Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.
Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана предприятия (например, план по труду и кадрам).
При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы:
При планировании решения многосложных задач, задач оптимизационного характера могут быть применены программно-целевой метод, метод многовариантных расчетов либо экономико-математические методы.
Как правило, при планировании на предприятии одновременно используется не какой-либо один из вышеперечисленных методов, а весь их комплекс.
В зависимости от признаков и особенностей существует традиционная классификация видов планирования и, в частности, планирования на уровне предприятия.
По содержанию, характеру
задач и способам их решения выделяется
технико-экономическое и
Технико-экономическое планирование составляет основу оперативно-производственного планирования, которое заключается в календарной увязке производственного процесса, выполняемого в подразделениях предприятия вплоть до рабочих мест, с учетом последовательности изготовления продукции, длительности циклов обработки и сборки. Взаимосвязь технико-экономического и оперативно-производственного планирования подчеркивает такие принципы планирования, как их комплексность и непрерывность.
Эти же принципы планирования проявляются и в существовании различных по охватываемому периоду времени планов. По таким временным горизонтам различают краткосрочное, или текущее (плановый период — один год), среднесрочное (до 5 лет) и долгосрочное (более 5 лет) планирование. Два последних вида планирования иногда объединяют одним названием — перспективное планирование. Сложность и длительность цикла осуществления крупных структурных сдвигов в экономике, требующих глубокого перераспределения ресурсов, смена приоритетов в развитии делают неизбежной необходимость использования перспективного планирования. В свою очередь, конкретизация поставленных в этих планах задач достигается с помощью текущего годового планирования.
12.2. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии (фирме)
Одним из специфических методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, еще одной формой проявления его необходимости и неизбежности является составление бизнес-планов.
Как следует из характеристики сущности планирования, продукт этой деятельности — план — является, как правило, и достаточно объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности фирмы, и необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.
Соответствовать таким
задачам может только целевой, программный
документ, представляющий собой систему
расчетов, технико-экономических
Среди тех функций, которые выполняет этот плановый документ, можно выделить следующие:
Систематизировать и конкретизировать функции бизнес-планирования с позиций внешних и внутренних условий функционирования предприятия можно с помощью таблиц 12.1. и 12.2.
Как следует из круга задач (функций) бизнес-плана, весь цикл работ по бизнес-планированию стартует после рождения какой-либо предпринимательской идеи и может быть реализован путем последовательного выполнения всех (или хотя бы основных, если проект не отличается особой сложностью) перечисленных стадий. При этом выполнение каждого очередного этапа становится возможным, если выполнены условия, сформулированные на предыдущем этапе. В частности:
Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом.
Таблица 12.1
Внутрифирменные функции бизнес-плана
Функция управления производством |
Функция бизнес-плана |
Их содержание |
Планирование и оценка деятельности |
- разработка долговременной
стратегии (концепции) - обоснование конкретных направлений деятельности, краткосрочных целей; - разработка тактики их достижения; - прогнозирование результатов деятельности |
Обеспечение системного
и сквозного характера |
— оценка научно-технического, производственного потенциала |
- оценка степени использования имеющегося потенциала; - выявление и оценка резервов; - разработка мероприятий по научно-техническому и производственному развитию | |
Организация и стимулирование деятельности |
- определение центров ответственности за результаты деятельности |
- обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей |
- анализ соответствия кадрового состава |
- переподготовка (повышение
квалификации существующего - подбор (подготовка) новых кадров | |
- анализ системы оплаты и стимулирования труда |
- оценка действенности существующей системы оплаты труда | |
Контроль, учет, диспетчирование производства |
- контроль за результатами деятельности, их учет |
- учет отклонений от плана, их анализ, формирование системы «раннего оповещения» |
- определение степени и факторов риска |
- разработка мероприятий по снижению риска | |
- оценка вероятности
критических ситуаций и |
- разработка профилактических
мероприятий по его | |
- отчетность перед собственниками; - мобильность проекта производства, подготовленность к внезапным изменениям |
- обеспечение устойчивости и живучести проекта |
Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценка возможностей предприятия — производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.
Таблица 12.2
Внешние функции бизнес-плана
Функции бизнес-плана |
Их содержание |
Макроэкономический анализ соответствующих сфер производства |
- определение стратегических
тенденций развития |
Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики |
- разработка и реализация государственной политики; - разработка и реализация региональной политики |
Привлечение инвестиций |
А. Реальные инвестиции: - централизованные инвестиции
(государственные, - дотации, субсидии; -децентрализованные инвестиции |
Б. Финансовые инвестиции: - подготовка эмиссии акций и реализация их на фондовом рынке | |
Привлечение заемного капитала |
- ссуды, кредиты |
У становление деловых контактов, изучение целей участников |
- организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов |
Обоснование направлений реализации |
- приватизация государственных (муниципальных) предприятий; - обоснование совместных
производств с другими - обоснование использования иностранного капитала; - обоснование создания
финансово-промышленных групп |
Главная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).
В специальной литературе можно найти детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана вплоть до конкретной календарной привязки.
Принципиально важным с
точки зрения полноты охвата проблем
и последовательности их решения
является вопрос о структуре всего
планового документа и
Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных их разделов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления.
Наиболее распространенные на предприятиях формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе: