Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
2.Установление предельных максимальных уровней цен (тарифов).
Одним из наиболее распространенных способов государственного регулирования, применяемых в практике отечественного ценообразования, является установление соответствующим органом, осуществляющим регулирование ценообразования, верхнего уровня (предела) цены (тарифа). При этом покупатель и продавец вправе договориться о приемлемом уровне цены (тарифа), но не выше установленного предела.
В настоящее время предельные уровни отпускных цен устанавливаются на отдельные социально значимые товары и услуги, оказываемые населению, а также на товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
3.Установление предельных минимальных уровней цен.
В настоящее время предельные минимальные цены устанавливаются на основные виды высоколиквидной продукции, поставляемой за пределы республики, по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь (прокат черных металлов, лесоматериалы, минеральные удобрения, лен и льноволокно, кожевенное сырье, молоко сухое цельное, казеин, сырье пушно-меховое и др.), а также на ликероводочную и другую алкогольную продукцию (за исключением спирта и водки).
Минимальные закупочные цены также устанавливаются на основные виды продукции растениеводства (рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, зернобобовые, лен, рапс, сахарная свекла) и животноводства (молоко, крупный рогатый скот и свиньи), реализуемой для государственных нужд.
4.Установление предельных уровней рентабельности.
Предельные уровни рентабельности по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2003 г. № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» (в редакции 30.10.2003).
Предельными уровнями рентабельности ограничиваются также формируемые субъектами хозяйствования или регулируемые облисполкомами и Минским горисполкомом предельные уровни цен и тарифов на отдельные виды услуг, оказываемых населению.
5.Установление предельных (фиксированных) надбавок (скидок).
Предельные (фиксированные) надбавки (скидки) устанавливаются, как правило, в сфере обращения. В соответствии с действующим Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (в редакции 6.08.2004), верхний предел надбавки в оптовом звене ограничен 20 %, в розничном – 30 % (с учетом оптовой надбавки). По отдельным социально значимым продовольственным товарам совокупный размер торговой надбавки ограничен 10–20 %. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. № 148 (в редакции 28.02.2002) ограничен также размер оптовой и торговой надбавок, взимаемых при реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
6.Декларированием цен называется регистрация в соответствующих органах ценообразования предельных уровней цен (тарифов).
Ценовое регулирование путем регистрации декларируемых цен (тарифов) в Департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь осуществляется в отношении товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке. Это такие товары, как минеральные удобрения, доломит, цемент, шифер, сельскохозяйственная техника, товары детского ассортимента, сахар, молочные, мясные и плодоовощные консервы для детского питания, а также жизненно необходимые лекарственные средства по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь.
На местах – в управлениях антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома – осуществляется регистрация цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках.
7.Установление правил или условий определения и применения цен (тарифов).
В настоящее время для всех субъектов хозяйствования установлен единый порядок формирования и применения цен и тарифов на продукцию, товары, работы, услуги. Особенности формирования и применения цен и тарифов по видам деятельности определены отраслевыми положениями о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденными отдельными министерствами по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь.
Порядок включения затрат в состав себестоимости выпускаемых товаров или оказываемых услуг определен Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (в редакции 16.07.2004).
В заключение данного вопроса отметим, что в целях стабилизации и стимулирования развития экономики республики процессы ценообразования могут регулироваться путем принятия законодательных, административных и других мер.
II.Практическая часть
Вариант 13
Задача 1.
Проанализировать возможные методы ценообразования на рынке товара. При этом:
1.дать рыночную характеристику товара (предмет роскоши или первой необходимости, нормальный или худший товар, однородный или дифференцированный товар, наличие товаров-заменителей и взаимодополняемых товаров и др.);
2.дать качественную характеристику эластичности спроса на данный товар;
3.оценить тип рыночной структуры, в условиях которой производится и реализуется данный товар;
4.оценить факт наличия у данного товара субститутов (товаров-заменителсй), которые могут послужить аналогом при установлении цены;
5.проанализировать наличие на данном рынке ценовой дискриминации (либо возможности ее использования) и указать методы сегментации;
Привести реальные цены на три разновидности данного товара в 10 торговых точках различных форм собственности и проанализировать собранные данные за краткосрочный и долгосрочный временных периода. Цены анализировать как в национальной валюте, так и в долларах США, пересчитанных по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ. Сравнить процентное изменение цен с темпами инфляции за анализируемый период двумя способами.
Проводя анализ данного товара , можно сказать, что гель для душа является нормальным товаром. Можно отметить, что данный товар удовлетворяет потребности практически всех категорий потребителей, так как имеется в широком ассортименте и имеет весьма широкий диапазон цен, рассчитанный на каждого потребителя. Поэтому каждый покупатель может выбрать товар исходя из своего дохода и возможностей. Для данного товара характерно наличие близких товаров – заменителей (мыло), то есть существуют товары, которые могут заменить гель для душа в удовлетворении одной и той же потребности. Присутствие у данного товара близких заменителей означает относительно эластичный спрос на него. Поэтому можно сказать, что увеличить объем продаж, а соответственно и прибыль можно путем уменьшения цены, т.е. используя ценовую конкуренцию.
Гель для душа производится и реализуется в условиях монополистической конкуренции. Она предполагает наличие множества производителей данного товара, которые предлагают свою продукцию по ценам, имеющим достаточный диапазон значений. .На рынке данного товара наблюдается ценовая дискриминация. Так, например, некоторые фирменные магазины заведомо рассчитаны на довольно состоятельных покупателей и цены, устанавливаемые в них, значительно превышают цены аналогичных разновидностей товара, реализуемых другими торговыми точками.
В условиях монополистической конкуренции фирмы определяют цены на производимую ими продукцию исходя из существующей структуры спроса, цен конкурентов и собственных затрат.
Особенности данного рынка:
- товар дифференцирован, но входит в группу заменителей. Особенность товара может быть выделена формой, цветом или стилем. Фирмы применяют также характерные для них сервисные услуги, рекламу, торговые марки и т.п.;
- условия вхождения в отрасль, на рынок и выхода относительно легкие;
- реклама является решающим фактором продвижения товаров на рынок, позволяет фирмам увеличить спрос на свой товар.
Принимая во внимание изложенные выше данные, можно сказать, что на данном рынке наличие дискриминации отсутствует.
Таблица 1. Данные о ценах на гель для душа «Palmolive».
Наименование торговой точки | Дата обследования | |||
24.09.07 | 22.10.07 | 05.11.07 | ||
ОАО «ЦУМ» | 5260 | 5260 | 5260 | |
ОАО «ГУМ» | 5340 | 5340 | 5340 | |
У-м "Первомайский", ЗАО | 5540 | 5540 | 5540 | |
ТЦ «Импульс» ИП Гурский И.И. | 4600 | 4600 | 4600 | |
ТЦ «Импульс» ИП Кудерко Л.И. | 4600 | 4600 | 4600 | |
ТЦ «Экспобел» ИП Бобров Ю.Ю. | 4500 | 4500 | 4500 | |
ТЦ «Экспобел» ИП Красницкая Т.И. | 4450 | 4450 | 4450 | |
СП ООО ТД «На Немиге» | 5340 | 5340 | 5340 | |
ЗАО «Чистый дом» | 4900 | 4900 | 4900 | |
М-р «Уручье» ИП Черный Д.Д. | 4800 | 4800 | 4800 | |
Средняя цена | в нац. валюте | 4933 | 4933 | 4933 |
в $ (по курсу Нац. Банка) | 2,3 | 2,29 | 2,29 |
- в национальной валюте равна 49330/10 = 4933 р.
- в долларах (официальный курс 1$ США равен 2147(бел. руб)) 4933/2147 = 2,3$
на 22.10.2007
- в национальной валюте равна 49330/10 = 4933 р.
- в долларах (официальный курс 1$ США равен 2151(бел. руб)) 4933/2151= 2,29$
на 05.11.2007
- в национальной валюте равна 49330/10 = 4933 р.
- в долларах (официальный курс 1$ США равен 2153(бел. руб)) 4933/2153= 2,29$
Таблица 2. Данные о ценах на гель для душа «Nivea».
Наименование торговой точки | Дата обследования | |||
24.09.07 | 22.10.07 | 05.11.07 | ||
ОАО «ЦУМ» | 7880 | 7880 | 7880 | |
ОАО «ГУМ» | 7930 | 7930 | 7930 | |
У-м "Первомайский", ЗАО | 7910 | 7910 | 7910 | |
ТЦ «Импульс» ИП Гурский И.И. | 7500 | 7500 | 7500 | |
ТЦ «Импульс» ИП Кудерко Л.И. | 7500 | 7500 | 7500 | |
ТЦ «Экспобел» ИП Бобров Ю.Ю. | 7400 | 7400 | 7400 | |
ТЦ «Экспобел» ИП Красницкая Т.И. | 7400 | 7400 | 7400 | |
СП ООО ТД «На Немиге» | 7850 | 7850 | 7850 | |
ЗАО «Чистый дом» | 7650 | 7650 | 7650 | |
М-р «Уручье» ИП Черный Д.Д. | 7600 | 7600 | 7600 | |
Средняя цена | в нац. валюте | 7662 | 7662 | 7662 |
в $ (по курсу Нац. Банка) | 3,57 | 3,56 | 3,56 |
Информация о работе Государственное регулирование цен в Республике Беларусь