Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и цены, а также проблем их урегулирования в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты заработной платы
2. Дать характеристику государственного регулирования цен в Республике Беларусь
3. Раскрыть проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и цены в Республике Беларусь
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты заработной платы…………………………….4
1.1 Сущность заработной платы и принципы её организации………….5
1.2 Формы и системы оплаты труда……………………………………….6
1.3 Законодательная база в области заработной платы…………………...7
2. Сущность государственного регулирования цен в РБ………………….8
3. Государственное регулирование цен и заработной платы в РБ: проблемы, тенденции, перспективы……………………………………………….9
3.1 Анализ доходов населения и оплаты труда в 2010-2011гг……………10
3.2 Анализ изменения потребительских цен в 2010-2011гг………………10
3.2 Проблемы реформирования заработной платы в РБ………………....15
3.3 Мероприятия по регулированию цен в рыночной экономике и перспективы развития государственного регулирования заработной платы….16
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………………33
Приложение……………...…………………………………………………..40
В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60—70 % . Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %.
Сложно дать достоверную оценку
уровня жизни населения без учета
уровня пенсионного обеспечения, поскольку
к категории пенсионеров
В 1991 —1995 гг. они протекали в рамках тех кризисных явлений в экономике, которые представлены в этом параграфе выше. В 1992 г. реальный размер назначенной месячной пенсии составил лишь 38 % уровня 1991 г. В 1995 г. средний размер месячной пенсии был равен 387 тыс. р., или 38 % номинальной средней заработной платы. Ясно прослеживается тенденция к снижению этого важного соотношения. Хотя в номинальном выражении средняя пенсия в 1995 г. увеличилась в 4,5 раза, ее реальный рост по отношению 1994 г. составил только 130 %.
Политика в области пенсионного обеспечения в 1996—2000 гг. была направлена на повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработной платы в прошлом, реформирование пенсионной системы, создание предпосылок для ее устойчивого развития.
За 1996—2000 гг. средний размер назначенной месячной пенсии в реальном исчислении увеличился в 1,6 раза (ежегодный прирост составил 9,9 %). Однако тенденция роста не была стабильной, в отдельные периоды наблюдался значительно опережающий рост цен. Покупательная способность пенсий продолжала оставаться низкой.
Средний размер пенсии не превышал прожиточного минимума в среднем на душу населения и составлял около 80 % его величины. Соотношение среднего размера пенсий со средней заработной платой в 2000 г. составило 42 % (в 1996 г. — 46 %). По сравнению с экономически развитыми государствами, где коэффициент замещения равен 60—70 % , это низкий уровень.
Достаточно сложным было состояние системы пенсионного обеспечения и в 2001—2003 гг., что в значительной степени обусловлено общей экономической ситуацией. Солидарные пенсионные системы зависят от показателей, влияющих на формирование финансовых ресурсов — доходов населения, численности плательщиков страховых взносов, платежеспособности и платежной дисциплины предприятий и организаций. Пенсионный фонд недобирает значительную часть страховых взносов. Среди главных причин — большое число финансово неустойчивых и убыточных предприятий, нецелевое использование средств, увеличение нагрузки на пенсионную систему в результате ухудшения соотношения работников — плательщиков страховых взносов и пенсионеров (в 2003 г. оно составило 1,66).
С целью обеспечения своевременности выплаты пенсий Декретом Президента Республики Беларусь изменены порядок и периодичность их перерасчета в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. Введено обязательное государственное страхование для индивидуальных предпринимателей. Эти меры позволили стабилизировать финансовое положение Фонда социальной защиты населения и обеспечить своевременность пенсионных выплат. Вместе с тем они не сняли остроту проблемы нехватки финансовых ресурсов для обеспечения заданных параметров соотношения средней пенсии по возрасту и средней заработной платы.
Соотношения, характеризующие уровень пенсионного обеспечения, в 2001—2003 гг. сложились следующим образом:
• средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 114 тыс. р. в 2003 г., или в 1,75 раза;
• минимальный потребительский бюджет пенсионера увеличился за этот период с 88 до 165 тыс. р., или в 1,87 раза, т.е. рост пенсии отстает от роста бюджета;
• уменьшились доля пенсии в МПБ пенсионера с 74 до 69 %, а также соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы с 39 до 38 %;
• негативные процессы в пенсионной сфере выразились концентрированно в снижении темпов роста реального размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г., 102 % в 2002 г. и 101,4 % в 2003 г.
Очевидно, что на нынешнем этапе дефицит средств, нерешенные проблемы экономического развития затрудняют поддержание пенсионного обеспечения на достаточном уровне и достижение рациональной дифференциации пенсий с учетом трудового вклада. Положение усугубляется и несовершенством самой пенсионной системы: наличие большого числа льгот по досрочному выходу на пенсию, использование неэффективных механизмов формирования финансовой базы пенсионных структур и др. Действующая национальная пенсионная система нуждается в реформировании, поскольку далее она не может способствовать социальной стабильности.
Социальной стабильности не способствуют и процессы социального расслоения по имущественному признаку, высокий уровень бедности в стране.
6.5.4. Социальная
поляризация в переходной
Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь общества хронические «болезни» капиталистической системы: безработицу, резкое имущественное расслоение, бедность многочисленных слоев населения. При социализме все население имело достаточно устойчивый, хотя и невысокий уровень потребления, гарантированные трудоустройство и получение дохода. С приходом новых, рыночных, отношений появились трудности с получением работы и, соответственно, доходов, достаточных для удовлетворения минимальных потребностей.
Малообеспеченность стала устойчивой и воспроизводимой реальностью еще по той причине, что начало рыночных реформ совпало с распадом бывшего СССР и разразившимся глубочайшим системным кризисом, имевшим катастрофические последствия и для экономики, и для всего населения. Резко упал уровень благосостояния, возросла социальная дифференциация по доходам и доступу к социальным благам, пришли в упадок многие структуры социальной сферы. И лишь с 1996 г. в республике наметились позитивные сдвиги — приостановлена тенденция снижения уровня жизни населения. В 2003 г. реальные денежные доходы и реальная заработная плата по сравнению с 1995 г. выросли в 2,5 раза.
Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения и заработной платы последних лет, уровень жизни остается низким и сопровождается широкомасштабной бедностью. Особенно тяжелое положение с удовлетворением материальных потребностей семей с детьми, в том числе многодетных, одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения.
Определение «черты бедности»
— сложный теоретико-
При этом необходимо учитывать, что в 1990-х годах к малоимущим (бедным) категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых доходов ниже 60 % минимального потребительского бюджета. Этот норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер (он рассчитывался по методике Министерства труда Республики Беларусь). В связи с этим был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». В соответствии с этим законом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными; все граждане (семьи), отнесенные к этой категории, имеют право на государственную социальную помощь.
Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ пересматривается с учетом роста потребительских цен и ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала.
Наряду с этими нормативами утверждается и действует минимальный потребительский бюджет (МПБ), представляющий собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.
Порог низких доходов (черта бедности) в 2003 г. составил 105,3 тыс. р. (БПМ в расчете на душу населения в месяц) при среднедушевом месячном доходе в 214,5 тыс. р., или менее 50 % .
Структура общества в 2003
г. в зависимости от уровня доходов
характеризуется следующим
Определенный рост номинальных и реальных денежных доходов населения обусловил четкую тенденцию последних лет — снижение численности населения с уровнем располагаемых доходов ниже БПМ. Если в 2000 г. группа бедных составляла свыше 4 млн чел., или около 42 % общей численности населения, то в 2003 г. — 2,7 млн чел., или 27 % . Несмотря на позитивную тенденцию, уровень бедности остается пока очень высоким.
Квинтилъные группы строятся путем ранжирования семей по уровню располагаемых ресурсов. Первоначально семьи ранжируются в порядке возрастания среднедушевых располагавмых ресурсов, а затем делятся на пять равных групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. В результате первая квин-тильная группа (низшая) включает 20 % семей с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов, вторая квинтильная группа — последующие 20 % семей и так далее; пятая квинтильная группа (высшая) включает 20 % семей с самым высоким уровнем располагаемых ресурсов на члена семьи.
В последние годы социальная дифференциация практически сохраняет свои соотношения. Доля низшей группы устойчиво составляет около 10 % общего объема располагаемых доходов, тогда как доля высшей — около 36 %, т.е. в 3,6 раза больше. Соотношение ресурсов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения подчеркивает еще более контрастное расслоение — оно почти равно 6. Как известно из мировой практики, этот разрыв считается предельным. Вместе с тем следует отметить, что значение коэффициента Джини снизилось с 0,278 (2001 г.) до 0,254 (2003 г.), что свидетельствует о некотором уменьшении неравномерности распределения ресурсов в обществе. Неравномерность имеет также ярко выраженные территориальные, профессиональные, тендерные и возрастные аспекты. Следствием неравномерности уровня доходов является и неравный доступ к получению материальных и культурных благ, продуктов питания, товаров длительного пользования.
Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и других проблем жизнедеятельности семей, среди которых можно назвать малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.
Для решения проблем
бедности, чрезмерного социального
расслоения в Беларуси реализуются
ежегодные программы занятости
населения, государственные программы
поддержки и развития предпринимательства,
Концепция совершенствования
Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами (пособиями, адресными субсидиями) используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, общественные работы, переподготовка кадров и др.).
В последние годы (2000—2003) доля бедного населения, получившего социальные льготы и дотации, составила 61—65 %. Это льготы и дотации на питание, оплату услуг общественного транспорта, оплату жилья, коммунальных услуг, отдыха, на лекарства, на содержание детей в дошкольных учреждениях, на обучение детей и на другие цели. В количественном выражении расходы Фонда социальной защиты в 2003 г. составили (в расчете на одного получателя): пенсии — 102,1 тыс. р., ежемесячные пособия — 38,1 тыс. р., пособия по безработице (среднемесячный размер) — 20,8 тыс. р., единовременные пособия — 147,3 тыс. р. и другие выплаты.
Борьба с бедностью и нищетой занимает значительное место в политике зарубежных стран и международных организаций. Сокращение к 2015 г. уровня бедности и нищеты в 2 раза было названо на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной выполнению решений Встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и Декларации тысячелетия (2000 г.), одной из семи целей развития мирового сообщества.
Приоритетной задачей преодоления бедности должно стать создание условий для активного формирования и накопления человеческого капитала, стимулирования глубинных механизмов мотивации труда, уменьшения дифференциации доходов. Средний слой в перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70—75 % всего населения страны.
Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.