Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

В процессе выбора люди и общество в целом сталкиваются с тремя фундаментальными задачами: что, как и для кого производить? В зависимости от способов решения этих задач различают три экономические системы: традиционную, рыночную и командную. В рыночной экономике система цен определяет что, как и для кого. Именно поэтому возникает то, что определяет микроэкономику рыночной системы, это называют теорией цены.

Критерием ответа на первый вопрос: «Какие потребности наиболее важны и в какой мере они могут быть удовлетворены?» выступает ценность. В рыночной экономике она наряду с затратами определяет цену товаров, а сам процесс оценивания производится покупателем. Большей потребности соответствует готовность платить более высокую цену. Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом. При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов, как следствие — меняется структура цен, и мы отвечаем на вопрос: «Что производить?» по-иному.

Файлы: 1 файл

Price.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

      Цены  на товары категории «существенные  достаточные» (моющие средства, некоторые виды сырья, полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест, некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий и др. — всего 86 видов товаров и услуг) подвержены менее строгой регламентации и контролируются только в целях предотвращения получения торговой сверхприбыли.

      Цены  на товары и услуги, не считающиеся  товарами первой необходимости, формируются свободно, без участия органов государственной власти.

      Список  товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен.

      С 1987 г. государством определяется величина арендной платы на жилье, хотя почти  весь жилой фонд находится в частном владении. Цены фиксируются на двухгодичный срок.

        1. Испания

      Государственное регулирование и контроль за ценами осуществт ляет Высший совет по ценам  при Министерстве экономики и  финансов, утверж-

      денный  Королевским декретом в 1977 г. Юридической  основой регулирования цен является Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г.

      Удельный  вес регулируемых и устанавливаемых  непосредственно государством цен составляет около 10% от общего объема потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен включает следующие формы: разрешительные цены, уведомительные цены, местные цены.

      Разрешительные  цены — это такие цены, которые  могут быть повышены в случае получения соответствующего разрешения от Правительственной комиссии в ответ на ходатайство государственной или частной компании. К разряду разрешительных относятся цены на соевое масло, электроэнергию, газ, попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений, фармацевтические товары, почтовые и телеграфные услуги, на услуги железных дорог, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки и т. д.

      Уведомительные  цены — это такие цены, повышение  которых производится после уведомления  Высшего совета по ценам о предстоящем  повышении цен за один месяц до его осуществления (стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения).

      Местные цены — это такие цены, повышение  которых относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц).

      В связи с вступлением Испании  в ЕС ценообразование в области  сельского хозяйства строится с  учетом рекомендаций и директивных  указаний соответствующих органов ЕС, согласно принципам единой сельскохозяйственной политики Общего рынка.

        1. США

      Правовой  основой государственного регулирования  цен являются антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами (контроль за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации), являются Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия.

      Подавляющая часть цен в США устанавливается  компаниями в условиях конкурентно-рыночного  механизма. Вместе с тем сохраняются  государственные цены в отраслях с естественной монополией/Это — энергетика, система связи. Государством регулируется 5-10% цен.

      В некоторых штатах их администрации  предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.

      Важное  значение имеет система регулирования  фермерских цен (введена в практику в 1933 г.). Центральное место в ней  занимают залоговые цены и залоговые операции Товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены (ставки) выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.

      Залоговые операции Товарно-кредитной корпорации означают предоставление фермерам кредита под залог продукции. В случае снижения рыночных цен фермеры могут передавать заложенную продукцию в собственность Товарно-кредитной корпорации, и тогда залоговая цена становится минимальной ценой реализации. При уровне рыночных цен выше залоговых фермеры могут получить заложенную продукцию обратно, вернуть ссуду и проценты по ней и реализовать продукцию на свободном рынке.

      Правительство США оказывает определенное воздействие  на цены через стандарты, экономические  требования. Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены.

      В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: рестриктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговая политика. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен. г

        1. Швеция

      Страна  имеет значительный опыт государственного регулирования цен. Правовым обеспечением регулирования цен является Закон о регулировании цен (1956 г.), который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны или опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978 гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 1980-е гг. замораживание цен использовалось сравнительно редко: например, в 1989 г. (с марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения снижения жизненного уровня населения и сдерживания инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.

      Предоставлено право осуществлять общее замораживание  цен товаров и услуг, включая  квартирную плату, или выборочно, по отдельным товарам. Предусмотрена возможность установления государством максимального уровня цен для отдельных товаров и введения порядка, при котором повышение цен производится только после предварительного уведомления и обоснования размера повышения цен. Кардинальные решения по вопросам регулирования цен, конкуренции и доходов принимает парламент — рикстаг.

      Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию и государственные предприятия. Государственная монополия существует на винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю.

      Государственные предприятия определяют цены на свою продукцию исходя из рыночных условий, но в некоторых случаях их цены находятся под прямым государственным  воздействием. Так, правительство устанавливает тариф на базисный вид услуг — стоимость отправки писем, норму прибыли на государственный энергетический концерн («Ваттеефаль»), в зависимости от которой этот концерн устанавливает тариф на поставку электроэнергии.

      Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные виды деятельности (водоснабжение, канализация, мусоросбор, чистка дымоходов и т. д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.

      Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей, устанавливает уровень цен на продовольственные товары.

      Постоянное  наблюдение и контроль за ценами ведет  специальный орган — Государственное  управление цен и конкуренции, подчиненное  Министерству гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых составляет от 2 до 10 человек.

      Применение  тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической  ситуации и движения цен.

        1. Япония

        В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании, — это Антимонопольный закон (1947 г.), Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по справедливым сделкам — следит за соблюдением этих законов.

      Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Однако это не означает, что государство  отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.

      Объектом  пристального внимания со стороны правительства  является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т. д. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как количественное ограничение на импорт ряда товаров сельскохозяйственного производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в периоды роста цен (мясные и молочные продукты).

      «Рекомендательные»  цены устанавливаются на важнейшие  сельхозпродукты и их «добровольно» придерживаются торговцы. В процесс ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешевых товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети их распределения позволили уменьшить степень контроля над розничными ценами со стороны крупных компаний.

    1. Ценообразования в системе страхования
      1. Страховой тариф как элемент  системы цен

      Страховой рынок — это особая социально-экономическая  структура, специфическая сфера  денежных отношений, где объектом купли-продажи  выступает услуга по страховой защите.

      Обязательным  условием функционирования страхового рынка является наличие страховщиков, способных удовлетворить такого рода потребности. Страховой рынок в условиях рыночной экономики предлагает широкий выбор страховых услуг. Свобода ценообразования, реализуемая в тарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условия для конкуренции между страховщиками, что стимулирует повышение эффективности деятельности в этой сфере.

      Рынок обеспечивает органическую связь между  страховщиком и страхователем, а  на рынке происходит общественное признание  страховой услуги. Участники страхового рынка: продавцы, покупатели, посредники. Продавцы — страховые компании, специализированные организации, проводящие операции страхования. Это обособленные структуры, осуществляющие заключение договоров страхования и их обслуживание. Покупатели — страхователи — физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредники - страховые агенты и страховые брокеры, которые выступают между продавцами и покупателями и своими услугами содействуют заключению договора страхования.

      Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, — страховая услуга. Она имеет  потребительную стоимость и стоимость. Потребительной стоимостью является обеспечение  страховой защиты. Страховое возмещение — сумма, причитающаяся к выплате страхователю в случае наступления страхового события. Стоимость страховой услуги — это затраты труда, которые находят денежное выражение в цене страховой услуги (страховой тариф).

      Страховой тариф (тарифная ставка) — выраженная в рублях плата с единицы страховой суммы или процентная ставка от совокупности страховой суммы. Страховая сумма представляет собой размер денежных средств, на который фактически застраховано имущество, жизнь, здоровье.

Информация о работе Государственное регулирование цен