование использования  иностранного капитала;

- обоснование создания  финансово-промышленных групп или  вхождения в них


Главная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).

В специальной литературе можно найти детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана вплоть до конкретной календарной привязки.

Принципиально важным с  точки зрения полноты охвата проблем  и последовательности их решения  является вопрос о структуре всего  планового документа и внутренней структуре его разделов.

Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных их разделов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления.

Наиболее распространенные на предприятиях формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе:

  • титульный лист;
  • резюме;
  • меморандум конфиденциальности;
  • описание предприятия и отрасли;
  • анализ рынка сбыта;
  • существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг;
  • стратегию маркетинга;
  • инвестиционный план;
  • производственный план;
  • организационный план;
  • финансовый план;
  • стратегию (схему) финансирования;
  • оценку, анализ рисков и страхование;
  • выводы;
  • приложения.

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"