Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
I. Теоретическая часть.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции. Опыт других стран доказывает, что на начальном этапе реформ необходим жесткий контроль со стороны государства. Осуществление такого контроля преследует три основных задачи:
1. поддержание приемлемого уровня жизни населения;
2. стимулирование производства наиболее дефицитных отраслей;
3. предупреждение резких скачков цен и заработной платы и обеспечение обще-экономической ситуации благоприятной для деловой активности.
Необходимость государственного регулирования цен Республике Беларусь обусловлена:
1.
2.
В условиях переходной экономики с макроэкономических позиций ценообразование необходимо что бы механизм действия цен не является изолированным, а находился во взаимодействии и под воздействием денежно-кредитных и бюджетно-финансовой системами.
С микроэкономической позиции формирования цен в направлении приближения их к мировым стандартам должно быть направлено на прямое регулирование уровней цен и контроля за ними.
При обосновании принципов формирования и регулирования цен необходимо исходить из следующих положений:
1.
2.
3.
4.
Для нормального функционирования системы цен на изложенных выше принципов необходимо соблюдать ряд условий:
1.
2.
3.
4.
Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции с распределением национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетие резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становиться одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Необходимость государственного регулирования цен в республике Беларусь обуславливается прежде всего тем, что экономика республики характеризуется исключительно высокой степенью монополизации производства, в том числе товаров народного потребления, а также тем, что контроль со стороны государства и проведение обоснованной политики цен имеют чрезвычайно важное значение в условиях достаточно высоких темпах инфляции.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения др.).
Различают методы:
1) прямого регулирования цен,
2) косвенного регулирования цен .
Прямое регулирование осуществляется в соответствии со статьёй 8 закона Республики Беларусь о ценообразовании.
Прямое(административное) регулирование цен предполагает прямое установление различных цен. Оно используется в тех случаях, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен.
Суть косвенного (экономического) регулирования цен состоит в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение хозяйствующих субъектов, которые участвуют в ценообразовательных процессах. Государство воздействует не на сами цены, а на факторы , влияющие на ценообразования, которые носят макроэкономический характер
Косвенное регулирование осуществляется через систему запретов. Оно устанавливается законодательно(напр. Запрет на ценовую дискриминацию, запрет на добросовестную рекламу и т.д.).
Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен". Наибольшее распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т. п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис. 1.1.).
Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1 < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики "ценового потолка" в экономике республики кроме указанных последствий порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.
Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью не допущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельхозпродукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описанной выше ситуации, формируется рынок покупателя (рис. 1.2).
На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > q1) которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т. п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).
Политика "коридора цен" заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным
уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис. 1.3.).
В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования, позволяющая управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием. Это Закон Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. № 255-З, Концепция ценообразования в Республике Беларусь и ряд других программных документов, согласно которым определен курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих экономических предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике, принятия адекватных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, социальной защиты населения.
Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
·товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
·отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), определен Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в редакции 8.09.2004), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» с последующими изменениями и дополнениями.
Так, на сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.
В соответствии с Законом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления:
·фиксированных цен (тарифов);
·предельных цен (тарифов);
·предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
·предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
·порядка определения и применения цен (тарифов);
·декларирования цен (тарифов).
Методы государственного регулирования ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов товаров (работ, услуг). При этом государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен и тарифов.
1.Установление фиксированных цен.
Твердые фиксированные цены (тарифы) используются в основном в тех случаях, когда государство намерено управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров. Так, фиксированные цены устанавливаются:
на основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; газ природный и сжиженный; электрическая и тепловая энергия);
водку белую и спирт, сахар, табачные изделия, стеклотару (залоговые цены);
лекарственные средства, производимые предприятиями республики (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);
драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц; услуги связи, оказываемые населению и юридическим лицам;
перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом;
коммунальные услуги населению.
Информация о работе Государственное регулирование цен в Республике Беларусь