Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:37, реферат
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение_________________________________________________________2
1. Сущность и направления государственного регулирования цен_________4
2. Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения_________________________________________10
Заключение______________________________________________________20
Список литературы________________________________________________22
Содержание
Введение______________________
1. Сущность и
направления государственного
2. Проблемы и
перспективы государственного
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение
В
обеспечении нормального
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
Не
менее важной по значимости является
денежная политика. Регулируя денежную
массу, государство может влиять
на цены, инвестиционные проекты и
потребление населения, объем национального
производства, инфляцию и темпы экономического
роста. Денежная политика, как и фискальная,
может служить средством
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование рыночной экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В
любой экономической системе, в
том числе и рыночной экономике,
государство выступает в
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Многолетняя
хозяйственная практика показала, что
в условиях развитой экономики всегда
сохраняются зоны, не способные функционировать
без государственного вмешательства.
В первую очередь это отрасли
повышенного народно-
Источниками
написания данной работы послужили
труды отечественных и
1. Сущность и направления государственного регулирования цен
Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы. Однако реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства в действие рыночных конкурентных сил можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует[1].
Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.
Такие фиксированные цены могут быть двух типов:
1) когда
равновесные цены
2) когда
равновесная цена
Решая с той или иной степенью успешности поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия:
-если
фиксированная цена ниже
- если
принудительно установленная
И
в первом и во втором случаях при
свободном ценообразовании
Типичная ситуация, вызванная установлением фиксированных цен (ниже равновесных) на продовольственные товары первой необходимости, представлена на рис. 1, где Р — равновесная цена, соответствующая рыночному спросу и предложению; Q—объем спроса и предложения.
Рис. 1. Влияние фиксированных цен на объём производства и потребления
На рис. 1 дана подробная графическая интерпретация случая установления потолка цен. На основе фиксированных цен в условиях рыночной экономики государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так, к установлению максимальной цены (потолка цены — РА) государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена (Р0) столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п.
Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит (QА-QВ). Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов, людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. Вину в обоих случаях возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой[3].
Другое
негативное последствие установления
потолка цены — черный рынок, который
является спутником дефицита. Причины
его существования понятны —
часть граждан готова переплачивать
сверх установленной
Кривая предложения S1 на рис. 1 отражает поведение продавцов, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара, а ее пересечение с кривой спроса — цену и количество, характеризующие равновесие на черном рынке. Хорошо видно, что кривая S1 идет выше исходной кривой S — сказываются трудности “доставания” и оплата услуг посредника. Поэтому итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при еще больших ценах, чем не устраивавшая государство именно своей завышенностью равновесная цена свободного рынка (Р2 > Р0).
Только тот, кто не жил в России в дореформенные времена, не сталкивался с черным рынком. Покупка мяса, обуви, одежды, стройматериалов «с рук» была обычным явлением в советской экономике. Подавляющая часть дефицитных товаров никогда не попадала в открытую продажу, а немедленно распределялась по “своим людям”, которые в дальнейшем и перепродавали их по завышенным ценам.
Разумеется, со “спекуляцией” боролись целые армии контролеров. Но их усилия давали почти нулевой результат. Работники торговли принимали просто больше мер предосторожности. К тому же контролеры — тоже люди, их постоянно пытались (и часто с успехом) подкупить.
Наказуемость спекуляции заставляла осторожничать и людей, пытавшихся купить дефицитный товар. Было очевидно, что в прямой форме от неизвестного лица продавец взятку не возьмет. Поэтому, чтобы иметь мясо, приходилось «дружить» с мясником (т.е. не просто давать деньги, а дарить подарки, всячески выражать свое уважение и т.д.), чтобы ездить на исправной машине — «дружить» с автомастером.
Количественные оценки распространенности черного рынка в СССР весьма ненадежны, однако, по мнению экспертов, в 70-е годы через него проходило 20—30% всех потребительских товаров[4].
Государство может ликвидировать дефицит и в условиях фиксированных цен двумя путями:
1) увеличить предложение за счет, например, дополнительных закупок данного товара за рубежом;
2) уменьшить
спрос на товар путем
Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен.
Для ликвидации дефицита государство использовало товарные интервенции. Так, на закупку импортной продукции тратились значительные финансовые средства, оплачивавшиеся за счет экспорта нефти и газа. Шутка той поры (не утратившая злободневность и ныне): “Хороший урожай пшеницы собрали в этом году в Канаде нефтяники Тюмени”.
Что
касается рационирования, то оно в
нашей стране в виде жесткой карточной
системы использовалось в годы индустриализации,
в период Великой Отечественной
войны и послевоенного
Устанавливались
приоритеты и льготы, когда товар
доставался вне очереди определенным
категориям населения, например, участникам
Великой Отечественной войны
или многодетным матерям. В конце
80 — начале 90-х годов получило
широкое распространение
Из
сказанного может сложиться неверное
впечатление, что любое вмешательство
государства в рыночный механизм
ценообразования абсолютно
Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы