Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:28, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении состояния национального рынка Республики Беларусь на современном этапе и перспективы его развития на ближайшие годы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть рынок ценных бумаг в системе финансового рынка и выявить его задачи и функции;
- проанализировать организационную структуру рынка ценных бумаг;
- определить основные черты становления и развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА, ЕГО ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА
1.1 Экономическое содержание рынка ценных бумаг, его функции
1.2 Организационная структура рынка ценных бумаг
1.3 Сегменты рынка ценных бумаг Республики Беларусь
СУЩНОСТЬ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Экономические свойства и значение ценных бумаг
Классификация и виды ценных бумаг
Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Экономическое содержание рынка ценных бумаг, его функции
1.3 Сегменты
рынка ценных бумаг Республики
Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В экономике рыночного типа одним из необходимых атрибутов является наличие развитого рынка ценных бумаг как механизма перераспределения свободных финансовых ресурсов и накоплений внутри страны посредством выпуска и обращения ценных бумаг.
Цель данной работы заключается в изучении состояния национального рынка Республики Беларусь на современном этапе и перспективы его развития на ближайшие годы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть рынок ценных бумаг в системе финансового рынка и выявить его задачи и функции;
- проанализировать организационную структуру рынка ценных бумаг;
- определить основные черты становления и развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь;
- Выявить основные проблемы и дальнейшие перспективы и направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.
В мировой практике различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую) [15, c. 11-12]. Называют эти модели, соответственно, модель США и модель Германии. К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25-30%) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.
К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций – 10:1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государственных ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50 – 60%) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. Поэтому, в Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей.
В работе рассматриваются следующие вопросы, актуальные для Республики Беларусь:
- определение состава участников рынка ценных бумаг и их роли в Республике Беларусь;
- стремление рынка ценных бумаг к саморегулированию;
- предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);
- выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг.
Развитие рынка государственных ценных бумаг необходимо для решения макроэкономических задач, которые актуальны для всех стран и прежде всего для стран с переходной экономикой. Опыт экономически развитых стран показывает, что, выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая безынфляционные источники финансирования бюджета, правительство тем самым улучшает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов и в какой-то степени повышает уровень своей собственной кредитоспособности, открывая тем самым доступ международным инвесторам на более позднем этапе.
В
качестве основных литературных источников
в работе использовались учебные, научные
и периодические издания, электронные
ресурсы.
1.1
Экономическое содержание
рынка ценных бумаг,
его функции
Финансовый рынок ― это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.
Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам) [3. 8-9 c.].
Структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, рынка ценных бумаг и денежного (валютного) рынка. Системообразующим элементом финансового рынка является рынок капитала (собственного и судного), а связующим элементом - рынок ценных бумаг, который обслуживает другие сегменты финансового рынка. Основные критерии их отличия – ликвидность активов, обращающихся на данных рынках, и срок исполнения обязательств. Так, на денежном рынке обращаются краткосрочные обязательства (сроком до одного года) с более высокой ликвидностью. На рынке капиталов срок их исполнения составляет более одного года, а их ликвидность более низкая по отношению к активам денежного рынка.
Ликвидность ― степень свободы, с которой определенный актив может быть реализован на рынке. Под ликвидностью ценной бумаги понимают возможность быстрой продажи без существенной потери ее стоимости [17, c. 34].
Под
денежным рынком понимается рынок находящихся
в обращении наличных денег и
обеспечивающих аналогичные функции
краткосрочных платежных
Рынок ценных бумаг характеризуется тем, что он включает в себя часть денежного рынка и часть рынка капиталов, поскольку на нем реализуются отношения по поводу заимствования денежных средств и по поводу совладения предприятиями. Таким образом, рынок ценных бумаг представляет собой совокупность отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, а также совокупность форм и методов такого обращения. Это система институтов и экономических механизмов, обслуживающих кругооборот ценных бумаг. На рынке ценных бумаг складываются отношения по поводу имущественных прав совладения и кредитования специфическими финансовыми инструментами — ценными бумагами. Следует отметить, что инструменты рынка ценных бумаг весьма разнообразны и обслуживают не только финансовый, но практически все рынки (товарный рынок, рынок ресурсов и т. д.). В то же время рынок ценных бумаг ― самостоятельный рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг.
Ценные бумаги служат краткосрочными платежными средствами на денежном рынке, а также выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на рынке капитала. Таким образом, рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, а также формы и способы этого обращения. Товаром на рынке ценных бумаг являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями, фондовыми активами. Отсюда в отечественной экономической литературе появился термин "фондовый рынок". В итоге мы отождествляем эти два понятия [4. c. 15-16].
Назначение
и основная задача рынка ценных бумаг
состоит в обеспечении
Таким образом, основной целью фондового рынка является аккумуляция финансовых ресурсов и обеспечение возможности их перераспределения путем проведения участниками фондового рынка различных операций по купле-продаже ценных бумаг, т.е. осуществление посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Таким образом, цель рынка ценных бумаг — привлечение инвестиций в экономику.
Задачами рынка ценных бумаг являются:
Для реализации основной цели и решения вышеназванных задач необходимо наличие следующих условий:
Что касается информации, то она должна быть точной, достоверной и содержательной.
Сущность рынка ценных бумаг проявляется через его функции, которые можно разделить на две группы: общерыночные функции, которые присущи любому рынку, и специфические, которые отличат рынок ценных бумаг от других рынков [6, c. 127].
К общерыночным функциям относятся:
- коммерческая (получение дохода от операций на рынке).
- ценообразовательная (рынок определяет спрос и предложение на товары и выявляет реальные рыночные цены на него).
- информационная (аккумулирование необходимой информации об объектах торговли и ее участниках и доведение этой информации до всех заинтересованных организаций и лиц).
- регулирующая (определение правил торговли, участия в ней и т. д.).
Рынок ценных бумаг выполняет и ряд специфических функций:
- обеспечивает привлечение временно свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и средств населения для последующего их инвестирования в производство, сферу услуг и т. д., способствует объединению капиталов путем акционирования, а также выпуска долговых ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных сертификатов).
- Через рынок ценных бумаг осуществляется перераспределение денежных средств, финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования, отраслями экономики, движений капитала из малоэффективных отраслей и предприятий в более эффективные. В директивной экономике перераспределение накоплений осуществлялось в основном через государственный бюджет и прямое банковское кредитование.
- Рынок ценных бумаг служит одним из регуляторов денежного обращения и кредитных отношений. Наличие развитого рынка ценных бумаг оказывает сдерживающее влияние на инфляционные процессы путем связывания части свободных денежных средств потребителей, а также снижает потребность финансирования экономики за счет кредита.
- Государство путем выпуска различных видов государственных бумаг осуществляет покрытие дефицита госбюджета не инфляционными средствами (без денежной и кредитной эмиссии).
- Рынок ценных бумаг обеспечивает страхование (хеджирование) финансовых рисков, рисков инвестирования. Эта функция реализуется через производные ценные бумаги (опционы, фьючерсы и другие, называемые фиктивным капиталом второго порядка) и позволяет превратить некоторые виды рисков в объект купли-продажи.
- Путем диверсификации (разнообразия) инвестиционного портфеля, субъекты хозяйствования могут эффективно управлять финансовым состоянием предприятия, покупая различные ценные бумаги.
Кроме
перечисленных функций рынок ценных бумаг
выполняет и такие, как стимулирование
иностранных инвестиций, упрощение взаиморасчетов,
совершенствование системы платежей и
т. д.
1.2
Организационная
структура рынка
ценных бумаг
Рынок ценных бумаг — это сложная организационно-правовая и социально-экономическая структура, которая имеет много различных характеристик. Его структуру можно рассматривать с разных сторон, потому он может быть условно разделен на отдельные сегменты по различным признакам:
• по степени риска (высокорисковый, среднерисковый и малорисковый).
Структуру рынка ценных бумаг составляют:
- субъекты (участники) рынка.
- Информационно-правовая структура.
- Ценные бумаги различного вида как рыночный товар.
- Организационно-
К участникам рынка ценных бумаг относят юридические и физические лица, которые продают или покупают ценные бумаги, также обслуживают их оборот и осуществляют расчеты по ним, то есть субъекты, вступающие в экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг. Среди участников рынка ценных бумаг выделяются: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники и организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; органы государственного регулирования и надзора; саморегулируемые организации [ 1, c. 26].
Эмитенты ценных бумаг − это юридические лица, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и обязуются выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг. В качестве эмитентов могут выступать государство в лице его органов (Министерство финансов, Национальный банк, местные органы власти), а также негосударственные структуры, такие, как акционерные общества, инвестиционные фонды, предприятия, банки, биржи. Эмитенты выступают начальным звеном в движении ценных бумаг, а конечным являются инвесторы, приобретающие ценные бумаги во владение.
Среди инвесторов могут быть индивидуальные (физические лица) и институциональные (государство, корпорации, фонды, банки и т.д.). Различают стратегических и портфельных инвесторов. Стратегические ставят целью инвестирования распределение и перераспределение собственности, расширение сфер своего влияния или деятельности. Целью же портфельных инвесторов является получение дохода по приобретенным ценным бумагам, сохранение, приумножение капитала, диверсификация всего инвестиционного портфеля [ 4, c.32].
На рынке ценных бумаг действуют и посредники, представляющие интересы как покупателей, так и продавцов. В качестве посредников выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг, занимающиеся брокерской и дилерской деятельностью и деятельностью по управлению портфелями ценных бумаг. Брокерами могут быть физические и юридические лица, которые совершают сделки с ценными бумагами в качестве поверенных или комиссионеров на основе договора. Доход брокера ― это комиссионные, взимаемые от суммы сделки. Дилером могут быть физические и юридические лица, совершаемые сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет по заранее объявленным ценам. Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки ценных бумаг.
К организациям, обслуживающим рынок ценных бумаг, относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка, расчетные центры (расчетно-кредитные организации), депозитарии, регистраторы и т. д.
Центральным звеном на рынке
ценных бумаг развитых стран
являются фондовые биржи.
Расчетно-клиринговые организации осуществляют расчетное обслуживание участников организованного рынка ценных бумаг, при этом снижая издержки, уровень рисков, сокращая время расчетов. Участие расчетно-клиринговых организаций обязательно при торговле фьючерсными контрактами и биржевыми опционами. Членами расчетно-клиринговых организаций обычно являются банки, финансовые компании, фондовые и фьючерсные биржи.
К этой группе участников рынка ценных бумаг относятся и регистраторы-организации, которые ведут по договору с эмитентом реестр владельцев именных ценных бумаг на конкретную дату.
Задачи регистратора ― точно и своевременно составлять реестр и предоставлять его эмитенту для выполнения обязательств по выпущенным ценным бумагам. В соответствии с этим списком акционерные общества, например, выплачивают дивиденды и рассылают приглашения на общее собрание акционеров. На рынке ценных бумаг эту функцию могут выполнять и депозитарии, представляющие собой организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав собственности на них, а также расчетам доходов и их начислению по счетам "депо", на которых и учитываются ценные бумаги.
Широкое распространение на рынке ценных бумаг получила деятельность специализированных организаций, которым инвесторы поручают разместить временно свободные денежные средства. К таким организациям относятся инвестиционные фонды, инвестиционные компании и банки. Инвесторы, желающие, чтобы инвестиционный фонд взял на себя управление их активами, должны приобрести его ценные бумаги или заключить с ним контракт. Инвестиционные компании размещают средства вкладчиков в профессионально составленные портфели ценных бумаг, не выпуская своих ценных бумаг. Инвестиционные же банки специализируются на размещении фондовых инструментов на первичном рынке.
На рынке ценных бумаг действуют также и саморегулируемые организации, которые выполняют контрольные, организованные и регулирующие функции на основе добровольного объединения, как правило, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Саморегулируемые организации осуществляют подготовку специалистов для работы на рынке ценных бумаг, разработку профессиональных стандартов, защищают интересы своих членов и т. д. Они могут существовать в различных организационных формах (в виде ассоциаций, общественных организаций и т. п.), носить международный характер, или национальный, или региональный. На рынке Республики Беларусь с 1997 г. действует Белорусская фондовая ассоциация, представляющая республиканское общественное объединение. На российском рынке известны ассоциации ПАРТАД и НАУФОР, в США - Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD). Кроме организаций, объединяющих профессиональных участников рынка ценных бумаг, свои организации создают также эмитенты, индивидуальные и институциональные инвесторы с целью защиты своих интересов [15, c. 43].
Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке:
Первичный рынок ― это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами.
Вторичный рынок ценных бумаг ― это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, это совокупность всех активов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.
Организованный рынок ценных бумаг ― это их обращение на основе твердоустойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками.
Торговля ценных бумаг может осуществляться на традиционных и компьютеризованных рынках.
Кассовый рынок ценных бумаг (спот-рынок) ― это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней.
Срочный рынок ценных бумаг ― это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающий 2-х рабочих дня (90 дней максимальный срок) [18, c. 31].
1.3
Сегменты рынка
ценных бумаг Республики
Беларусь
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих сегментов:
- Корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций).
- Государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО).
- Муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов).
- Ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов).
- Именных приватизационных чеков (ИПЧ) "Имущество".
Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Котировка акций на бирже не производится. Переоценка номинальной стоимости акций предприятий осуществляется путем периодической переоценки стоимости основных фондов, в результате которой соответственно возрастает и стоимость акций. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной купли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала.
Государственные ценные бумаги - один из самых развитых сегментов рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. На нем обращаются такие виды ценных бумаг, как:
- краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.
- долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств.
- государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета.
- краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Национальный банк начал выпуск облигаций в конвертируемой валюте (100 долларовые облигации) [ 13, c. 6].
Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными - кредитные и нефинансовые организации.
Муниципальные ценные бумаги в Беларуси представлены облигациями Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации обращаются и на вторичном рынке. Указами Президента РБ были установлены льготы на доходы субъектов хозяйствования по операциям с ними.
Депозитные и сберегательные сертификаты выпускаются банками республики на срок до одного года. Векселя − на срок около одного месяца. В Республике Беларусь выпускаются и товарные векселя.
Именные
приватизационные чеки "Имущество"
предназначены для участия
Товаром на рынке ценных бумаг являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями, фондовыми активами. В Законе Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992 года (ред. от 11.11.2002) дается следующее определение ценных бумаг: «Ценные бумаги (акции, облигации) ―документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценных бумаг по отношению к эмитенту». Это определение ограничивает ценные бумаги только акциями и облигациями [8, c 11]. Вместе с тем в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, принятым 7 декабря 1998 г. и вступившем в силу с 1 июля 1999 г., к ценным бумагам относятся «государственная облигация, облигация, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг» (ст. 144). Положением «О производных ценных бумагах», утвержденным 21 января 1997 г. Национальным банком Республики Беларусь, к ценным бумагам, обращающимся на территории республики, также относятся опционы, фьючерсы и варранты.
Необходимо отметить, что ценные бумаги весьма различаются в зависимости от объектов, права на которые они удостоверяют. Например, акции свидетельствуют о праве собственности на капитал; депозитные и сберегательные сертификаты отражают долговые отношения; коносаменты, векселя, чеки связаны с движением товаров. Ценная бумага — это финансовое средство, дающее заимодавцу (инвестору) обеспеченное законом право получать в будущем определенный доход в установленном порядке.
Значение ценной бумаги заключается в следующем:
• она перераспределяет денежные средства (капиталы) между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между группами и слоями населения, между населением и сферами экономики, между населением и государством и т. п.;
• она предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал (право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочередность в определенных ситуациях и т. п.);
• она обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала.
Таким образом, ценная бумага является формой фиксации рыночных отношений между участниками рынка, но при этом она сама является объектом этих отношений. То есть заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче или купле-продажи ценной бумаги в обмен на деньги или на товар. Ценная бумага — это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических и юридических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию. Каждый вид ценных бумаг занимает определенное место, выполняет свою специфическую функцию [4, c. 27].
Поскольку и деньги, и товар в современных условиях суть разные формы существования капитала, то экономическое определение ценной бумаги можно выразить следующим образом. Ценная бумага имеет следующие характеристики:
• временные, а именно:
1) срок существования ценной бумаги — когда она выпущена в обращение, на какой период времени или бессрочно,
2) происхождение — ведет ли начало ценная бумага от своей первичной основы — товар, деньги — или от других ценных бумаг;
• пространственные, а именно:
• рыночные, которые включают в себя:
Ценная бумага обладает рядом следующих свойств:
♦ возможность обмена на деньги в разных формах - путем погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки;
♦ возможность использования в расчетах;
Основными
видами ценных бумаг являются: акции,
облигации, векселя, чеки, коносамент и
др. По основным характеристикам ценные
бумаги можно классифицировать следующим
образом (табл. 1).
Таблица 1
Классификационный признак | Виды ценных бумаг |
Срок существования | Срочные ― ценные
бумаги, имеющие определенный срок существования.
В свою очередь могут быть долгосрочные,
средне- и краткосрочные
Бессрочные ― ценные бумаги, не имеющие сроков изъятия из оборота |
Формы существования | Бумажные или документарные.
Безбумажные или бездокументарные |
Национальная принадлежность | Отечественные или иностранные |
Тип использования | Инвестиционные или капитальные вложения ― ценные бумаги, являющиеся объектом реального вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.). Неинвестиционные ― ценные бумаги, служащие для обслуживания расчетов за товары или услуги (векселя, чеки, коносаменты) |
Порядок владения | Предъявительские
― ценные бумаги, которые не фиксируют
имени их владельца; их обращение осуществляется
путем передачи от одного лица к другому
Именные ― ценные бумаги, содержащие имя
владельца. Регистрируются в специальном
реестре
Ордерные ― именные ценные бумаги, передаваемые другому лицу путем совершения на них передаточной надписи (индоссамента) |
Форма выпуска | Эмиссионные ― ценные бумаги, выпускаемые обычно крупными сериями, в больших количествах, по сериям абсолютно идентичных бумаг (акции, облигации) Неэмиссионные ― ценные бумаги, выпускаемые небольшими сериями |
Форма собственности | Государственные,
Негосударственные - ценные бумаги, которые выпускаются в обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) |
Характер обращаемости | Рыночные или свободно обращающиеся Нерыночные - ценные бумаги, обращение которых ограничено сроками продажи только их эмитенту |
Уровень риска | Рисковые и безрисковые |
Наличие дохода | Высокодоходные,
среднедоходные, бездоходные |
Форма вложения | Владельческие
долевые - ценные бумаги, дающие право
собственности на соответствующие активы
(акции, варанты, коносаменты и др.)
Долговые - ценные бумаги, как правило имеющие фиксированную процентную ставку и являющиеся обязательством выплатить сумму долга на определенную дату в будущем (облигации, банковские сертификаты, векселя и др.) |
Источник:
составлено по [4, c. 9-11]
В мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:
• основные ценные бумаги;
• производные ценные бумаги.
Основные ценные бумаги, как правило, удостоверяют имущественные права на какой-либо актив (товар, деньги, капитал, имущество, ресурсы и др.).
В свою очередь, основные ценные бумаги можно разделить на первичные (акции, облигации, векселя, закладные и др.) и вторичные (варранты, депозитарные расписки и др.) ценные бумаги.
Производные ценные бумаги - это ценные бумаги на какой-либо ценовой актив: цены товаров (нефть, зерно, металлы и др.); цены кредитного рынка (процентные ставки); цены валютного рынка (валютные курсы); цены основных ценных бумаг (индексы акций, облигаций) и т. п. К производным ценным бумагам относятся фьючерс и опцион [5 c. 57].
Все ценные бумаги можно разделить на две группы - денежные и капитальные.
Денежные ценные бумаги оформляют заимствование денег ― к ним относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты. Доход по этим ценным бумагам носит разовый характер и получается либо за счет покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения процентов при их погашении.
Капитальные ценные бумаги выпускается с целью образования или увеличения капитала (фондов) предприятия, необходимого для развития производства. Капитальные подразделяются на долевые и долговые ценные бумаги. К долевым ценным бумагам относятся все виды акций, а также инвестиционные сертификаты.
Инвестиционный сертификат подтверждает долю участия в инвестиционном фонде и дает право на получение определенного дохода от ценных бумаг, составляющих этот инвестиционный фонд.
Акция - это бессрочная ценная бумага, свидетельствующая о вкладе в имущество акционерного общества (АО) и дающая право на получение части дохода АО, подлежащего разделу в виде дивидендов, а также на участие в управлении предприятием.
Различают привилегированные и простые акции. От обыкновенной акции привилегированная отличается тем, что сумма дивидендов по ней фиксирована, заранее оговорена и составляет определенный процент от номинальной стоимости акции (не зависит от текущей прибыли предприятия). Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована, она зависит от полученной прибыли и решения собрания акционеров по выделению доли средств на выплату дивидендов.
Облигации
могут выпускаться
Депозитный или сберегательный сертификат ― это письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитные сертификаты выдаются юридическим лицам, сберегательные ― физическим.
Вексель ― это разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, владельцу векселя (векселедержателю) при наступлении срока выполнения обязательства (платежа) или по его предъявлению.
Существует также целый ряд вторичных ценных бумаг, закрепляющих права и обязанности эмитента и инвестора по совершению определенных операций с ценными бумагами. К таким ценным бумагам относятся опционы, фьючерсы, права, ордера.
Опцион ―это краткосрочная ценная бумага, дающая право ее владельцу купить или продать другую ценную бумагу в течение определенного периода, по определенной цене контрагенту, который за денежную премию принимает на себя обязательство реализовать это право.
Финансовые фьючерсы ― стандартные краткосрочные контракты на покупку или продажу определенной ценной бумаги по определенной цене на определенную будущую дату. Если владелец опциона может отказаться от реализации своего права, потеряв при этом денежную премию, которую он выплатил контрагенту, то фьючерсная сделка является обязательной для последующего исполнения.
Варранты
― это ценные бумаги, выражающие
льготное право на покупку акций эмитента
(чаще всего обыкновенных акций) в течение
определенного (обычно несколько лет)
периода по определенной цене. На практике
дело обстоит таким образом, что банки
эмпирически изобретают собственные производные
ЦБ и схемы их применения.
К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг относятся:
- Президент, Национальное собрание, Совет министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов;
- Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция ― это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая ― непосредственное участие на рынке ценных бумаг. Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозитария, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг [4 c. 32]. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;
- Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь, в функции которого входят:
1) государственное регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;
2) регистрация выпусков ценных бумаг;
3) лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;
- Мингосимущества Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;
- Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.
В
республике создана и инфраструктура
рынка ценных бумаг. К ее элементам
прежде всего относятся биржа
и депозитарная система. Следует
отметить, что первоначально был
создан ряд бирж, осуществляющих определенные
операции с ценными бумагами: Белорусская
фондовая биржа, Белорусская агропромышленная
биржа, Межбанковская валютная биржа.
Однако в соответствии с Указом Президента
от 20.07. 98 г. №366 "О совершенствовании
системы регулирования рынка ценных бумаг"
была реализована концепция монобиржевой
системы. В результате на базе государственной
"Межбанковской валютной биржи" и
ОАО "Белорусская фондовая биржа"
образовалось открытое акционерное общество
- единая Белорусская валютно-фондовая
биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми
активами, в том числе валютными ценностями
и ценными бумагами (за исключением ИПЧ
"Имущество"). На этой бирже активно
проводятся торги государственными ценными
бумагами и иностранными валютами. Прорабатываются
варианты организации торгов пакетами
акций приватизируемых предприятий.
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.
Рынок государственных ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой традиционно выполняет следующие основные функции:
С точки зрения перечисленных функций развитие рынка государственных ценных бумаг необходимо для решения макроэкономических задач, которые актуальны для всех стран и прежде всего для стран с переходной экономикой. Опыт экономически развитых стран показал, что, выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая безынфляционные источники финансирования бюджета, правительство тем самым улучшает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов и в какой-то степени повышает уровень своей собственной кредитоспособности, открывая тем самым доступ международным (частным) инвесторам на более позднем этапе.
Выпуск
государственных ценных бумаг является
наиболее экономически целесообразным
методом финансирования бюджетного дефицита
по сравнению с практикой заимствования
средств в центральном банке и привлечением
доходов от эмиссии денег. Покрытие дефицита
бюджета через эмиссию денег приводит
к поступлению в оборот необеспеченных
реальными активами платежных средств
и связано с инфляцией, расстройством
денежного обращения.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:
1)
Министерство финансов ―
2) Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) ― экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;
3) инвесторы ― профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства.
Выделяют
также группу финансовых посредников
профессиональных участников рынка
ценных бумаг, через которых осуществляется
перераспределение свободных
Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ
Данный
сегмент финансового рынка
- разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;
- внедрением нового вида аукциона ― биржевого;
- сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;
- участием нерезидентов;
- активизацией вторичного рынка [10, c. 7];
Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.
За
ОАО «Белорусская валютно-фондовая
биржа» закреплено исключительное право
на организацию вторичного обращения
государственных ценных бумаг. Вторичное
обращение государственных
Следует отметить, что в структуре сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема) (Таблица 2).
Наименование
показателя |
1-е полугодие 2008 | 1-е полугодие 2007 | ||
Кол-во сделок (шт.) | Объем сделок
(млн. руб.) |
Кол-во сделок (шт.) | Объем сделок
(млн. руб.) | |
сделок всего | 14562 | 43602136,12 | 13355 | 10693183,41 |
В том числе: | ||||
с акциями | 1252 | 37547,42 | 366 | 17352,83 |
с облигациями | 13254 | 43524726,43 | 12840 | 10655979,99 |
В том числе | ||||
гособлигациями | 11887 | 18368351,08 | 11789 | 6634054,45 |
облигациями Нацбанка РБ | 725 | 24580104,59 | 846 | 3922708,84 |
Облигациями местных займов | 0 | 0 | 0 | 0 |
Облигациями юр. лиц | 625 | 412291,79 | 193 | 10224,7 |
облигациями нерезидентов | 17 | 163979 | 12 | 88992 |
с векселями | 1 | 0,3 | 3 | 198,5 |
с депозитными сертификатами | 13 | 635,91 | 17 | 1786,91 |
С производными и ценными бумагами | 42 | 39226,06 | 129 | 17865,18 |
количество зарегистрированных сделок, совершенных на внебиржевом рынке | 5702 | 650924,7 | 10297 | 5598068.2 |
Источник:
составлено по [14, c. 23]
Можно
сказать, что рынок государственных
облигаций в Беларуси является самым
ликвидным сегментом, и соответственно
наиболее привлекательным для
В
настоящее время структура
1) краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;
2) долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;
3) государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;
4) краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.
Государственные облигации ― ценные бумаги эмитируемые государством с целью привлечения в государственный бюджет части заемных средств. Доходы, получаемые от ценных бумаг государства, в отличии от корпоративных ценных бумаг, имеют льготное налогообложение.
Владельцами
государственных краткосрочных
облигаций (со сроком обращения до одного
года) (ГКО) и государственных долгосрочных
облигаций (со сроком обращения один
год и более) (ГДО) могут быть юридические
как резиденты, так и нерезиденты Республики
Беларусь.
В процессе выпуска ГКО рассчитываются их доходность и цены на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.
Можно провести анализ сделок в Республике Беларусь до кризиса 2008-2009 гг. и сравнить с ситуацией в конце 2011 года. Информация о количестве сделок за 1-е полугодие 2007 и 2008 гг. в разрезе видов ценных бумаг представлена в таблице 2.
Необходимо отметить, что общее количество сделок за первое полугодие 2008 года составило 14 562, что на 9 % больше, чем за соответствующий период 2007 года. При этом суммарный объем сделок увеличился в 4,1 раза и составил 43 602,1 млрд. белорусских рублей.
Значительное увеличение объема сделок с ценными бумагами произошло в связи с активизацией рынка облигаций юридических лиц, в первую очередь облигаций банков. Количество сделок с указанными ценными бумагами увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2007 года в 3,2 раза, а объем сделок - в 40 раз.
Вместе
с тем, значительное увеличение объема
сделок произошло также с
Кроме того, на внебиржевом рынке профучастниками зарегистрированы 5 702 сделки на общую сумму 650,9 млрд. белорусских рублей. Количество зарегистрированных сделок, в которых профучастник не выступал стороной сделки, уменьшилось в 1,8 раза, а их объем уменьшился в 8,6 раза.
Из общего количества сделок, совершенных профучастниками за 1-е полугодие 2008 года, сделки с облигациями составляют 91 % (13254 сделок), с акциями – 8,5 % (1252 сделки), с векселями – 0,006 % (1 сделка), с депозитными сертификатами – 0,08 % (13 сделок), с производными и прочими ценными бумагами – 0,28 % (42 сделки) [14, c. 29].
В общем объеме сделок сделки с облигациями составляют 99,8 % (43524,726 млрд. белорусских рублей). Объем сделок с акциями составил 0,08 % (37,5 млрд. белорусских рублей), с депозитными сертификатами – 0,001 % (635 млн. белорусских рублей), с производными и прочими ценными бумагами – 0,08 % (39,2 млрд. белорусских рублей).
Количество профессиональных участников рынка ценных бумаг на 1 января 2011 г. увеличилось по сравнению с началом 2008 года на 11 и составило 72, из них 27 банков, 45 организаций, не являющихся банками.
В 2009 году сделки с ценными бумагами осуществляли 62 профессиональных участника рынка ценных бумаг (в 2008 году – 55). Количество совершенных ими сделок составило 77 880 на общую сумму 125 891,5 млрд. рублей, что больше по суммарному количеству сделок на 72,8 процента, по объему сделок – на 26 процентов, чем в 2008 году.
В 2010 году количество и объем таких сделок, совершенных 63 профессиональными участниками рынка ценных бумаг, уменьшились соответственно на 3,7 и 2,2 процента по сравнению с 2009 годом и составили 75 131 сделку на 123 141,9 млрд. рублей.
На 1 января 2011 г. объем государственных облигаций в обращении составил 1,76 трлн. рублей по номиналу (по сравнению с началом 2010 года уменьшился на 0,35 трлн. рублей, или на 16,6 процента).
В
структуре государственных
Основными
владельцами государственных
Основными задачами, поставленными перед Департаментом по ценным бумагам на ближайшее время, являются обеспечение максимального содействия в проведении организациями республики работы по выпуску корпоративных облигаций, совершенствование условий осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, развитие институтов долгосрочных накоплений, устранение регулятивных препятствий в сфере развития институтов инфраструктуры фондового рынка, что в целом призвано способствовать активизации интеграции Республики Беларусь в международную финансовую систему.
В
процессе становления и развития
национального рынка ценных бумаг
льготное налогообложение деятельности
на фондовом рынке и доходности от
ценных бумаг должно устанавливаться
в приоритетных областях экономики,
имеющих общенациональное значение.
Развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг
12 апреля 2011 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы (далее - Программа).
Главная цель Программы – создание необходимых условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надёжности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего экономического роста и повышения благосостояния населения.
Предыдущая Программа 2008–2011 гг. предусматривала комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг:
-
совершенствование налогового
-
снятие ограничений на
- приведение норм, регулирующих применение особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами в соответствие с международными правилами;
-повышение
эффективности управления
- создание института коллективных инвесторов;
- внедрение новых инструментов фондового рынка;
- выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг.
В результате проведенного в рамках Программы на 2008 – 2011 годы комплекса мероприятий по созданию на законодательном уровне необходимых предпосылок для активизации рынка ценных бумаг:
1) отменено особое право (”золотая акция“) государства на участие в управлении хозяйственными обществами;
2) происходит поэтапное снятие ограничений на отчуждение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
3) снижен размер государственной пошлины за регистрацию акций, а также упрощены административные процедуры, совершаемые в процессе государственной регистрации ценных бумаг;
4) внедрены новые инструменты ― биржевые облигации, размещение и обращение которых осуществляются исключительно на биржевом рынке без государственной регистрации выпуска ценных бумаг, а также закладные (документарные и бездокументарные);
5) банкам предоставлена возможность выпуска облигаций без обеспечения исполнения обязательств по ним (в пределах 80 процентов нормативного капитала);
6) акционерным обществам предоставлена возможность выпуска облигаций на сумму, превышающую размер уставного фонда;
7) произошли значительные изменения в системе налогообложения (в 2008 году с 40 до 24 процентов снижены ставки налога на доходы от операций с акциями, с 1 января 2010 г. в связи со вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь снижены с 15 до 12 процентов ставка подоходного налога в отношении доходов, получаемых физическими лицами в виде дивидендов, с 24 до 12 процентов – ставка налога на прибыль, получаемую юридическими лицами от реализации акций белорусских эмитентов, а также в виде дивидендов, выплачиваемых резидентами и нерезидентами);
8) освобождены от налогообложения доходы, полученные от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в пятилетний период (с 1 апреля 2008 г. до 1 января 2013 г.);
9) расходы эмитентов на выплату процентов по выпущенным ими облигациям относятся к прочим затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемым при налогообложении;
10) осуществляется концептуальная систематизация деятельности государства в сфере приватизации по оптимизации доли государства в акционерном капитале путем принятия трехлетних планов приватизации;
11) усовершенствован порядок выпуска и государственной регистрации ценных бумаг на территории Республики Беларусь, а также порядок совершения сделок с ними;
12) расширен круг инвесторов в жилищные облигации за счет предоставления иностранным юридическим и физическим лицам возможности их приобретения, а также усилено государственное регулирование в части защиты прав и законных интересов инвесторов;
13) разработаны проекты законов Республики Беларусь, предусматривающие внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 года ”О ценных бумагах и фондовых биржах“ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 11, ст.194) и Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 года ”О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 56, 2/61);
14) принято постановление Министерства финансов и Правления Национального банка от 4 марта 2010 г. № 20/40 ”Об утверждении Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010 – 2015 годы“ [14, c. 19].
Принятые Правительством Республики Беларусь и Национальным банком в рамках реализации Программы на 2008 – 2010 годы меры способствовали становлению и развитию отечественного рынка ценных бумаг. Вместе с тем следует отметить опережающее развитие законодательства и инфраструктуры данного рынка, тогда как отдельные его сегменты (вторичный рынок акций, рынок производных ценных бумаг) и институты еще недостаточно развиты. Это приводит лишь к временному формальному росту количественных характеристик рынка корпоративных ценных бумаг, в то время как рынок в стандартном его понимании не формируется, не проявляется его макроэкономическая роль. Данная ситуация на рынке государственных ценных бумаг обусловлена:
- зависимостью от финансово-экономического состояния банковского сектора, колебаний его ликвидности, что отрицательно сказывается на размещении бумаг и соответственно равномерном привлечении средств для финансирования дефицита бюджета;
- проблемами с удлинением сроков заимствований из-за отсутствия у потенциальных инвесторов долгосрочных свободных ресурсов;
- усилением конкуренции со стороны иных сегментов финансового
рынка;
- недостаточным развитием институциональных инвесторов (страховых, пенсионных и инвестиционных фондов), традиционно являющихся основными участниками рынка государственных ценных бумаг;
- недостаточностью участников рынка государственных ценных бумаг.
Факторами, препятствующими развитию рынка корпоративных ценных бумаг, являются:
- недостаточная активность процессов приватизации, что не позволяет использовать потенциал рынка акций для трансформации сбережений, в том числе граждан республики, в инвестиции, а также является препятствием для привлечения в экономику страны иностранных портфельных и прямых инвестиций;
- отсутствие значимых для развития рынка ценных бумаг инфраструктурных институтов, таких как инвестиционные фонды различных типов;
- недостаточное количество обращающихся инструментов и участников, совершающих операции на рынке ценных бумаг, что приводит к низкому уровню ликвидности такого рынка;
- наличие дисбаланса между темпами и объемами развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг и дисбаланса внутри корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, проявляющегося в опережающем развитии сегмента банковских ценных бумаг по сравнению с сегментом ценных бумаг организаций, не являющихся банками;
- незаинтересованность организаций республики в самостоятельном
публичном привлечении инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг (главным образом акций и облигаций) ввиду исторически сложившейся практики привлечения ресурсов посредством получения банковских кредитов;
- низкий уровень прозрачности рынка ценных бумаг, причиной которого является незаинтересованность эмитентов в раскрытии информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, значимых корпоративных событиях в соответствии с международными стандартами. Это является следствием низкого уровня финансовой грамотности специалистов эмитентов ценных бумаг и недостаточного осознания ими потенциала рынка ценных бумаг как механизма привлечения инвестиций, в том числе иностранных;
- недостаточный уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, прежде всего акционеров, обусловленный несоблюдением акционерными обществами признанных в международной практике принципов корпоративного поведения, что также является препятствием для привлечения внутренних и внешних инвестиций (прямых и портфельных);
- отсутствие национальной системы рейтингования эмитентов ценных бумаг, а также практики самостоятельного получения эмитентами (за исключением банков) международных кредитных рейтингов, применения международных стандартов финансовой отчетности и прохождения международного аудита, что является препятствием к выходу организаций республики на международные финансовые рынки и привлечению иностранных прямых и портфельных инвестиций.
Основные направления развития рынка ценных бумаг:
1) формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг;
2) равномерное развитие его сегментов, включая использование различных финансовых инструментов;
3) совершенствование системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в целях создания условий для внедрения новых финансовых инструментов с дальнейшим переходом на равные условия деятельности на различных сегментах данного рынка для всех его участников;
4) функциональное и технологическое совершенствование, повышение конкурентоспособности биржевой, расчетно-клиринговой и депозитарной инфраструктуры;
5) развитие институтов финансового посредничества (профессиональных участников рынка ценных бумаг), институтов коллективных инвестиций;
6) совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и стандартами Европейского союза;
7) обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия рынка ценных бумаг Республики Беларусь с мировыми финансовыми институтами и структурами.
Важнейшим условием создания ликвидного и прозрачного рынка
ценных бумаг, а также его дальнейшего развития является формирование и поддержание благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и нормативного регулирования и правоприменения.
Развитие рынка ценных бумаг позволит: привлекать инвестиции с использованием инструментов данного рынка; обеспечить устойчивый рост капитализации рынка ценных бумаг; создать равные возможности и упростить условия доступа инвесторов и посредников на рынок, не допускать монопольных проявлений и дискриминации прав субъектов рынка, обеспечивать защиту их имущественных прав; обеспечить потребность инвесторов в полной и доступной информации, касающейся условий выпуска и оборота ценных бумаг, а также результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитентов [13, c. 23].
Несмотря на прогнозируемость текущей ситуации и относительное спокойствие в период благоприятной рыночной конъюнктуры, существует ряд нерешенных проблем. Прежде всего, это касается постоянного наращивания эмитентом внутреннего государственного долга. Объем бумаг, находящихся в обращении, уже составляет около 1,5 трлн. белорусских рублей, а емкость рынка, оцениваемая Минфином, - около 2 трлн. белорусских рублей. В ближайшее время у операторов рынка будет оставаться все меньше внутренних возможностей для инвестирования средств в государственные облигации.
Дополнительным фактором снижения интереса к бумагам Минфина может стать их доходность. Она уже подходит к своим критическим значениям. В этой связи Минфину явно придется подстраиваться под потребности рынка. Наиболее приемлемыми мерами в повышении привлекательности облигаций может стать работа по увеличению ликвидности выпусков ГКО и ГДО, а также предложение инвесторам инструментов с различными сроками обращения. Что касается низкой ликвидности облигаций, то, прежде всего, это проблема наличия в обращении большого количества выпусков. Чем больше их, тем меньше сделок заключается с каждым из них.
Во-первых, сокращение количества выпусков, находящихся в обращении, позволит стать им более ликвидными. Это неминуемо отразится на повышении емкости рынка, поскольку расширит круг инвесторов, для которых привлекательность инструмента заключается в его ликвидности.
Во-вторых, малое число больших по объему эмиссии выпусков позволит и самому Минфину иметь более широкие возможности по оптимизации расходов. На сегодняшний день считается, что чем быстрее прошла реализация выпуска на первичном рынке, тем успешнее действия эмитента. Возвышение рынка ГЦБ не означает успех фондового рынка в целом. Более того, его неумеренный рост сегмента государственных облигаций чреват деградацией рынка корпоративных бумаг. Благодаря высокой надежности и доходности своих бумаг государство получает большую часть инвестиционного потенциала фондового рынка.
Таким образом, основная часть средств инвесторов идет не в реальный сектор экономики, а на обслуживание государственных расходов. Кроме того, значительную часть ГЦБ приобретают финансовые и инвестиционные институты (в первую очередь банки), которые реализуют эти бумаги через некоторое время государству с весьма существенной для себя премией. Таким образом, сегодня ГЦБ не выполняют основной своей роли ― повышения благосостояния населения и подъема экономики. Поэтому основным направлением развития фондового рынка должно стать направление рынка ГЦБ в сторону массового инвестора – юридических и физических лиц.
В
условиях продолжающегося финансово-
С учетом прогнозных макроэкономических параметров развития республики до 2016 года планируется достижение следующих показателей развития рынка ценных бумаг:
1) соотношение объема зарегистрированной эмиссии акций к ВВП ― 50,1 процента;
2) капитализация рынка акций к ВВП – 23 процента;
3) отношение объема вторичного рынка корпоративных ценных бумаг к объему их эмиссии – 67 процентов;
4) отношение суммарного объема сделок купли-продажи негосударственных ценных бумаг к ВВП – 10,4 процента;
5) доля свободнообращающихся акций открытых акционерных обществ, распределенных среди мелких и средних инвесторов, – не менее 20 – 25 процентов от общего объема эмиссии акций;
6) соотношение активов профессиональных участников рынка ценных бумаг (кроме банков) к ВВП – 1 процент.
В результате реализации мероприятий Программы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы согласно предусматривается:
- повышение роли рынка ценных бумаг в процессах перераспределения финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных государственных задач;
- укрепление финансового состояния организаций и расширение их
инвестиционных возможностей;
- создание целостной и эффективной системы рынка ценных бумаг и финансовых институтов;
- устойчивый рост капитализации рынка ценных бумаг;
- снижение нагрузки на бюджет путем сокращения различных форм государственной поддержки организациям и расширения практики привлечения инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг;
- повышение инвестиционной активности граждан и субъектов хозяйствования Республики Беларусь;
- обеспечение процесса получения эмитентами кредитных рейтингов на добровольной основе;
- формирование и реализация этических принципов поведения на
рынке ценных бумаг;
- обеспечение выхода на международные рынки капитала;
- создание современных механизмов консолидированного надзора и контроля на рынке ценных бумаг;
- создание современной системы управления рисками на рынке ценных бумаг и повышение уровня безопасности инвестирования;
Таким
образом, фондовый рынок существует не
только для государственных ценных бумаг.
Госбумаги обслуживают непроизводственный
сектор экономики. А уровень жизни каждого
гражданина зависит от качества работы
производства. Субъекты хозяйствования
и профессиональные участники рынка ценных
бумаг осознают необходимость активизации
этого сегмента экономики. Их готовность
к конструктивной работе фактически будет
означать существенный прогресс в процессе
модернизации реального сектора экономики
Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок ценных бумаг или рынок финансовых активов представляет собой систему экономических отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками. Товаром на рынке ценных бумаг являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями, фондовыми активами.
Назначение
и основная задача рынка ценных бумаг
состоит в обеспечении
Сущность рынка ценных бумаг проявляется через его функции, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. Структуру рынка ценных бумаг составляют:
• субъекты (участники) рынка;
• информационно-правовая инфраструктура;
• ценные бумаги различного вида как рыночный товар;
• организационно-экономический механизм функционирования рынка.
В зависимости от эмитента ценные бумаги могут подразделяться на государственные и частные (корпоративные).
Частные, или корпоративные ценные бумаги — это бумаги, выпущенные предприятиями и организациями любой формы собственности.
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг. Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.
Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.
В
настоящее время структура
• краткосрочные государственные облигации (ГКО);
• долгосрочные государственные облигации (ДГО);
• государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО);
• краткосрочные обязательства Национального банка (КО);
В последнее время в Республике Беларусь была откорректирована ранее созданная законодательно-правовая база фондового рынка. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов: корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций); государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО); муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов); ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов); именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».
Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 2011 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством:
• усовершенствования системы биржевой торговли ценными бумагами, проведения регулярных торгов ГЦБ на площадке Белорусской валютно-фондовой биржи;
• совершенствование системы депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам;
• проведения комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей рынок корпоративных ценных бумаг, включая раскрытие информации об эмитенте;
• совершенствование системы учета ценных бумаг банков, в том числе переданных в доверительное управление;
• расширение возможностей банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков.
Задача,
которая стоит перед
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Государственные ценные бумаги Республике Беларусь