Цели государственного регулирования цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены – тарифы, таксы.
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.
Регулирование цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.
Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.
Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.
Задачи данной контрольной работы - дать определение цены, перечислить её виды и функции, рассмотреть государственное регулирование цен, его цели и задачи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цена, вопросы ценообразования и регулирования цен……………………...6
1.1. Понятие цены, её роль и основные функции…………………………....…6
1.2. Цена и вопросы ценообразования в ГК РФ……………………………….10
1.3. Сущность государственного регулирования цен………………………...12
2. Цели государственного регулирования цен…………………………………14
2.1. Почему необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики?.........................................14
2.2. Цели и задачи государственного регулирования цен…………………….14
2.3. Формы и методы воздействия государства на цены……………………...19
2.4. Регулирование цен в целях налогообложения…………………………….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

ЦМ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Саратовский государственный технический  университет»

Институт  развития бизнеса и стратегий 
 
 
 
 

Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Ценовой менеджмент фирмы» 

на тему: 

 «Цели государственного регулирования цен» 
 
 

                                                                                
 

                                                                          Выполнила: студентка заочного отделения гр. МНЖ-53

                №  зачётной книжки 076796

                                           Ельсукова М. М. 

                                           Проверил: ___________________ 
 
 
 
 
 

Саратов 2011 г. 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3 

1. Цена, вопросы ценообразования и регулирования  цен……………………...6

1.1. Понятие  цены, её роль и основные функции…………………………....…6

1.2. Цена и вопросы ценообразования в ГК РФ……………………………….10

1.3. Сущность  государственного регулирования   цен………………………...12 

2. Цели  государственного регулирования  цен…………………………………14

2.1. Почему  необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики?.........................................14

2.2. Цели  и задачи государственного регулирования  цен…………………….14

2.3. Формы  и методы воздействия государства  на цены……………………...19

2.4. Регулирование цен в целях налогообложения…………………………….25 

Заключение………………………………………………………………………29

Список  использованной литературы…………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Какие же цели ставит перед собой государство  в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

1) поддержание сбалансированного общественного производства;

2) стимулирование роста производства; 

3) обеспечение  полной занятости;

4) повышение  эффективности общественного производства;

5) справедливое  распределение дохода;

6) стабильность  цен, следовательно, не допущение  инфляции;

7) сохранение  природной и окружающей среды  и т.д.

     Но  эти цели могут быть достижимы  лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то и возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

     Государство может ставить перед собой  любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”. А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются

- государственный  бюджет

-государственная  собственность

-законодательное  творчество

- информация

-внешняя  торговля

- силовые  структуры

     И наконец, государство вырабатывает определённые методы регулирования. В  зарубежной практике сложились следующие методы государственного регулирования:

- управление  государственной собственностью

- государственное  потребление

- социальные  программы

- бюджетная  политика

- налогообложение

     На  заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены – тарифы, таксы.

     Во  всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

     Регулирование цен – есть норма современной  экономики всех стран мира. Все  государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

     Тема  актуальна тем, что регулирование  цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических  условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения  и т.п.

     Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.

     Задачи  данной контрольной работы -  дать определение цены, перечислить её виды и функции, рассмотреть государственное регулирование цен, его цели и задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Цена, вопросы ценообразования и регулирования цен. 

1.1. Понятие цены, её  роль и основные  функции.                 

     Цена  есть экономическое понятие, существование  и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

     Высокая цена означает, что вещь дорогая и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако такое простейшее определение не даёт в руки ключ к пониманию, какой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.

     Цена  – это денежное выражение стоимости  товара. Стоимость – это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям и интенсивности труда.

     Существуют  различные виды цен. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.

     Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.

     Розничная цена – цена, по которой продаётся  товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.

     Также существуют договорные, государственные  и мировые цены.

     Договорные  цены – подлинно рыночные, свободные  цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий.

     Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

     Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются  вовсе не на продукцию государственных предприятий, а на продукцию предприятий- монополистов, базовые (для экономики данной страны) ресурсы, а также на социально значимые товары. В зависимости от этого государственные цены могут быть фиксированные, регулируемые и предельные.

1) Фиксированная цена – это твёрдо уставленная государством цена. Примером могут служить тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды для населения.

2) Регулируемая цена – это цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления или органами исполнительной власти на местах по соответствующей номенклатуре продукции. Цены устанавливаются в соответствии с методами, правилами и нормативами, определяемыми органами.

3) Цена предельная – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления, цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

     Мировые цены – цены, применяемые при  реализации товаров на мировом рынке.

     Долгие  десятилетия наша экономика работала в условиях директивного, планового ценообразования, когда цены назначались сверху. Единственно возможным путём перехода к рыночной экономике является полный и сознательный отказ от директивного ценообразования и переход к системе свободных рыночных цен с частичным их регулированием со стороны правительства. В этом варианте кардинально меняются место и роль цен в управлении экономикой. Цена представляет собой один из стержневых элементов, определяющих условия перехода к рынку. Роль цены заключается в том, что:

1) Свободные цены выступают инструментом поддержания равновесия спроса и предложения. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение, т. е. цена информирует всех о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объём предложения и предъявить данный объём спроса. Всё, что буде произведено сверх данного объёма, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов общества. Всё, что будет недопроизведено, станет социальным ущербом для всех, так как будет означать бессмысленное замедление общего движения страны к более высокому уровню благосостояния.

2) При помощи цены определяются, анализируются и прогнозируются пропорции производства, выявляя его подлинную, а не мнимую «эффективность».

3) Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятием и организациями.

4) От уровня и динамики цен на товары и услуги зависит уровень жизни населения.

Информация о работе Цели государственного регулирования цен