Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

К какой цели стремиться государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание общего равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это самые важные цели и они стоят перед государством всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый промежуток времени.

Файлы: 1 файл

курсовык готовый.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

      Прямые  методы контроля за ценами должны не противопоставляться  косвенным, а сочетаться с ними. Общая  антиинфляционная политика и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных цен, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.

        Выводы: Система цен, один из важнейших элементов рыночной экономики. Государство проводит антимонопольные регулирования, и старается установить  такие цены чтобы не пострадали как конечные пользователи товаров и услуг, так и предприятия предоставляющие данный продукт или услугу. 
 
 

      Глава 2. Виды и функции цены

 
 

     Цена  – денежное выражение стоимости  товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

   Рыночный  механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

     Функции цен:

  • измерительная – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;
  • соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности;
  • учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета;

    инструментом  анализа, прогнозирования, планирования;

  • социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;
  • внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;
  • стимулирующая функция – влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

     В зависимости от сфер торговли различают несколько видов цен:

  • оптовые – цены, по которым продукция реализуется крупными партиями;
  • розничные – цены, по которым товар продается в розничной торговой сети;
  • закупочные – цены государственных закупок продукции у предприятий;
  • цены на услуги.

     Виды  цен, различаются по степени и  способам регулирования.

  • Жестко фиксированные, твердые цены – назначаются государственными органами ценообразования.
  • Регулируемые цены – регулируются государственными органами – утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.
  • Договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.
  • Свободные рыночные цены.

     Мировые цены – цены мирового рынка подразделяются на:

    • сопоставимые или неизменные цены – для определения индекса цен;
    • проектные (сезонные) – изменяются в определённые периоды года , типичны для сельскохозяйственной продукции;
    • биржевые, аукционные, комиссионные.

Выводы: Цена это денежное выражение стоимости товара, а также это форма выражения ценности продукта. Каждый производитель старается, чтобы масса прибыли его предприятия, организации была максимальной. Существует два механизма ценообразования, это рыночный и производственный затратный. Различают различные виды  и функции цен.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 3. Государственное воздействие на цены

  •   Способы воздействия государства на цены
 
 
 

   Государственное вмешательство в ценообразование  осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения  издержек производства через включение  в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

     Прямым  государственным вмешательством в  процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

     Непосредственное  воздействие на формирование цен  оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

     Прямое  воздействие на цены и лидерство  в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для отрасли.

     Эффективным средством регулирования цен  является НДС. Этот налог производители  включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

     Особым  направлением государственной экономической  политики является государственное  воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

     В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно  воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

     К косвенным методам относятся  те методы при помощи, которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о «разумной» политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

     Вместе  с тем, государство использует и  такие косвенные методы, как «цены  вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

     Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на данные товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

     Наблюдение  за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.

     Главная цель наблюдения за ценами со стороны  государственных органов - изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, ставками налогов и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

     Установление  цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях, железнодорожных  тарифов – пример фиксации цен на товары и услуги государственного сектора.

   От  контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то   проигрывает. По логике вещей это предполагает, что проигрывают  как раз производители - они получают низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышленности. Некоторые потребители, но далеко не все, выигрывают. Потребители, которые могут приобрести товар по менее низкой цене, явно в выигрыше.

     В двух случаях государственное вмешательство может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и общественные издержки от загрязнения окружающей среды.

     Трудности рынка – второй случай, когда  государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующие полезность решения о покупке. В таком случае государственное вмешательство может оказаться желательным.

Информация о работе Государственное регулирование цен