Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и цены, а также проблем их урегулирования в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты заработной платы
2. Дать характеристику государственного регулирования цен в Республике Беларусь
3. Раскрыть проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и цены в Республике Беларусь

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты заработной платы…………………………….4

1.1 Сущность заработной платы и принципы её организации………….5

1.2 Формы и системы оплаты труда……………………………………….6

1.3 Законодательная база в области заработной платы…………………...7

2. Сущность государственного регулирования цен в РБ………………….8

3. Государственное регулирование цен и заработной платы в РБ: проблемы, тенденции, перспективы……………………………………………….9

3.1 Анализ доходов населения и оплаты труда в 2010-2011гг……………10

3.2 Анализ изменения потребительских цен в 2010-2011гг………………10

3.2 Проблемы реформирования заработной платы в РБ………………....15

3.3 Мероприятия по регулированию цен в рыночной экономике и перспективы развития государственного регулирования заработной платы….16

Заключение…………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………………33

Приложение……………...…………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

КУрсовая по экономике.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

28. Крупа гречневая

29. Крупа пшено.

30. Крупа перловая, ячневая,  хлопья перловые без вкусовых  и иных добавок.

31. Крупа овсяная, хлопья  овсяные без вкусовых и иных  добавок.

32. Сухие макаронные  изделия группы Б и В, не содержащие муки из твердых сортов  пшеницы.

33. Сахар-песок белый  и заменители сахара для больных  сахарным диабетом.

34. Соль поваренная  пищевая.

35. Рыба свежая (семейство карповых).

36. Рыба свежемороженая, в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых).

37. Рыба соленая (семейство сельдевых).

38. Картофель  свежий.

39. Капуста белокочанная  свежая.

40. Морковь столовая  свежая.

41. Свекла столовая  свежая.

42. Лук репчатый свежий.

43. Огурцы свежие.

44. Помидоры свежие.

45. Яблоки свежие.

46. Бананы свежие.

47. Апельсины свежие.

48. Лимоны свежие.

49. Товары для детей  (по перечню, определяемому Министерством торговли и Белкоопсоюзом).

50. Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Перечень товаров  для детей, цены на которые регулируются

облисполкомами  и Минским горисполкомом

№ п/п

Наименование группы товаров

Вид товара

1

Товары легкой промышленности

Белье для новорожденных и детей ясельного возраста (швейное)

Бельевые трикотажные изделия  для новорожденных и детей  ясельного и дошкольного возраста (по 60-й размер включительно)

Обувь кожаная для детей ясельного  возраста и малодетская

Чулочно-носочные изделия для детей (по 16-й размер включительно)

Одеяла детские

Перчаточно-рукавичные изделия детские

Шарфы, платки и косынки детские

2

Бумажно-беловые товары и школьно-письменные принадлежности

Тетради

Дневники

Ручки (кроме ручек с корпусом или колпачком из драгоценного металла или катаного драгоценного металла)

Карандаши

Ранцы и сумки ученические

3

Галантерейные товары

Зубная  паста для детей

Зубные щетки детские

Крем детский

4

Хозяйственные товары

Стиральный  порошок «Детский»

Ванночки детские

Вазы ночные детские

5

Мебель

Кровати детские

6

Прочие

Велосипеды  детские

Коляски детские

Санки

Лыжи детские и крепления  к ним


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица.1 Размер и периодичность изменения базовой величины в Республике Беларусь

 

 

Дата  Размер базовой величины (белорусских рублей)   Нормативный акт

01.04.2012 100 000 Постановлении Совмина от 30.12.2011 №1785

01.12.2007 35 000 Постановление Совмина от 02.11.2007 № 1446

01.03.2006 31 000  Постановление Совмина  от 11.02.2006 № 189

01.11.2005 29 000 Постановление Совмина от 05.10.2005 N 1100

01.04.2005 25 500 Постановление Совмина  от 28.03.2005 N 330

01.11.2004 24 000 Постановление Совмина от 15.10.2004 N 1290

01.04.2004 19 000 Постановление Совмина от 29.03.2004 N 346

17.01.2004   17 500 Постановление Совмина от 12.01.2004 N 23

30.09.2003 16 500 Постановление Совмина от 26.09.2003 N 1220

01.05.2003 14 000 Постановление Совмина от 13.05.2003 N 630

01.03.2003 13 300 Постановление Совмина от 27.02.2003 N 280

01.12.2002 12 000 Постановление Совмина от 16.12.2002 N 1750

01.09.2002 11 100 Постановление Совмина от 04.09.2002 N 1211

01.03.2002 10 000  Постановление Совмина от 22.02.2002 N 243

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулирование доходов  населения и заработной платы  является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.

Переход экономики к  рыночным отношениям вносит существенные изменения в содержание, направление  и методы регулирования. Если в плановой экономике политика доходов и оплаты труда отождествлялась с патерналистской ролью государства, жестким централизованным распределением социальных благ, бюджетными источниками финансирования, то в последние годы все больше внимания уделяется экономическому регулированию социальных процессов, происходящих в обществе. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты.

Успешная реализация этих подходов возможна лишь при условии  постоянного экономического роста, развития частной инициативы и предприимчивости, рыночных институтов предпринимательства, повышения производительности труда и эффективности производства на основе технологического прогресса, совершенствования и упрочения финансовой сферы. Однако начало рыночных преобразований совпало с распадом СССР, глубоким системным кризисом как в нашей стране, так и в других республиках бывшего СССР. В 1991—1995 гг. наблюдались постоянный спад производства, обнищание масс, интенсивно растущая инфляция, затухающая инвестиционная активность.

За этот период индекс ВВП снизился со 100 % (1990 г.) до 65 % , т.е. на 35 % ; индекс конечного потребления  — на 37 % ; индекс валового накопления — на 54 %. Резко упали объемы промышленной продукции, производства товаров народного  потребления и капиталовложений. Следствием указанных процессов стало систематическое снижение уровня жизни населения республики: реальные располагаемые доходы уменьшились почти на 35 %.

Снизились доля минимальной  заработной платы (МЗП) в минимальном  потребительском бюджете (МПБ) до 22 % (1995 г.) и реальная среднемесячная заработная плата работающих в экономике со 100 % (1990 г.) до 56 % (1995 г.), или на 44 % .

Тем не менее в этот очень трудный период государство  предприняло ряд мер как в  направлении макроэкономической политики, борьбы с инфляцией и финансовой стабилизации, так и в направлении регулирования доходов, создания правовой базы этой деятельности. Политика доходов была направлена на сохранение в условиях инфляции определенного уровня заработной платы низкооплачиваемым слоям населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений, или индексаций.

В 1991 г. в Беларуси была сделана попытка перейти к  рыночным принципам оплаты труда, когда  в Законе «О предприятиях» и других законодательных актах были обозначены права предприятий и определена сфера государственного регулирования оплаты труда. Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда как основному источнику доходов в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров Республики Беларусь в октябре 1991 г. С января 1992 г. вместо более 200 тарифных сеток, утвержденных бывшими союзными органами, введена в действие Единая тарифная сетка (ETC) работников Республики Беларусь с рекомендациями по ее использованию во всех производственных отраслях. В бюджетной сфере был осуществлен переход к дифференцированию оплаты труда на основе квалификационного категорирования по разрядам ETC. Это позволило полнее учитывать в оплате труда сложность и ответственность выполняемых функциональных обязанностей, деловые качества и профессионализм.

Новая Концепция реформы  оплаты труда, принятая Правительством в 1995 г., закрепила механизм управления заработной платой в условиях рыночных отношений на основе сочетания государственного и договорного регулирования, что определялось Кодексом законов о труде Республики Беларусь, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», другими нормативными документами.

Принятые в этот период законодательные и нормативные акты содействовали решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и обеспечение ее своевременной выплаты.

В 1994 г. в Беларуси начался  процесс формирования новых экономических  приоритетов и механизмов экономической  политики. Была принята Программа  неотложных мер по выходу из кризиса, основными элементами которой являлись меры по финансовой стабилизации экономики и усилению рыночных стимулов. Этот комплекс мер стал базой для разработки и принятия Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Их успешная реализация стала важным этапом в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении уровня жизни населения. ВВП за 1996—2000 гг. увеличился на 36 %, продукция промышленности — на 64, инвестиции в основной капитал — на 33 % . Производство потребительских товаров возросло на 84 % , розничный товарооборот — более чем в 2 раза. Реальные денежные доходы населения повысились на 72 % , их рост по отношению к 1990 г. составил 107 %.

Сложившиеся в этот период тенденции получили продолжение  в 2001—2003 гг., когда была обеспечена положительная динамика ведущих макроэкономических показателей, в том числе реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы. В 2003 г. рост располагаемых денежных доходов населения по отношению к 1990 г. составил около 156 %, реальная заработная плата увеличилась в 1,4 раза, а по отношению к 1995 г. — в 2,5 раза.

Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др. Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.

В 2003 г. денежные доходы населения  составили около 25 421 млрд р. (в 2000 г. — 6011 млрд р.), в том числе оплата труда — 12 550 млрд р. (49,2 %), социальные трансферты — 4604 млрд р. (18,1 %), доходы от собственности — 412 млрд р. (1,6 %), доходы от предпринимательской деятельности и другие — 7897 млрд р. (31,1 %).

Анализ динамики денежных доходов населения с 1990 по 2003 г. показывает, что наиболее четкие тенденции сложились  в части снижения доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73,1 % (1990 г.) до 49,2 % (2003 г.) и увеличения доходов от предпринимательства с 8,3 % (1990 г.) и 25,6 % (1995 г.) до 31,1 % (2003 г.).

Оплата труда остается тем не менее главным фактором, влияющим на рост денежных доходов населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике в 2003 г. составила 253,5 тыс. р. (в 2002 г. — около 190,0 тыс. р.). Если ее среднереспубликанский уровень принять за 100 % , то выше этого уровня заработная плата в 2003 г. была в промышленности (114 %), строительстве (130 %), на транспорте (119 %) и связи (116 %), науке и научном обслуживании (130 %), в сферах финансов (185 %) и управления (142 %). Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата была в торговле и общественном питании (76 %), отраслях социальной сферы (77—88 %): здравоохранении, образовании, культуре и др. Причем эта ситуация сохраняется с 1990 г.

Общая позитивная тенденция  роста доходов населения и  реальной заработной платы не снимает с повестки дня необходимость более целенаправленного решения весьма сложных и острых проблем в этой сфере:

• по-прежнему остается низкой доля оплаты труда в ВВП  — 35 % в 2003 г. (36,6 % — в 2001 г.), тогда  как в экономически развитых странах она составляет 50—60 %;

• реальные денежные доходы населения в 2003 г. выросли по отношению  к 2002 г. лишь на 3,4 %, а реальная среднемесячная заработная плата работающих в экономике  — на 3 %, что свидетельствует о  медленных темпах восстановления ее главных функций — воспроизводственной и стимулирующей, которые были утрачены в кризисные годы;

• соотношение номинальной  начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в 1995 г. составило 106,8 %, в 2000 г. — 126,0, в 2003 г. — 150,7 %, что говорит о недостаточной регулирующей роли МПБ.

Денежные расходы  и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах.

В 2003 г. денежные расходы  и сбережения населения составили 25 282 млрд р., в том числе покупка товаров и оплата услуг — 18 226 млрд р. (72,1 %), оплата обязательных платежей и добровольных взносов — 2442 млрд р. (9,7 %), накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы — 4614 млрд р. (18,2 %). По данным табл. 6.15, в структуре расходов населения в 1995—2003 гг. резких изменений не произошло. Но по отношению к 1990 г. почти на 10 процентных пунктов снизились расходы на покупку товаров и оплату услуг и на 11 пунктов возросли накопления сбережений.

Более существенные изменения  в период 1995—2003 гг. произошли в  структуре потребительских расходов населения (по данным обследования домашних хозяйств). Если в 1995 г. в общей сумме  потребительских расходов продукты питания составляли 60 %, то в 2003 г. — лишь около 46 %. Питание вне дома составило 1,5 % (1995 г.) и 2,1 % (2003 г.), расходы на непродовольственные товары возросли с 23,5 % (1990 г.) до 27,4 % (2003 г.), почти в 2 раза увеличились расходы на оплату услуг — с 11,6 до 22 %.

Большие изменения произошли и в потреблении основных продуктов питания в натуральном выражении. Так, начиная с 1991 г., постоянно снижается потребление мяса и мясных продуктов в расчете на душу населения (1990 г. — 76 кг, 1994 г. — 63, 2000 г. — 59 и 2003 г. — 57 кг), молока и молочных продуктов (1990 г. — 428 кг, 1995 г. — 367, 2000 г. — 295 и 2003 г. — 257 кг), яиц (1990 г. — 325 шт., 1995 г. — 297, 2000 г. — 224 и 2003 г. — 219 шт.), хлебных продуктов (1990 г. — 127 кг, 1995 г. — 121, 2000 г. — 110 и 2003 г. — 93 кг). Возросло потребление овощей и бахчевых (1990 г. — 78 кг, 2003 г. — 107 кг), рыбы и рыбопродуктов (1993 г. — 3,6 кг, 2003 г. — 14,8 кг, хотя в 1990 г. потреблялось 19,6 кг), растительного масла (1990 г. — 8,6 кг, 2003 г. — 12,9 кг). Потребление картофеля и сахара оставалось в этот период приблизительно на том же уровне (170 кг и 35—31 кг соответственно).

Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы