Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

В процессе выбора люди и общество в целом сталкиваются с тремя фундаментальными задачами: что, как и для кого производить? В зависимости от способов решения этих задач различают три экономические системы: традиционную, рыночную и командную. В рыночной экономике система цен определяет что, как и для кого. Именно поэтому возникает то, что определяет микроэкономику рыночной системы, это называют теорией цены.

Критерием ответа на первый вопрос: «Какие потребности наиболее важны и в какой мере они могут быть удовлетворены?» выступает ценность. В рыночной экономике она наряду с затратами определяет цену товаров, а сам процесс оценивания производится покупателем. Большей потребности соответствует готовность платить более высокую цену. Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом. При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов, как следствие — меняется структура цен, и мы отвечаем на вопрос: «Что производить?» по-иному.

Файлы: 1 файл

Price.doc

— 209.50 Кб (Скачать)
 
Министерство  образования Российской Федерации 

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровский государственный  университет 
 

Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 
 

              Студент  группы ЭПЗВ-01

              С.Ю. Еремейченков 
               
               

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по ценообразованию 

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН. СТРАХОВОЙ ТАРИФ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЦЕН 
 
 
 

                     Преподаватель

                     Д.Н. Сенчурова 

                     Контрольная работа

                     «защищена / не защищена»

                     ненужное  зачеркнуть 

                     _________________________________

                     подпись руководителя 

                     «___»______________2004 г. 
               
               
               
               

Новокузнецк 2004

 

       

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

      В процессе выбора люди и общество в  целом сталкиваются с тремя фундаментальными задачами: что, как и для кого производить? В зависимости от способов решения этих задач различают три экономические системы: традиционную, рыночную и командную. В рыночной экономике система цен определяет что, как и для кого. Именно поэтому возникает то, что определяет микроэкономику рыночной системы, это называют теорией цены.

      Критерием ответа на первый вопрос: «Какие потребности  наиболее важны и в какой мере они могут быть удовлетворены?» выступает ценность. В рыночной экономике она наряду с затратами определяет цену товаров, а сам процесс оценивания производится покупателем. Большей потребности соответствует готовность платить более высокую цену. Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом. При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов, как следствие — меняется структура цен, и мы отвечаем на вопрос: «Что производить?» по-иному.

      Целью данной курсовой работы является изучение и анализ комплекса экономических знаний о составе и структуре цены. Основные задачи: теоретические и практические. Теоретические: изучить государственное регулирование цен и ценообразование в системе страхования. Практическая – решения задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Государственное регулирование цен
      1. Цели  и задачи государственного регулирования цен

      Государственное регулирование цен – воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами как федеральными, так и региональными.

      Разработка  концепции государственной ценовой  политики предусматривает определение целей государственного регулирования цен. Эти цели формулируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики. В настоящее время такими целями являются:

    1. контроль уровня инфляции;
    2. ограничение деятельности предприятий – монополистов;
    3. содействие формированию конкурентной рыночной среды;
    4. создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.

      Концепция государственной ценовой политики должна предусматривать следующие  аспекты:

    1. Макроэкономический и микроэкономический аспекты, которые определяют ценовое пространство с точки зрения уровней экономики, то есть разграничение инструментов и механизмов проведения ценовой политики.
    2. Федеральный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирование, то есть разграничение полномочий и функций этих субъектов.
    3. Прямые (административные, непосредственные) и косвенные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъектов ценообразования и уровни цен.
      1. Формы и методы воздействия  государства на цены

      Прямые  методы регулирования используются в том случае, когда государство  в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточнения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, возмещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов и т.п.

      Методы  прямого государственного регулирования:

    1. Установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги.
    2. Замораживание цен.
    3. Установление предельных уровней цены, регламентация верхней и нижней границы цены.
    4. Установление предельного уровня рентабельности.
    5. Декларирование цен.
    6. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

      Косвенное регулирование цен осуществляется через систему запретов.

      Во-первых, запрет на горизонтальное фиксирование.

      Во-вторых, запрет на вертикальное фиксирование.

      В-третьих, запрет на недобросовестную рекламу.

      В-четвертых, запрет на ценовую дискриминацию.

      В-пятых, запрет на демпинг – продажу товара ниже его себестоимости или цены приобретения.

      Кроме системы запретов косвенное регулирование  может осуществляться путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования производителей продукции  из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование  величины таможенных пошлин.

      1. Регулирование цен в зарубежных странах

      Формы и методы государственного воздействия  на цены в различных странах с  рыночной экономикой не одинаковы вследствие различий национальных, экономических, политических, ресурсных и других условий, определяющих место страны в мировом хозяйстве. Однако во всех странах государственное регулирование цен осуществляется в рамках антимонопольного законодательства, которое хотя и представлено под разными названиями, но имеет одинаковую суть: поддержка конкуренции и ограничение монополизации.

      Впервые в мире такой документ, известный  под названием Антитрестовского закона или “Закона Шермана”, был  принят в США в конце ХХ века, в 1980 году. В соответствии с этим законом конкуренция была взята  под контроль государства.

      В целом сфера контролируемого  государством ценообразования в  разных странах составляет от 10 до 30 % общего объема выпускаемой продукции.

      В большинстве стран в качестве общей тактики ценообразования  используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы, которые разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики.

      Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, это зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.

      Цены  лучше всего функционируют в условиях конкуренции. Высокая степень конкуренции приводит к тому, что ни одна фирма не может контролировать процесс ценообразования, цены контролируются рынком, то есть складываются исключительно под влиянием спроса и предложения. Конкуренция заставляет производителей постоянно следить за себестоимостью, принимать во внимание тот факт, что ресурсы можно использовать по-разному. В то же время потребитель в рамках своих финансовых возможностей определяет структуру потребления, сравнивая цены товаров и их потребительскую ценность для себя. То есть в условиях конкуренции нет необходимости контроля и вмешательства государства.

      Предприятия в условиях рынка всегда стремятся  выйти из состояния совершенной конкуренции, монополизировать производство.

      Установление рационального соотношения монополии и конкуренции, предотвращение разрушительных последствий монополизма достигаются путем антимонопольного законодательства. Впервые в мире такой документ, известный под названием Антитрестовского закона или «Закона Шермана» (1890 г.), был принят в США в конце прошлого столетия. Этим законом конкуренция была взята под защиту государства.

      В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное  законодательство, которое хотя и  представлено под различными названиями, но суть его одна — поддержка конкуренции и ограничение монополизации 1. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле.

      Что касается методологии формирования цен, порядка их регламентирования, то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы, которые разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики.

      Государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В целом сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.

      Способы и методы государственного воздействия  на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.

        1. Греция

      Государственными  органами регулируется примерно,20% наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и доходам. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования (Указ президента, 1989 г.). Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы: первая группа включает товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний возглавляет министр национальной экономики. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и др.

      Во  вторую группу входят все остальные  товары и услуги, цены на них регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы подразделяются на три категории: существенные недостаточные, существенные достаточные, несущественные.

      На  товары категории «существенные  недостаточные» устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль в процентах либо в абсолютном выражении, причем отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия). Это основные пищевкусовые товары, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий), сельскохозяйственные орудия, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизельное топливо и др.

Информация о работе Государственное регулирование цен