Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:40, курсовая работа
Целью исследования является развитие теоретических основ формирования государственной политики регулирования цен, направленной на защиту предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание политики государственного регулирования цен, обеспечивающей эффективную защиту предпринимательства от негативных проявлений указанных факторов;
- раскрыть экономическое содержание и классифицировать виды административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
1.1 Сущность государственного регулирования
ценообразования 5
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов 11
1.3 Ответственность за нарушение порядка ценообразования 14
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ 18
2.1 Функции Комитета по вопросам государственного
регулирования ценообразования 18
2.2 Анализ контрольной деятельности региональной службы
по тарифам 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
ценообразования 5
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов 11
1.3 Ответственность за нарушение порядка ценообразования 14
2
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ 18
2.1 Функции Комитета по вопросам государственного
регулирования ценообразования 18
2.2
Анализ контрольной
по тарифам 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсового исследования. Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную является формирование условий хозяйствования, которые нацеливают на повышение конкурентоспособности предприятий. Ограничительные институциональные условия существенно деформируют структуру рынков, негативно сказываются на развитие предпринимательства. В частности, наблюдаются многочисленные рецидивы администрирования.
Решение задачи защиты предпринимательства во многом обусловлено реализацией политики регулирования цен путем обеспечения равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, недопущения барьеров для движения товаров в любых формах, усиления контроля экономической концентрации, сокращения административного вмешательства хозяйственную деятельность. Недостаточное развитие конкурентных отношений является одной из причин высокого уровня трансакционных и производственных издержек в экономике и, в конечном итоге, - искаженности реализации предпринимательских функций.
Важнейшее значение для реализации мер государственного регулирования имеет ряд проблем. В качестве таковых, на наш взгляд, необходимо выделить: уточнение содержания антимонопольной политики, направленной на защиту предпринимательства; разработку концептуальных положений сущности и структуризации административных барьеров, необходимых для выработки и реализации эффективной антимонопольной политики в их отношении; обеспечение целенаправленности антимонопольного регулирования интеграционных процессов посредством разработки и реализации системы мер по выявлению и устранению общественно опасных форм интеграции и тем самым защите конкурентной среды предпринимательства.
Намеченный круг проблем детерминирует объект, предмет, цели и задачи исследования.
Целью исследования является развитие теоретических основ формирования государственной политики регулирования цен, направленной на защиту предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание политики государственного регулирования цен, обеспечивающей эффективную защиту предпринимательства от негативных проявлений указанных факторов;
- раскрыть экономическое содержание и классифицировать виды административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства;
Предмет исследования определен как система экономических отношений между государственными органами, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в процессе реализации антимонопольной политики, направленной на защиту предпринимательства.
Объектом исследования является процесс формирования конкурентной среды предпринимательской деятельности.
Теоретической
основой исследования являются концепции
предпринимательства, развитые в рамках
неоклассической, неоинституциональной
и неоавстрийской теорий. Учеными, среди
которых Д.Бейн, И.Кирцнер, О.Уильямсон
анализируются факторы, сужающие рамки
экономической свободы предпринимательства.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
1.1
Сущность государственного
регулирования ценообразования
Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:
- налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;
- научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;
- государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.
Уровень и соотношение цен товаров любого назначения касаются интересов всех субъектов производственной деятельности, непроизводственной сферы, а также населения в целом.
В некоторых случаях государство может влиять на объективный механизм ценообразования. Это осуществляется, как правило, за счет фиксирования цен. Цена устанавливается на определенном уровне, выше или ниже которого, она не может изменяться.
Фиксирование цен государством проводится для обеспечения:
Отсутствие государственного регулирования цен негативно сказывается на состоянии отдельных производителей и экономики в целом. Налоговая и внешнеэкономическая политика государства может как стимулировать, так и сдерживать производство и предложение товаров на рынке, понижать или повышать цены товаров и услуг.
Государственное
регулирование в сфере
- определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольной продукции;
- установление предельных уровней цен и тарифов, а также торговых надбавок (скидок);
- нормирование рентабельности;
- замораживание цен.
В первую очередь государство регулирует цены продукции и услуг предприятий с государственной формой собственности. К ним относятся тарифы железнодорожных перевозок, коммунально-бытовых и жилищных услуг, услуг связи и др.
Государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:
- назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;
- определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);
- устанавливать рыночные "правила игры", т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).
В кризисных ситуациях государственные органы могут устанавливать предельные цены товаров, произведенных в сфере негосударственного сектора (хлеба и хлебобулочных изделий, масломолочной продукции, детского питания и др.). В мировой практике имеется достаточно примеров, когда уровень цен определенных товаров негосударственных предприятий утверждается решением межгосударственных органов (установление цен угля и черных металлов Европейским объединением угля и стали, цен нефти - странами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), закупочных цен сельскохозяйственной продукции - странами Европейского Сообщества (ЕС) и др.).
Основные принципы установления и применения цен товаров и тарифов услуг, а также организации контроля за их соблюдением на территории РФ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.
Налоговое регулирование является одним из достаточно эффективных
принципов
государственной ценовой
К методам налогового регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в важнейших отраслях народного хозяйства.
В большинстве стран определены перечень подакцизных товаров и размеры акцизного сбора, которые существенно влияют на цены. Установление акцизных сборов со стороны государства призвано обеспечивать распределение потребления товаров, защищать отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства.
В
качестве мер ценового регулирования
используются государственные дотации.
Некоторые отрасли
Большое значение имеет государственное регулирование цен во внешней торговле. Предприятия - субъекты внешнеэкономической деятельности определяют конкретные цены на договорных условиях с учетом спроса и предложения. В мировой практике используются также другие методы государственного влияния на цены, базирующиеся на антимонопольном законодательстве, законах о нечестной торговле (в частности, антидемпинговом законодательстве), ценовой рекламе и др.
Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и необузданности. В большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 1970-х гг. были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью и торговлей) цены.
Снижение
доли фиксированных цен
По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся только две ставки - нормальная и сниженная. От уплаты НДС освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной деятельности, льготы по НДС имеют предприятия, выпускающие продукцию социально значимого характера и инвестирующие науку.