Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и цены, а также проблем их урегулирования в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты заработной платы
2. Дать характеристику государственного регулирования цен в Республике Беларусь
3. Раскрыть проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и цены в Республике Беларусь
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты заработной платы…………………………….4
1.1 Сущность заработной платы и принципы её организации………….5
1.2 Формы и системы оплаты труда……………………………………….6
1.3 Законодательная база в области заработной платы…………………...7
2. Сущность государственного регулирования цен в РБ………………….8
3. Государственное регулирование цен и заработной платы в РБ: проблемы, тенденции, перспективы……………………………………………….9
3.1 Анализ доходов населения и оплаты труда в 2010-2011гг……………10
3.2 Анализ изменения потребительских цен в 2010-2011гг………………10
3.2 Проблемы реформирования заработной платы в РБ………………....15
3.3 Мероприятия по регулированию цен в рыночной экономике и перспективы развития государственного регулирования заработной платы….16
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………………33
Приложение……………...…………………………………………………..40
• поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;
• борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;
• проведение социально ориентированной политики цен;
• обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.
Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.
По мере расширения сферы формирования рыночных отношений контроль за ценами претерпевает существенные изменения. Если в условиях административного управления экономикой контроль заключался исключительно в выявлении нарушений законодательных актов по установлению цен и наказанию виновных, то с увеличением доли свободных рыночных цен функции контроля заметно расширяются. Они направлены, прежде всего, на получение информации о складывающихся тенденциях в изменениях цен, а также на предупреждение, ограничение и пресечение нарушений действующей дисциплины цен.
Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент цен при Министерстве экономики республики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в городах и районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за установление и применение цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, налоговые инспекции, органы статистики.
Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены законом Республики Беларусь от 11 мая 1999г. «О ценообразовании». С целью реализации указанного закона за истекшие пять лет в стране принят ряд указов Президента Республики Беларусь, постановлений правительства; разработана и утверждена Постановлением Совета Министров от 11 июня 1999г. № 877 Концепция ценообразования в Республике Беларусь; министерствами облисполкомами, Минским горисполкомам приняты нормативно-правовые акты по вопросам ценообразованиям. В соответствии с законом Республики Беларусь «О ценообразовании» от 11мая 1999г. государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразование, осуществляет прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путём установления:
• фиксированных цен (тарифов);
• предельных цен (тарифов)
• предельных нормативов
рентабельности, используемых для
определения суммы прибыли,
подлежащей включению
• придельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
• декларирования цен (тарифов);
• порядка определения и применения цен (тарифов).
Выбор конкретного способа регулирования определяется самим государственным органам, осуществляющим регулирование исходя из государственных интересов и складывающийся социально экономической ситуации в республике.
Фиксированные цены и тарифы устанавливают:
Министерство экономики – на основные виды топливно-энергетических ресурсов: нефть сырую, газ природный сжиженный, электро- и теплоэнергию, а также на товары и услуги: водку белую и спирт, табак, лекарственные средства, драгоценные металлы в изделиях и ломе, скопленные у физических лиц, тарифы на провоз пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении, квартирную плату.
Облисполкомы и Минский горисполком: на услуги по тепло- и водоснабжению, плату за проживание в общежитии, топливные брикеты и дрова для населения, на перевозку пассажиров городским транспортом общего пользования (кроме такси), коммунальные услуги для населения (водопровод, канализацию, отопление, горячее водоснабжение, сбор, транспортировку и обезвреживание твёрдых бытовых отходов
Фиксированные цены и тарифы на отдельные виды продукции и услуги устанавливаются отдельными Министерствами, другими республиканскими органами управления.
Порядок применения фиксированных цен
Установление фиксированных розничных цен республиканскими органами государственного управления осуществляется, как правило, путем издания постановления.
В настоящее время Министерством экономики Республики Беларусь фиксированные цены установлены на следующие виды товаров:
● алкогольная продукция;
● табачные изделия;
● сахар-песок;
● цемент.
На алкогольную продукцию цены установлены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 24 августа 2009 г. № 145 «О ценах на алкогольную продукцию».
Розничные цены на табачные изделия установлены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 марта 2008 г. № 73 «О ценах на табачные изделия». Данным постановлением утвержден прейскурант «Розничные цены на табачные изделия».
Розничные цены на сахар-песок формируются и применяются в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2009 г. № 157 «О ценах на сахар-песок». Согласно данному постановлению розничные цены на сахар-песок с налогом на добавленную стоимость (НДС) применяются для реализации населению.
Прейскурант розничных цен на сахар-песок имеет следующий вид (Приложение 1).
Предельная максимальная цена (тариф) представляет собой максимально допустимый верхний уровень цены (тарифа), выше которого покупатель и продавец, договариваясь о приемлемой цене, не могут перешагнуть. Это касается социально значимых товаров и услуг: хлеба и хлебобулочных изделий массовых сортов до 20%, творога жирностью до 9%, мяса говядины и свинины, оказываемых населению услуг бань и душевых, парикмахерских, ритуальных и некоторых других услуг.
Предельная минимальная цена представляет собой тот предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не имеет права реализовывать (закупать) определённые товары. Это касается, в первую очередь, продукции растениеводства (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, зернобобовые, лён, рапс, сахарная свекла) и животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи), реализуемой для государственных нужд. Минимальные предельные цены на эту продукцию устанавливает Минсельхозпрод по согласованию с Министерством экономики.
Министерство экономики устанавливает предельные минимальные цены на ликёроводочную и другую алкогольную продукцию. На особые виды высоколиквидной продукции, поставляемой за пределы республики, предельные минимальные цены устанавливают Совет Министров и Министерство экономики (прокат чёрных металлов, минеральные удобрения, льноволокно, качественное сырьё и др.).
Предельный уровень рентабельности применяется при формировании отпускных цен субъектами хозяйствования, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (предприятий-монополистов) а также выпускающих продукцию для строек (объектов), финансируемых за счёт бюджета, внебюджетных средств, создаваемых по решению Национального собрания Республики Беларусь, кредитов.
Порядок применения предельных розничных цен.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» цены на свежие картофель и овощи регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.
Как правило, вышеназванные государственные органы ежегодно в межсезонный период с 1 октября по 1 мая устанавливают предельные розничные цены на картофель и овощи. Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие такие товары, обязаны соблюдать предельный уровень установленных розничные цены.
В то же время следует
учитывать, что постановлением Министерств
Пример 1
Организация розничной торговли, расположенная в г. Минске и применяющая УСН без уплаты НДС, в апреле 2009 г. приобрела капусту свежую у физического лица, имеющего приусадебное хозяйство, по цене 1250 руб. за один килограмм. В соответствии с решением Минского городского исполнительного комитета от 13 ноября 2008 г. № 2637 «Об утверждении предельных максимальных отпускных и розничной цене на картофель и плодоовощную продукцию» максимальная розничная цена капусты белокочанной свежей на апрель 2009 г. в Минске установлена в размере 1430 руб. за один килограмм. Торговая надбавка соответственно составит:
1430 – 1250 = 180 руб.
При установленной предельной торговой надбавке на капусту белокочанную свежую 340 руб. максимальная надбавка может составить 180 рублей.
Таким образом, при определении розничных цен на овощи свежие необходимо учитывать как предельные торговые надбавки, установленные Министерством экономики Республики Беларусь, так и максимальные, розничные цены установленные облисполкомами и Минским горисполкомом.
Предельные (фиксированные) надбавки (скидки) устанавливаются в сфере обращения в оптовом и розничном торговых звеньях.
В соответствии с Инструкции № 183 розничные цены на товары, реализуемые субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю, определяются путем суммирования:
● отпускных (закупочных) цен;
● торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, определяемой с учетом конъюнктуры рынка, за исключением товаров согласно приложению 2. При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взимается с учетом оптовой надбавки.
На товары, не приведенные в данном Перечне, торговая надбавка при формировании цен применяется без ограничений.
Формирование цен производиться по следующей формуле:
Црозн = Цотп + Цотп × Нр / 100,
где Црозн — сформированная розничная цена без НДС, руб;
Цотп — отпускная цена предприятия-изготовителя или организации-импортера без НДС, руб;
Нр — размер торговой надбавки, %.
Приведем пример формирования цен.
Пример 2
Торговая организация
приобрела у предприятия-
Розничная цена без НДС составит:
280 000 + 280 000 × 20 / 100 = 336 000 руб.
НДС:
336 000 × 18 / 100 = 60 480 руб.
Розничная цена с НДС составит:
336 000 + 60 480 = 396 480 руб.
Предельные торговые надбавки на продовольственные товары установлены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 184 «О торговых надбавках на продовольственные товары».
Также регулируются розничные цены на товары для детей. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» товары для детей (по перечню, определяемому Министерством торговли и Белкоопсоюзом) относятся к социально значимым товарам, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.
Перечень товаров для
детей, цены на которые регулируются облисполкомами
и Минским горисполкомом, утвержден совместным постановлением Мини
Декларирование цен – регистрация в органах ценообразования предельных цен (тарифов) осуществляется Министерством экономики на продукцию предприятий, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующие положение на товарных рынках РБ (минеральные удобрения, доломит, цемент, шифер, сельскохозяйственная техника, товары детского ассортимента, сахар, молочные, мясные и плодовоовощные консервы для детского питания), а также на жизненно необходимые лекарственные средства.
3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
3.1 Анализ доходов населения Республики Беларусь в 2010-2011 гг