Государственное регулирование цен в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Файлы: 1 файл

Белорусский национальный технический университет.doc

— 381.00 Кб (Скачать)


I. Теоретическая часть.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции. Опыт других стран доказывает, что на начальном этапе реформ необходим жесткий контроль со стороны государства. Осуществление такого контроля преследует три основных задачи:

1. поддержание приемлемого уровня жизни населения;

2. стимулирование производства наиболее дефицитных отраслей;

3. предупреждение резких скачков цен и заработной платы и обеспечение обще-экономической ситуации благоприятной для деловой активности.

Необходимость государственного регулирования цен Республике Беларусь обусловлена:

1.                                экономика республики характеризуется исключительно высокой степенью монополизации производства в том числе товаров народного потребления;

2.                                контроль со стороны государства и проведение обоснованных в политике цен имеют чрезвычайно важное значение в условиях достаточно высоких темпов инфляции.

В условиях переходной экономики с макроэкономических позиций ценообразование необходимо  что бы механизм действия цен не является изолированным, а находился во взаимодействии и под воздействием денежно-кредитных  и бюджетно-финансовой системами.

С микроэкономической позиции  формирования цен в направлении приближения их к мировым стандартам должно быть направлено на прямое регулирование уровней цен и контроля за ними.

При обосновании принципов формирования и регулирования цен необходимо исходить из следующих положений:                                                                                

1.                                 цены должны быть такие, чтобы покрывать затраты предприятий на производство и обеспечивать расширенное воспроизводство;

2.                                 цены должны быть такими, чтобы обеспечивать постоянное поступление налогов в бюджет страны;

3.                                 цены должны стимулировать производство продукции, а так же способствовать его снижению, когда это необходимо;

4.                                 цены должны «сигнализировать» покупателем о действительных затратах на производство и побуждать к рациональному расходованию капитальных ресурсов.

Для нормального функционирования системы цен на изложенных выше принципов необходимо соблюдать ряд условий:

1.                                 проведение в республики экономической политики позволяющей регулировать финансово-кредитный механизм так, что потребители будут готовы оплачивать продукцию  цены на которой формируются  и регулируется в соответствии с законами рыночной экономики.

2.                                 меры формирования  и регулирования цен не подрывались инфляций;

3.                                 необходимость постоянного поддерживания контроля государственных органов ценообразования;

4.                                 корректировать налоговое законодательство при изменении цен.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции с распределением национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетие резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становиться одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Необходимость государственного регулирования цен в республике Беларусь обуславливается прежде всего тем, что экономика республики характеризуется исключительно высокой степенью монополизации  производства, в том числе товаров народного потребления, а также тем, что контроль со стороны государства и проведение обоснованной политики цен имеют чрезвычайно важное значение в условиях достаточно высоких темпах инфляции.

   Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчи­вого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной кон­куренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-техничес­кого прогресса. Важной задачей при этом является достижение опреде­ленных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном коли­честве товаров первой необходимости.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообра­зования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения др.).

Различают методы:

1) прямого регулирования цен,

2) косвенного ре­гулирования цен .

Прямое регулирование осуществляется   в соответствии со статьёй 8 закона Республики Беларусь о ценообразовании.

Прямое(административное) регулирование цен предполагает прямое установление различных цен. Оно используется в тех случаях, когда государство в лице своих органов  управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен.

Суть косвенного (экономического) регулирования цен состоит в том, что  государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение хозяйствующих субъектов, которые участвуют в ценообразовательных процессах.  Государство воздействует не на сами цены, а на факторы , влияющие на ценообразования, которые носят макроэкономический характер

         Косвенное регулирование осуществляется через  систему запретов. Оно устанавливается законодательно(напр. Запрет на ценовую дискриминацию, запрет на добросовестную рекламу и т.д.).

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максималь­ных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен". Наибольшее распространение получила политика "ценового по­толка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях (во время вой­ны, послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т. п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавли­ваемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд про­блем в экономике (рис. 1.1.).

 

Они формируют так называемый рынок продавца, диктующе­го свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита про­дукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях рав­новесия (Q1 < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в ко­нечном счете ведет к усилению разбалансированности экономи­ки, появлению новых проблем. Практика использования полити­ки "ценового потолка" в экономике республики кроме указанных последствий порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.

Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью не допу­щения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельхозпро­дукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако уста­новление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описан­ной выше ситуации, формируется рынок покупателя (рис. 1.2).

На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > q1) которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т. п.). Уровень потребления в условиях прове­дения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).

Политика "коридора цен" заключается в том, что устанавли­ваются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким обра­зом, одновременно ограничены максимальным и минимальным

уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от поло­жения равновесной цены (рис. 1.3.).

В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования, позволяющая управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием. Это Закон Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. № 255-З, Концепция ценообразования в Республике Беларусь и ряд других программных документов, согласно которым определен курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих экономических предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике, принятия адекватных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, социальной защиты населения.

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

·товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

·отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), определен Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в редакции 8.09.2004), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» с последующими изменениями и дополнениями.

Так, на сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.

В соответствии с Законом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления:

·фиксированных цен (тарифов);

·предельных цен (тарифов);

·предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

·предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

·порядка определения и применения цен (тарифов);

·декларирования цен (тарифов).

Методы государственного регулирования ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов товаров (работ, услуг). При этом государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен и тарифов.

1.Установление фиксированных цен.

Твердые фиксированные цены (тарифы) используются в основном в тех случаях, когда государство намерено управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров. Так, фиксированные цены устанавливаются:

на основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; газ природный и сжиженный; электрическая и тепловая энергия);

водку белую и спирт, сахар, табачные изделия, стеклотару (залоговые цены);

лекарственные средства, производимые предприятиями республики (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);

драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц; услуги связи, оказываемые населению и юридическим лицам;

перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом;

коммунальные услуги населению.

Информация о работе Государственное регулирование цен в Республике Беларусь