Государственное регулирование цен и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:37, реферат

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Оглавление

Введение_________________________________________________________2
1. Сущность и направления государственного регулирования цен_________4
2. Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения_________________________________________10
Заключение______________________________________________________20
Список литературы________________________________________________22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.47 Кб (Скачать)

     Перераспределение доходов осуществляется через государственный  бюджет, состоит из дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей доходов и социальных выплат населению.

     Организуя бюджетное перераспределение доходов, государство решает несколько проблем: повышение доходов малоимущих слоев  населения, создание условий нормального  воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряженности[10].

     Можно выделить следующие методы: экономические, законодательные, согласительные, административные.

     К экономическим методам относятся: определение минимальных размеров оплаты труда, налоговая политика, регулирование  оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих, занятости и др.

     Рост  минимальной заработной платы зависит  от экономических возможностей, сложившихся  в обществе на определенном этапе. Если не учитывать этот фактор, то могут возникнуть задержки выплат заработной платы работникам, дефицит бюджета и т. д. Вместе с тем минимум оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, которые необходимы для нормального физического воспроизводства рабочей силы, т. е. прожиточного минимума, что, в свою очередь, зависит от денежной политики государства. Минимум заработной платы задействован в системе социальных пособий, штрафов пошлин и т. д. и является исходным моментом при организации оплаты труда. По этой причине обоснование минимума заработной платы имеет огромное социально-экономическое значение.

     Налоговые поступления в бюджет обеспечивает налоговая политика, без этого  невозможно организовать перераспределение  доходов, наладить эффективное стимулирование экономического роста. Например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу  способствует повышению занятости  населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке.

     Применяя  таможенное налогообложение, государство  либо получает от торговых партнеров  встречные уступки, либо ужесточает условия национального экспорта. Таможенные пошлины являются видом  косвенных налогов, повышение которых  ведет к удорожанию импортных, а  вслед за ними и отечественных  товаров. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции  на внутреннем рынке, замедление роста  цен, активизацию внешней торговли. Наиболее эффективная гибкая таможенная политика позволяет обеспечить защиту внутреннего рынка и одновременно избежать тяжелых последствий протекционизма.

     Регулируя оплату труда в бюджетной сфере, государство исходит из своих  экономических возможностей. Усилиями этой сферы формируется человеческий потенциал любого общества. Велика роль бюджетной сферы и в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая  расходы на содержание этой сферы, государство  осуществляет социальную ориентацию экономики  на развитие личности. Существует и  обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времена  большую массу продукции, что  ведет к экономическому росту.

     Важное  место в регулировании доходов  занимают вопросы разработки его  законодательной и нормативной  базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы  используются для расчетов нормативных  потребительских бюджетов, нормы  рабочего времени для определения  режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создания безопасных условий труда; ставки налогов —  для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая  социальные налоги и др.)

     Для регулирования доходов и качества жизни населения наиболее значимыми  являются Конституция РФ (Основной закон), Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы о реформировании экономики, о занятости, указы Президента РФ, постановления Правительства (о  повышении минимальной заработной платы, правовом обеспечении коллективно-договорной системы, социальном обеспечении и  страховании, социальных гарантиях  и др.).

     Административные  методы не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения[11].

     С переходом к рыночной экономике  некоторые прежние административные меры сохранились, но появились и  новые: прямой государственный контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание минимально допустимого уровня жизни населения, ниже которого — нищета; защита интересов нации — лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.

     Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, весьма обширно. В странах с развитыми рыночными  отношениями такие методы давно  превратились в неотъемлемую часть  хозяйственного механизма и не только не мешают, но, напротив, способствуют повышению эффективности экономики  и благосостояния населения.

     Во  многих странах находят широкое  распространение и считаются  самыми экономическими и «бескровными»  согласительные методы. Социальное партнерство - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда  и социальных трансфертов.

     В соглашениях разного уровня (в  генеральном — на федеральном  уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях — на отраслевом и территориальном уровнях, в  коллективных договорах — на предприятиях) отражаются вопросы размера минимальной  оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат, порядок индексации доходов, продолжительность рабочего времени, возмещение вреда, гарантии трудовых прав, условия охраны труда, обеспечения жильем и др.

     Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы  лиц наемного труда. Ее становление  в России тормозят 2 фактора.

1. Обесценивание  рабочей силы, в результате чего  заработная плата не может  выполнить свою воспроизводственную  функцию.

2. Неоправданная  дифференциация заработной платы  по категориям работников на  предприятиях одной и той же  отрасли, территории, а также по  отдельным отраслям и регионам[12].

     Каждый  метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия. К числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на своей территории, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов, государственное инвестирование, субсидирование программ по повышению эффективности производства, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников, выделение определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т. д.

     К числу косвенных способов воздействия  относятся: льготное налогообложение  малоимущих слоев населения, избирательность  процедуры распределения бесплатных благ.

     Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:

- политика, направленная на сокращение бюджетного  дефицита, ограничение кредитной  экспансии, сдерживание денежной  эмиссии;

- политика  регулирования цен и доходов,  имеющая целью увязать рост  заработков с ростом цен и  индексацией доходов, определяемая  уровнем прожиточного минимума  и согласуемая с динамикой  индекса цен.

     Особое  значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью  применяется индексация доходов  в зависимости от роста цен.

     Индексация  доходов. Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов  в зависимости от роста цен.

     Цель  компенсации (индексации) в широком  смысле можно сформулировать как  политику государства в области  регулирования доходов населения. В более узком смысле — это  компенсация потерь населения, связанных  с ростом потребительских цен..

     Индексироваться могут все программы социального  развития и социального обеспечения: фиксированные доходы населения (пенсии, стипендии, пособия, дотации и т. д.); оплата труда; сбережения населения.

     Индексация  может быть ретроспективной и  ожидаемой. В первом случае компенсация  осуществляется в соответствии с  ростом цен, имевшим место за определенный период, во втором — покрывает ожидаемый  рост цен. С точки зрения социальной защиты населения от падения реальных доходов в связи с ростом цен  второй подход более предпочтителен, он требует периодического исчисления ожидаемого изменения индекса потребительских  цен.

     Механизм  осуществления индексации тоже может  быть разным: индексация всех видов  доходов; индексация доходов населения, живущего ниже прожиточного минимума; индексация, ограниченная профессиональным, территориальным или официальным  общегосударственным минимумом  заработной платы. Размер компенсации  может зависеть от коэффициента семейной нагрузки (числа детей и других иждивенцев, приходящихся на одного работающего).

     Очевидно, что при любом методе наиболее защищенными должны быть граждане, имеющие низкие доходы (оплату труда, пенсии), лица с относительно высокими доходами от роста потребительских  цен могут быть защищены лишь частично[13].

     Индексация  доходов с экономической точки  зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых, она может отрицательно сказаться  на стремлении работников к более  напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер.

     Воздействие налогообложения на политику доходов. От того, как государство использует финансово-кредитный и налоговый  механизмы, во многом зависит распределение  вновь созданной стоимости по факторам производства, основным из которых  является труд. Снижение реальной заработной платы в условиях резкого падения  валового внутреннего продукта и  незначительного уменьшения численности занятых в экономике закономерно.

     Существенная  роль в регулировании доходов  предпринимателей и работников наемного труда принадлежит государственной  системе налогообложения. Как показывает анализ положения дел, социальный потенциал налоговой системы в современной России практически не используется. Имеется в виду ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения. К тому же значительная часть населения и вовсе уходит от уплаты налогов.

     В существующей системе налогообложения  не учитываются факты сегодняшней  реальности. А ситуация такова, что  тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее доходного  населения на более доходное, т. е. ориентироваться на прогрессивную школу налогообложения доходов. Однако важно соблюдать при этом определенные ограничения, ибо, как показывает мировой опыт, если изымается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу.

     Снизив  налогообложение фонда оплаты труда  и переложив его часть на получателей  доходов, можно получить дополнительную сумму поступлений в бюджет за счет того, что из тени выйдут те работодатели, которые в настоящее время  передают своим работникам «в конвертах» гораздо большую заработную плату, чем указано в платежных ведомостях, предоставляемых налоговым органам. А пока налоговая политика стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и схемы оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах, определяющих лицо и перспективы развития страны, — в промышленности, науке, культуре[14].

     В последние годы в России практически  половина экономических субъектов  не платит никаких налогов, не производит никаких социальных отчислений. Реально  развивается преимущественно теневой  нелегальный бизнес, от чего страдает официальный сектор экономики. По экспертным данным, в «тени» производится более 50% ВВП. Это означает, что разрыв между  тем, что государство могло бы получать, и тем, что оно получает, — более чем двукратный. Расчеты  показывают: если налоги собирать полностью, их размеры можно снизить не менее  чем в 1,5 раза.

Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы