Цели государственного регулирования цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены – тарифы, таксы.
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.
Регулирование цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.
Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.
Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.
Задачи данной контрольной работы - дать определение цены, перечислить её виды и функции, рассмотреть государственное регулирование цен, его цели и задачи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цена, вопросы ценообразования и регулирования цен……………………...6
1.1. Понятие цены, её роль и основные функции…………………………....…6
1.2. Цена и вопросы ценообразования в ГК РФ……………………………….10
1.3. Сущность государственного регулирования цен………………………...12
2. Цели государственного регулирования цен…………………………………14
2.1. Почему необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики?.........................................14
2.2. Цели и задачи государственного регулирования цен…………………….14
2.3. Формы и методы воздействия государства на цены……………………...19
2.4. Регулирование цен в целях налогообложения…………………………….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

ЦМ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Цены  на продукцию, по которой фактическая  рентабельность превышает установленный  уровень, должны пересматриваться предприятиями  в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться  по сниженным ценам с рентабельностью  не выше предельного уровня. За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

     5. Установление предельных размеров  снабженческо-сбытовых и торговых  надбавок, наценок. Органам исполнительной  власти на местах разрешено  устанавливать предельные уровни  снабженческо-сбытовых и торговых  надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

     6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

     7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

     Органы  ценообразования вправе принимать  решение о регистрации декларируемой  цены либо отказать в ее регистрации  или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

     С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

     8. Установление рекомендательных  цен по важнейшим видам продукции.  Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

     Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

     Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

     Органы  исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями  и потребителями продукции при  участии органов государственного управления, а также принятия производителями  продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

     К формам косвенного регулирования цен  также можно отнести различные  мероприятия и программы, разрабатываемые  государственными органами.

• Создание условий для развития здоровой конкуренции  и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

• Разработка специальных правительственных  программ по развитию производства товаров  народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.

• Государственное  стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

• Эффективное  использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения. 

2.4. Регулирование цен  в целях налогообложения.

     Налоговое законодательство определяет «рыночные цены» как цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом понимается сфера обращения продукции в данной местности, которая определяется, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей к нему территории. Ближайшая территория – конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, или иная территория, находящаяся в пределах границ национально– и административно-территориальных, национально-государственных образований.

     К сожалению, ГНС РФ, превысив свои полномочии, распространило порядок определения налогооблагаемой базы по рыночным ценам и на инструкции, определяющие порядок взимания налога на пользователей автомобильных дорог и налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что является незаконным.

     Анализ  практики Высшего Арбитражного Суда РФ показывает, что в основном в  ВАС рассматриваются споры, связанные  с применением рыночной цены по налогу на прибыль и НДС, то есть по тем налогам, законодательное регулирование  которых прямо предусматривает применение рыночных цен.

     Хочется обратить внимание и на следующую  тонкость. Если налоговая инспекция  требует увеличить налогооблагаемую базу, применив рыночные цены, то она  должна доказать факт реализации ниже себестоимости по конкретным сделкам, а не по реализации всей продукции ниже её суммарной себестоимости. Так, в Законе “О налоге на добавленную стоимость” указано, что по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившееся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Инструкция ГНС РФ от 11.10.99 №39 устанавливает, что под рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент реализации товаров при совершении сделки. Таким образом, речь идет о конкретной сделке, иначе невозможно определить, на какой момент следует определять рыночные цены для доначисления облагаемого оборота. Аналогичная ситуация имеет место и по налогу на прибыль предприятий и организаций.

     Эти выводы подтверждаются судебной практикой. В одном из своих решений арбитражный  суд г. Москвы указал, что прибыльность или убыточность сделок должна определяться по каждой конкретной сделке после окончания расчетов между сторонами. Налоговая же инспекция определяла цену реализации исходя из сумм, фактически поступивших за определенные периоды денежных средств за реализованную продукцию. Суд счел, что в данном случае налоговый орган не доказал факт реализации готовой продукции ниже себестоимости, суд вынес решение в пользу налогоплательщика.

     В постановлении от 30 сентября 2001 г  № 4004/96 ВАС  РФ счел недоказанными обстоятельства, послужившие основой для наложения финансовых санкций, поскольку в акте проверки отсутствовали данные о том, какие товары реализовывались по ценам ниже себестоимости и в каком конкретно периоде года. Сведений о фактических затратах предприятий по реализации товаров и об уровне их рыночных цен в акте также не было, а за занижение налогооблагаемой базы налоговой инспекцией была принята сумма убытка от реализации товара по данным отчета о финансовых результатах торговой фирмы за 1999 г.

    Таким образом, для наложения финансовых санкций на налогоплательщика, допустившего реализацию не выше фактической себестоимости и не увеличившего в целях налогообложения цены товара до рыночной, необходимо в акте проверки отметить:

    -сделки, по которым была допущена реализация  ниже себестоимости;

    -период, в котором это имело место;

    -рыночные  цены, которые должны применятся.

     В постановлении ВАС РФ от 30 сентября 2001 г. также указано, что если рыночная цена регулировалась путем установления предельного уровня торговой надбавки по каждой группе товаров, то следует считать, что предприятие не могло реализовать все товары по цене выше себестоимости. Поэтому указанный в отчете убыток от реализации товаров не может свидетельствовать о занижении налогооблагаемого оборота по указанным выше налогам.

     Этот  вопрос особенно актуален в условиях кризиса 1998 года, когда регионы регулируют цены на отдельные товары, несмотря на то, что статья 71 Конституции РФ основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. Применяемое регулирование цен на отдельные виды продукции, по сути, является превышением полномочии субъектами Федерации. Однако если предприятие подчинилось нормативному акту на региональном уровне и документ, устанавливающий фиксированные цены на отдельные виды продукции, будет представлен в суд, то последний может вынести решение в пользу налогоплательщика, который не мог реализовать продукцию по ценам не выше фактической себестоимости.

     Если  налоговые органы потребовали от предприятия снизить цены, то необходимо документально подтвердить действия налоговой инспекции с указанием  тех цен, которые потребовали  установить налоговые органы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Рассмотрев  вводную часть, я перешла к первой главе контрольной работы, рассказывающей о понятии цены. Было дано определение данному термину, рассказано о том, что цена собой представляет, перечислены все функции и виды цены, рассмотрены вопросы ценообразования в ГК РФ.

       Для того, чтобы рассмотреть основной вопрос по выбранной теме, в первой главе были также даны определения  государственного регулирования цен  и его сущности. Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства.

       Необходимость государственного вмешательства в вопросы ценообразования определяет цели государственного регулирования цен. Во второй главе были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования цен. Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

     Эффективным средством регулирования цен  является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортов от налогов, а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что государственное регулирование цен играет большую роль в функционировании как российской, так и зарубежных экономик 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 
 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс РФ 4.1 31.07.2000г.
  3. «Законодательное регулирование цен в РФ» - Налоги, №23,24 1998.
  4. Салимжанов И.К., Португалова О.В. Ценообразование. – М., Финстатинформ, 1996.
  5. Шуляк П. Н. Ценообразование: Учебно-практическиое пособие. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. – 216 с.
  6. Холодов Л. Г. «Вопросы государственного регулирования экономики».

Информация о работе Цели государственного регулирования цен