Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и цены, а также проблем их урегулирования в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты заработной платы
2. Дать характеристику государственного регулирования цен в Республике Беларусь
3. Раскрыть проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и цены в Республике Беларусь

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты заработной платы…………………………….4

1.1 Сущность заработной платы и принципы её организации………….5

1.2 Формы и системы оплаты труда……………………………………….6

1.3 Законодательная база в области заработной платы…………………...7

2. Сущность государственного регулирования цен в РБ………………….8

3. Государственное регулирование цен и заработной платы в РБ: проблемы, тенденции, перспективы……………………………………………….9

3.1 Анализ доходов населения и оплаты труда в 2010-2011гг……………10

3.2 Анализ изменения потребительских цен в 2010-2011гг………………10

3.2 Проблемы реформирования заработной платы в РБ………………....15

3.3 Мероприятия по регулированию цен в рыночной экономике и перспективы развития государственного регулирования заработной платы….16

Заключение…………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………………33

Приложение……………...…………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

КУрсовая по экономике.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров  составляет около 60—70 % . Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %.

Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без учета  уровня пенсионного обеспечения, поскольку  к категории пенсионеров относится  четверть жителей страны. Основная суть этой одной из самых острых социальных проблем — низкие пенсии, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов при недостаточности средств для финансирования пенсий приемлемого уровня.

В 1991 —1995 гг. они протекали в  рамках тех кризисных явлений в экономике, которые представлены в этом параграфе выше. В 1992 г. реальный размер назначенной месячной пенсии составил лишь 38 % уровня 1991 г. В 1995 г. средний размер месячной пенсии был равен 387 тыс. р., или 38 % номинальной средней заработной платы. Ясно прослеживается тенденция к снижению этого важного соотношения. Хотя в номинальном выражении средняя пенсия в 1995 г. увеличилась в 4,5 раза, ее реальный рост по отношению 1994 г. составил только 130 %.

Политика в области  пенсионного обеспечения в 1996—2000 гг. была направлена на повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработной платы в прошлом, реформирование пенсионной системы, создание предпосылок для ее устойчивого развития.

За 1996—2000 гг. средний  размер назначенной месячной пенсии в реальном исчислении увеличился в 1,6 раза (ежегодный прирост составил 9,9 %). Однако тенденция роста не была стабильной, в отдельные периоды  наблюдался значительно опережающий рост цен. Покупательная способность пенсий продолжала оставаться низкой.

Средний размер пенсии не превышал прожиточного минимума в среднем  на душу населения и составлял  около 80 % его величины. Соотношение  среднего размера пенсий со средней  заработной платой в 2000 г. составило 42 % (в 1996 г. — 46 %). По сравнению с экономически развитыми государствами, где коэффициент замещения равен 60—70 % , это низкий уровень.

Достаточно сложным  было состояние системы пенсионного  обеспечения и в 2001—2003 гг., что в значительной степени обусловлено общей экономической ситуацией. Солидарные пенсионные системы зависят от показателей, влияющих на формирование финансовых ресурсов — доходов населения, численности плательщиков страховых взносов, платежеспособности и платежной дисциплины предприятий и организаций. Пенсионный фонд недобирает значительную часть страховых взносов. Среди главных причин — большое число финансово неустойчивых и убыточных предприятий, нецелевое использование средств, увеличение нагрузки на пенсионную систему в результате ухудшения соотношения работников — плательщиков страховых взносов и пенсионеров (в 2003 г. оно составило 1,66).

С целью обеспечения  своевременности выплаты пенсий Декретом Президента Республики Беларусь изменены порядок и периодичность их перерасчета в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. Введено обязательное государственное страхование для индивидуальных предпринимателей. Эти меры позволили стабилизировать финансовое положение Фонда социальной защиты населения и обеспечить своевременность пенсионных выплат. Вместе с тем они не сняли остроту проблемы нехватки финансовых ресурсов для обеспечения заданных параметров соотношения средней пенсии по возрасту и средней заработной платы.

Соотношения, характеризующие  уровень пенсионного обеспечения, в 2001—2003 гг. сложились следующим образом:

• средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 114 тыс. р. в 2003 г., или в 1,75 раза;

• минимальный потребительский  бюджет пенсионера увеличился за этот период с 88 до 165 тыс. р., или в 1,87 раза, т.е. рост пенсии отстает от роста бюджета;

• уменьшились доля пенсии в МПБ пенсионера с 74 до 69 %, а также  соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы  с 39 до 38 %;

• негативные процессы в  пенсионной сфере выразились концентрированно в снижении темпов роста реального размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г., 102 % в 2002 г. и 101,4 % в 2003 г.

Очевидно, что на нынешнем этапе дефицит средств, нерешенные проблемы экономического развития затрудняют поддержание пенсионного обеспечения на достаточном уровне и достижение рациональной дифференциации пенсий с учетом трудового вклада. Положение усугубляется и несовершенством самой пенсионной системы: наличие большого числа льгот по досрочному выходу на пенсию, использование неэффективных механизмов формирования финансовой базы пенсионных структур и др. Действующая национальная пенсионная система нуждается в реформировании, поскольку далее она не может способствовать социальной стабильности.

Социальной стабильности не способствуют и процессы социального расслоения по имущественному признаку, высокий уровень бедности в стране.

 

6.5.4. Социальная  поляризация в переходной экономике  Беларуси

Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит  в жизнь общества хронические «болезни» капиталистической системы: безработицу, резкое имущественное расслоение, бедность многочисленных слоев населения. При социализме все население имело достаточно устойчивый, хотя и невысокий уровень потребления, гарантированные трудоустройство и получение дохода. С приходом новых, рыночных, отношений появились трудности с получением работы и, соответственно, доходов, достаточных для удовлетворения минимальных потребностей.

Малообеспеченность стала  устойчивой и воспроизводимой реальностью еще по той причине, что начало рыночных реформ совпало с распадом бывшего СССР и разразившимся глубочайшим системным кризисом, имевшим катастрофические последствия и для экономики, и для всего населения. Резко упал уровень благосостояния, возросла социальная дифференциация по доходам и доступу к социальным благам, пришли в упадок многие структуры социальной сферы. И лишь с 1996 г. в республике наметились позитивные сдвиги — приостановлена тенденция снижения уровня жизни населения. В 2003 г. реальные денежные доходы и реальная заработная плата по сравнению с 1995 г. выросли в 2,5 раза.

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения  и заработной платы последних  лет, уровень жизни остается низким и сопровождается широкомасштабной бедностью. Особенно тяжелое положение с удовлетворением материальных потребностей семей с детьми, в том числе многодетных, одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения.

Определение «черты бедности»  — сложный теоретико-методологический и социально-политический вопрос, который по-разному решается в различных странах и международных организациях. Но сегодня общепринятыми, в том числе и в Беларуси, являются методы социальных стандартов и нормативов, квинтильных групп, коэффициентов Джини, остроты и глубины бедности.

При этом необходимо учитывать, что в 1990-х годах к малоимущим (бедным) категориям населения в  Беларуси относились лица с уровнем  располагаемых доходов ниже 60 % минимального потребительского бюджета. Этот норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер (он рассчитывался по методике Министерства труда Республики Беларусь). В связи с этим был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». В соответствии с этим законом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными; все граждане (семьи), отнесенные к этой категории, имеют право на государственную социальную помощь.

Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ пересматривается с учетом роста потребительских цен и ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала.

Наряду с этими нормативами  утверждается и действует минимальный потребительский бюджет (МПБ), представляющий собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.

Порог низких доходов (черта  бедности) в 2003 г. составил 105,3 тыс. р. (БПМ  в расчете на душу населения в  месяц) при среднедушевом месячном доходе в 214,5 тыс. р., или менее 50 % .

Структура общества в 2003 г. в зависимости от уровня доходов  характеризуется следующим образом: располагаемые ресурсы ниже бюджета  прожиточного минимума имеют 27,1 % населения (группа бедных); располагаемые ресурсы в размере от бюджета прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета имеют 40 % населения (группа малообеспеченных); свыше полутора минимальных потребительских бюджетов имеют 12,9 % (среднеобеспеченная часть населения); свыше двух минимальных потребительских бюджетов имеют только 3,9 % населения (наиболее обеспеченная часть населения).

Определенный рост номинальных  и реальных денежных доходов населения  обусловил четкую тенденцию последних  лет — снижение численности населения  с уровнем располагаемых доходов ниже БПМ. Если в 2000 г. группа бедных составляла свыше 4 млн чел., или около 42 % общей численности населения, то в 2003 г. — 2,7 млн чел., или 27 % . Несмотря на позитивную тенденцию, уровень бедности остается пока очень высоким.

Квинтилъные группы строятся путем ранжирования семей по уровню располагаемых ресурсов. Первоначально семьи ранжируются в порядке возрастания среднедушевых располагавмых ресурсов, а затем делятся на пять равных групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. В результате первая квин-тильная группа (низшая) включает 20 % семей с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов, вторая квинтильная группа — последующие 20 % семей и так далее; пятая квинтильная группа (высшая) включает 20 % семей с самым высоким уровнем располагаемых ресурсов на члена семьи.

В последние годы социальная дифференциация практически сохраняет  свои соотношения. Доля низшей группы устойчиво составляет около 10 % общего объема располагаемых доходов, тогда  как доля высшей — около 36 %, т.е. в 3,6 раза больше. Соотношение ресурсов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения подчеркивает еще более контрастное расслоение — оно почти равно 6. Как известно из мировой практики, этот разрыв считается предельным. Вместе с тем следует отметить, что значение коэффициента Джини снизилось с 0,278 (2001 г.) до 0,254 (2003 г.), что свидетельствует о некотором уменьшении неравномерности распределения ресурсов в обществе. Неравномерность имеет также ярко выраженные территориальные, профессиональные, тендерные и возрастные аспекты. Следствием неравномерности уровня доходов является и неравный доступ к получению материальных и культурных благ, продуктов питания, товаров длительного пользования.

Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и  других проблем жизнедеятельности  семей, среди которых можно назвать  малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.

Для решения проблем  бедности, чрезмерного социального  расслоения в Беларуси реализуются  ежегодные программы занятости  населения, государственные программы  поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси», Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000—2005 годы, Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами (пособиями, адресными субсидиями) используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, общественные работы, переподготовка кадров и др.).

В последние годы (2000—2003) доля бедного населения, получившего  социальные льготы и дотации, составила 61—65 %. Это льготы и дотации на питание, оплату услуг общественного  транспорта, оплату жилья, коммунальных услуг, отдыха, на лекарства, на содержание детей в дошкольных учреждениях, на обучение детей и на другие цели. В количественном выражении расходы Фонда социальной защиты в 2003 г. составили (в расчете на одного получателя): пенсии — 102,1 тыс. р., ежемесячные пособия — 38,1 тыс. р., пособия по безработице (среднемесячный размер) — 20,8 тыс. р., единовременные пособия — 147,3 тыс. р. и другие выплаты.

Борьба с бедностью  и нищетой занимает значительное место в политике зарубежных стран  и международных организаций. Сокращение к 2015 г. уровня бедности и нищеты в 2 раза было названо на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной выполнению решений Встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и Декларации тысячелетия (2000 г.), одной из семи целей развития мирового сообщества.

Приоритетной задачей  преодоления бедности должно стать  создание условий для активного  формирования и накопления человеческого  капитала, стимулирования глубинных  механизмов мотивации труда, уменьшения дифференциации доходов. Средний слой в перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70—75 % всего населения страны.

Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.

Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы