Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

К какой цели стремиться государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание общего равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это самые важные цели и они стоят перед государством всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый промежуток времени.

Файлы: 1 файл

курсовык готовый.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Введение 
 

       К какой цели стремиться государство  в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание общего равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это самые важные цели и они стоят перед государством всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

  1. поддержание сбалансированного общественного производства;
  2. стимулирование роста производства;
  3. обеспечение полной занятости;
  4. повышение эффективности общественного производства;
  5. справедливое распределение дохода;
  6. стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;
  7. сохранение природной и окружающей среды и т.д.

     Но  эти цели могут быть достигнуты лишь в совокупности. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но  с ростом производства, как правило, падает его качество. Между целями могут возникнуть и конфликты. Например,  между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот здесь и возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями экономической политики, сглаживание конфликтов между ними.

     Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости вмешаться и, как правило, подобных случаев бывает много. Такими средствами вмешательства являются:

  • государственный бюджет
  • государственная собственность
  • законодательное творчество
  • информация
  • внешняя торговля
  • силовые структуры

       Государство вырабатывает определённые методы регулирования. В  государственной  практике сложились следующие методы государственного регулирования:

  • управление государственной собственностью
  • государственное потребление
  • социальные программы
  • бюджетная политика
  • налогообложение

       По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены – тарифы, таксы.

     Во  всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

     Регулирование цен – есть норма современной  экономики всех стран мира. Все  государства регулируют цены. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

     Тема  важна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.

     Регулирование цен осуществляется посредством  установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар  устанавливать цены запрещено.

     Задачи данной курсовой работы - дать определение цены, перечислить её виды и функции, рассмотреть государственное регулирование цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность государственного регулирования цен

 
 

      Некоторые говорят, что в России в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибкой. Существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен  не выгодно, прежде всего, производителю. Он заинтересован в уравновешивание уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке. Даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

       Часто саморегулирование цен понимается просто – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке.

       Вместе  с тем существенную роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.

         В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.

      Рыночный  механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.

       Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

       Система цен – один из важнейших элементов  рыночной экономики; она взаимосвязана  с другими элементами рыночного  механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

       В условиях перехода к рынку в России, когда произошла серьезная разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.

       Антимонопольное регулирование предусматривает  также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

  • ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
  • принудительные сделки (продажа и покупка с каким-либо предварительным условием, принудительные  закупки товаров и услуг);
  • принудительную привязку покупателей к продавцам;
  • сбивание цен ниже издержек производства;
  • отказ от поставок нежелательным клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
  • различного рода бойкоты.

       Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.

       Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказание им методологической и методической помощи, разработки правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

       Цены  разрабатываются и устанавливаются  товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законодательных и  нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами, либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п.

       Обычно  при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, не смотря на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики России. Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.

       В России за последние годы спрос значительно  превышал предложение. Государство не могло гарантировать быстрое устранение проблемы острейшего дефицита, и товаров по новым ценам не стало больше. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки, они не заинтересовывают производителя в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

         Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования  необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен. Крупные монополии-потребители в результате этого получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким ценам.

       Наряду  с методами прямого регулирования  государство воздействует на процесс  ценообразования и с помощью  косвенных мер. Эти меры направлены на изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

         Этими мерами государство стремится  установить равновесие между  спросом и предложением и тем  самым способствовать более равномерному  и медленному росту цен в масштабах всей экономики.

       Степень государственного регулирования цен  изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

         Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов.

       Практика  государственного регулирования цен  показывает, что для преодоления  инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:

  • Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.
  • Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.

Информация о работе Государственное регулирование цен