Цели государственного регулирования цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены – тарифы, таксы.
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.
Регулирование цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.
Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.
Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.
Задачи данной контрольной работы - дать определение цены, перечислить её виды и функции, рассмотреть государственное регулирование цен, его цели и задачи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цена, вопросы ценообразования и регулирования цен……………………...6
1.1. Понятие цены, её роль и основные функции…………………………....…6
1.2. Цена и вопросы ценообразования в ГК РФ……………………………….10
1.3. Сущность государственного регулирования цен………………………...12
2. Цели государственного регулирования цен…………………………………14
2.1. Почему необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики?.........................................14
2.2. Цели и задачи государственного регулирования цен…………………….14
2.3. Формы и методы воздействия государства на цены……………………...19
2.4. Регулирование цен в целях налогообложения…………………………….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

ЦМ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     В рыночной экономике цена выполняет три функции.

     Во-первых, цены являются важнейшим источником информации для производителя, ориентиром, направляющим его действия. В рыночном хозяйстве, основанном на системе свободной конкуренции, цены – это зеркало, которое почти мгновенно отражает все изменения, происходящие в экономике.

     Во-вторых, цены играют роль стимулятора. Они заставляют производителя в конечном счёте, выбирать наиболее экономичные методы производства, исходя из наличных ресурсов. Получив информацию о динамике цен на свою продукцию и продукцию своих поставщиков, производитель в условиях рыночной экономике будет вынужден действовать совершенно определённым образом. Цены стимулируют применение экономичных, развитых ресурсов и энергосберегающих, связанных с управлением производством. Стимулирующую функцию свободные цены могут выполнить лишь при определенных условиях. К ним, в первую очередь относится возможность беспрепятственного перелива капиталов и сбережений населения в наиболее эффективные, перспективные области вложения. А это предполагает многообразие равноправных форм собственности и обеспеченье на этой основе подлинной свободы предпринимательства.

     В-третьих, цены участвуют в распределении доходов. «Распределительная» функция цен рыночной экономики несёт наибольшую социальную нагрузку и вызывает наибольшие споры. Дело в том, что колебание рыночных цен может приводить и приводит к несправедливому с точки зрения обыденного сознания, распределению доходов в обществе. Ведь в результате колебания цен более высокий доход может получить не тот, кто упорно трудился, а тот, кто лучше усвоил конъюнктуру рынка. Вследствие этого в странах с рыночной экономикой всегда существует неудовлетворённость большинства людей тем, как распределяются доходы. В теории и на практике предпринимались многочисленные попытки определить функцию, связанную с определением доходов, от двух других функций – передачи информации и стимулировании. С этой целью во многих странах осуществлялись различные правительственные мероприятия, направленные на изменение структуры распределения доходов, порождаемой свободным рынком с тем, чтобы их перераспределить и уравнять. Однако, сделать это без риска, разрушить сам рыночный механизм, невозможно. В этом случае действие ценовой системы пришлось бы заменить приказом и принуждением, а это неизбежно ведёт к возникновению экономической системы административного типа с присущими ей экономической неэффективностью, разрывом между производством и потреблением, низким уровнем жизни населения. 

1.2. Цена и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ. 

     Значительное  внимание в Гражданском Кодексе  РФ уделено вопросам ценообразования.

     В первой части Кодекса выделена специальная  статья, определяющая особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения свободных рыночных цен в России.

     Разновидностью  цен признаны тарифы, расценки, ставки и т. п., тем самым можно утверждать, что ценообразование распространяется на 1) банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции и т. д.), 2) трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы, технологические операции) и т. п.

     Подчеркивается, что в предусмотренных законом  случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами.

     Основой для изменения цен после заключения договора являются условия, предусмотренные этим договором или законом. Изменение цены, гласит п. 2 ст. 424, после заключения договора допускается в случаях и на условиях, 1) предусмотренных договором, 2) законом либо в установленном законом порядке.

     В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. Зет. 424).

     Статьей «Оплата товара» предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после его передачи продавцом в размере его полной цены (п. 1 ст. 486). В случае неисполнения покупателем обязанностей по оплате товара продавец получает право требовать не только уплаты цены, но и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.

     Статьей 503 определены права покупателя в  случае продажи ему товара ненадлежащего  качества, в том числе право  требовать 1) соразмерного уменьшения покупной цены, 2) возмещения расходов на устранение недостатков товаров.

     Статья 555 определяет положение цены в договоре продажи недвижимости. В ней утверждается, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого  имущества.

     При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме  условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Кодекса (см. выше), не применяются.

     Учитывая, что здания, сооружения и другие объекты недвижимости неразрывно связаны  с землей, предусмотрены нормы, определяющие правовую судьбу земельного участка, на котором находится недвижимость. А именно покупателю одновременно с передачей права собственности на здание, сооружение, иное недвижимое имущество передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (ст. 552, п. 1). А ст. 555, п. 2 утверждает, что цена зданий, сооружений, находящихся на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на него.

     Достаточно  подробно Кодекс рассматривает цену работы, подлежащей выполнению в соответствии с договором подряда (ст. 709). Здесь дается методика ее расчета, вид цены (твердая или приблизительная), форма уплаты цены за выполненную работу.

     В отношении договора бытового подряда  Кодекс предусматривает цену и условия  оплаты работы (ст. 735). 

1.3. Сущность государственного регулирования цен.

       Широко  распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

       Не  редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.

       Всем  известно, что происходит, когда  общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в России: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются всеми одновременно.

       В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики  играет государство. Проблемы, связанные  с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.

       Кризис 1929 – 1933 гг., который основательно потряс экономические основы западного  мира, привел к пониманию того, что  для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования.

       Теоретическую разработку данная позиция нашла  в работе известного западного экономиста Дж. М. Кейнса1 «Общая теория занятости, процента и денег»2. С тех пор кейнсианские взгляды на природу государственного регулирования надолго овладели умами политиков и экономистов.

       Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

       Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства. 
 
 
 
 
 
 

      2. Цели государственного  регулирования цен.  

2.1. Почему необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики? 

     Система цен – один из важнейших элементов  рыночной экономики; она взаимосвязана  с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров.

     Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям  конъюнктурной и структурной  политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

     Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости. 

2.2. Цели и задачи государственного регулирования цен.  

     В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации  находятся основы ценовой политики. На основании этого положения  президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

     Политика  цен - это действия органов государственной  власти, местного самоуправления и  субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования  цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

     Политика  цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной  дисциплины цен, через ограничения  негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

     Ценовая политика является частью экономической  политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо  важное значение. Она содействует  развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

     В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие  и реализующие политику цен. На федеральном  уровне - это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.

Информация о работе Цели государственного регулирования цен