Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:40, курсовая работа
Целью исследования является развитие теоретических основ формирования государственной политики регулирования цен, направленной на защиту предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание политики государственного регулирования цен, обеспечивающей эффективную защиту предпринимательства от негативных проявлений указанных факторов;
- раскрыть экономическое содержание и классифицировать виды административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
1.1 Сущность государственного регулирования
ценообразования 5
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов 11
1.3 Ответственность за нарушение порядка ценообразования 14
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ 18
2.1 Функции Комитета по вопросам государственного
регулирования ценообразования 18
2.2 Анализ контрольной деятельности региональной службы
по тарифам 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Кроме экономического регулирования цен, в странах с развитой рыночной экономикой широко применяется система административных (законодательных) мер. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контролирование производителями и оптовиками розничных цен своих товаров. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен социально значимых товаров и услуг, либо их "ножницы". Контроль осуществляют местные органы самоуправления и "социальные партнеры" (профсоюзы и др.). Во Франции широко применяются обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или индексы цен некоторых товаров, улучшение качества как условие роста цен новой продукции и т.д. Для усиления контроля государство субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда инфляция достигала 10%).
В то же время необходимо отметить, что административное регулирование цен может привести к дефициту или перепроизводству продукции и, соответственно, к отклонению назначаемой цены от цены равновесия.
Государственное
регулирование цен может
Государственный
контроль за ценами осуществляется в
сфере действия государственных
фиксированных и регулируемых цен
и тарифов. В сфере действия свободных
цен контролируются правомерность
их применения и соблюдение требований
антимонопольного законодательства.
1.2
Государственное регулирование
цен и тарифов
Государственное регулирование и контроль цен (тарифов) в Российской Федерации представляет собой осуществление законодательных, экономических, административных и контрольных мероприятий направленных на стабилизацию экономических и рост воспроизводственных процессов, повышение благосостояния населения, поддержание благоприятной конкурентной среды, а также обеспечение оптимального соотношения монополии и конкуренции.
В
соответствии с пунктом 2 Указа Президента
Российской Федерации от 28 февраля
1995 года №221 «О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен
(тарифов)» Правительство
- устанавливает порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;
- устанавливает порядок государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее ФЭК РФ);
- осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены три перечня видов продукции и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов).
Во-первых, это Перечень продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации
и федеральные органы исполнительной власти.
Во-вторых,
это Перечень продукции производственно
– технического назначения, товаров
народного потребления и услуг,
на которые государственное
И, в-третьих, это Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Отдельным категориям потребителей, которые указаны в действующих законах или иных правовых актах, предоставляются льготные тарифы по оплате реализуемых им товаров (работ, услуг). Соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации предусматривается возмещение из бюджетов различного уровня разницы между рыночными (отпускными) ценами и регулируемыми ценами (тарифами).
В виде социальной помощи выступает регулирование цен как ограничение торговой надбавки на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Правовой
основой деятельности субъектов
обращения лекарственных
Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, согласно которому государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства.
Относительно
регулирования цен в этой сфере
также действуют Постановление
Правительства РФ от 17 октября 2005 года
№619 «О совершенствовании
Правовое регулирование деятельности торговли по реализации водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, производимой на территории Российской Федерации или ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, установлено в виде регулирования цен на данные виды товара.
Данная сфера регламентирована Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности» Правительство РФ постановило ввести минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве нижней границы цены реализации при осуществлении оптовой (юридическими лицами) и розничной (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) торговли этой продукцией на внутреннем рынке, и для организаций-изготовителей, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Установленные минимальные цены включают оптовые цены организаций-изготовителей, ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в Содружество Независимых Государств, - таможенную стоимость и таможенные платежи.
Несоблюдение
установленных минимальных цен
на указанную продукцию
Относительно
ценообразования в области
1.3
Ответственность за
нарушение порядка ценообразования
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» к «организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке».
Так, в постановлении ФАС от 29.11.2000 №Ф04/3093-801/А27-2000 указано, что при нарушении хозяйствующим субъектом государственной дисциплины цен орган ценообразования вправе принять решение о применении экономических санкций, то есть о возврате сумм, полученных в результате нарушения организацией государственной дисциплины цен, суммы излишне полученной выручки и взыскании штрафа.
За
нарушение порядка
Административная
ответственность предусмотрена
за завышение или занижение
В качестве меры административной ответственности помимо санкции в виде административного штрафа может дополнительно применяться приостановление действия лицензии, а также ее аннулирование, в случае если деятельность виновного лица подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 23.51 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением
порядка ценообразования.
В
Постановлении ФАС
В частности рассмотреть дело об административном правонарушении от имени вышеназванных органов вправе:
1. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования;
2. Руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, его заместители;
3. Руководители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, в субъектах Российской Федерации, их заместители.
Федеральный антимонопольный орган, а также его территориальные органы рассматривают дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 КоАП РФ за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов (статья 23.48 КоАП РФ).