Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и цены, а также проблем их урегулирования в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты заработной платы
2. Дать характеристику государственного регулирования цен в Республике Беларусь
3. Раскрыть проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и цены в Республике Беларусь

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты заработной платы…………………………….4

1.1 Сущность заработной платы и принципы её организации………….5

1.2 Формы и системы оплаты труда……………………………………….6

1.3 Законодательная база в области заработной платы…………………...7

2. Сущность государственного регулирования цен в РБ………………….8

3. Государственное регулирование цен и заработной платы в РБ: проблемы, тенденции, перспективы……………………………………………….9

3.1 Анализ доходов населения и оплаты труда в 2010-2011гг……………10

3.2 Анализ изменения потребительских цен в 2010-2011гг………………10

3.2 Проблемы реформирования заработной платы в РБ………………....15

3.3 Мероприятия по регулированию цен в рыночной экономике и перспективы развития государственного регулирования заработной платы….16

Заключение…………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………………33

Приложение……………...…………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

КУрсовая по экономике.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

Элементами тарифной системы являются:

   -тарифно-квалификационные  справочники, содержащие данные  для осуществления тарификации  работ и присвоения разрядов  работникам: Классификатор профессий  рабочих, должностей служащих  и тарифных разрядов (КПД); Единый  тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС); квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих организаций торговли и общественного питания и др.;

   -тарифная сетка  для определения размеров должностных окладов и тарифных ставок, исходя из присвоенного работнику тарифного разряда и соответствующего тарифного коэффициента;

   -тарифная ставка  первого разряда;

   -система доплат  компенсирующего характера в  зависимости от режима работы  и условий труда, система надбавок стимулирующего характера.

Государственные гарантии по оплате труда работников обеспечиваются посредством сочетания методов  государственного и договорного  регулирования оплаты труда.

      Механизм  государственного регулирования оплаты труда  включает:

    • законодательное  установление минимального потребительского  бюджета и бюджета прожиточного  минимума;

    • определения  размера минимальной заработной  платы;

    • установление  тарифной ставки первого разряда  для работников бюджетных организаций;

    • регулирование  соотношений в оплате труда  различных профессионально-квалификационных  групп на основе Единой тарифной  сетки (ЕТС);

    • ограничение  размеров удержаний из заработной  платы, в том числе размеров  налогообложения доходов;

    • индексацию заработной платы в зависимости от уровня инфляции;

    • государственный  контроль за своевременностью  выплаты заработной платы и  ответственность нанимателей за  нарушение условий коллективного  договора, соглашения по оплате труда.

Бюджет прожиточного минимума в Беларуси представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.

В соответствии с законом "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" бюджет прожиточного минимума в Беларуси рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала: в среднем на душу населения для трудоспособного населения, для пенсионеров, для студентов, для детей в возрасте от 6 до 18 лет, для детей в возрасте 3 до 6 лет, для детей в возрасте до 3 лет.

Бюджет прожиточного минимума в Беларуси как социальный норматив используется для:

- анализа и прогнозирования уровня жизни населения;

- оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям);

- обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий (минималки).

Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения  применяется для определения  базового предельного норматива  тарифной ставки первого разряда  для коммерческих организаций государственной  формы собственности и с долей  собственности государства в их имуществе, а также суммы удержания средств с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы.

В бюджет прожиточного минимума входят следующие виды материальных благ и услуг:

-продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;

-лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;

-жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;

-услуги детских дошкольных учреждений.

В Беларуси существует еще один норматив — минимальный потребительский бюджет, который не следует путать с бюджетом прожиточного минимума. Специалисты объясняют разницу между минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума так: если минимальный потребительский бюджет должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то бюджет прожиточного минимума всего лишь дает человеку возможность не умереть.

Отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что  в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Кроме того, в бюджет прожиточного минимума включен несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, пирожные, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. 

Размер минимальной  заработной платы, минимальный потребительский  бюджет и других гарантированных  показателей в 2012 году в белорусских рублях  

 

Месяц

Минимальный потребительский  бюджет

Минимальная заработная плата

Бюджет прожиточного минимума

Тарифная ставка первого  разряда

Базовая величина

Октябрь

       

100 000

Сентябрь

     

225000

100 000

Август

       

100 000

Июль

       

100 000

Июнь

       

100 000

Май

1 000 000

743 020

1 171 590

210 000

100 000

Апрель

1 000 000

706 880

1 101 440

200 000

100 000

Март

1 000 000

706 880

1 101 440

200 000

35 000

Февраль

1 000 000

706 880

1 101 440

200 000

35 000

Январь

1 000 000

574 790

886 450

200 000

35 000


 

Базовая величина – это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность  покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ.

До 2002 года штрафы в Беларуси исчислялись в кратности к минимальной зарплате. В период с 1 января 2000 г. по 1 января 2002 года рост минимальной зарплаты составил более чем 450%. Соответствующая индексация штрафов оказалась неприемлемой. Поэтому в 2002 году был введен институт базовой величины.

Базовая величина  устанавливается  в соответствии с подпунктом 1.3 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 г. N 3 "О некоторых  вопросах регулирования минимальной  заработной платы" Советом Министров  Республики Беларусь.  Размер базовой величины устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. (таблица )

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формы и  системы заработной платы.

 

Начисление и выплата  заработной платы работникам производятся в соответствии с выбранными организацией формами и системами оплаты труда.

Формы и системы оплаты труда представляют собой совокупность способов и правил, на основе которых  устанавливается зависимость между  мерой затраченного работником труда  и его оплатой. Их выбор должен диктоваться необходимостью обеспечить высокую заинтересованность работников в улучшении торгового обслуживания, росте производительности труда и объёма товарооборота, повышении рентабельности хозяйственной деятельности, что в свою очередь обусловливает возможность увеличения их заработной платы.

Коммерческие организации  самостоятельно осуществляют выбор  форм и систем заработной платы и  отражают его в коллективном договоре либо соглашении (трудовом договоре - контракте).

В торговых организациях  используются две основные формы  заработной платы: повременная и сдельная. Каждая из них включает несколько систем, позволяющих полнее учесть особенности организации и условия работы на конкретных участках.

Повременная форма заработной платы предусматривает оплату труда  исходя из установленных должностных окладов (тарифных ставок) с учётом фактически отработанного времени. Затраты рабочего времени выступают как затраты труда, так что работники одной квалификации (тарифного разряда), проработавшие одно и то же время, получают одинаковую заработную плату, хотя интенсивность труда у них может быть разной. Повременную форму оплаты труда целесообразно применять в отношении категорий работников, труд которых сложно нормировать или от которых практически не зависит индивидуальная выработка.

В повременную форму входят две системы заработной платы: простая повременная и повременно-премиальная.

Простая повременная  система оплаты труда означает выплату  установленного оклада (тарифной ставки) работникам  выплачивается премия за конкретные показатели при соблюдении определённых условий. Для повышения эффективности данной системы необходимо наряду с установлением норм обеспечить рациональный режим труда и отдыха, конкретизировать и утвердить должностные обязанности каждой категории работников, организовать табельный учёт рабочего времени и своевременно проводить аттестацию персонала.

Сдельная форма заработной платы предусматривает оплату труда  за выполнение определённого объёма работы, например, за фактический объём  реализованных товаров или выпущенной продукции по установленным сдельным расценкам. Её преимуществом по сравнению с повременной формой  является возможность создавать большую заинтересованность работников в росте товарооборота, влиять на производительность труда и, соответственно, на размеры заработка, поскольку он зависит от выполнения и перевыполнения индивидуальной или коллективной нормы выработки.

В сдельную форму включены четыре системы: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и аккордная. Каждая из них может быть индивидуальной либо коллективной нормы выработки.

При индивидуальной сдельной оплате труда расценки и нормы  выработки устанавливаются отдельно для каждого работника, и ведётся  индивидуальный учёт выполнения норм выработки. Сдельный заработок работника  исчисляется путём умножения фактически выполненного объёма работы на индивидуальную расценку.

При коллективной (бригадной) сдельной оплате труда действуют  бригадные расценки. Их рассчитывают делением среднемесячного планового  товарооборота на сумму должностных  окладов работников бригады (отдела, секции магазина). Заработок бригады определяется умножением бригадной сдельной расценки на фактическую выработку бригады и распределяется между её членами пропорционально тарифным ставкам или окладам и фактически отработанному времени.

Прямая сдельная оплата труда означает начисление заработной платы по неизменной сдельной расценке за фактически   выполненный объём  работы. Применяется главным образом  в мелкорозничной торговой сети  и при оплате труда приемщиков стеклотары. Она широко используется в плодовоовощной торговле в период массового поступления сельскохозяйственной продукции.

Сдельно-премиальная  система оплаты труда предусматривает  помимо выплаты заработной платы  по сдельной расценке премирование за выполнение соответствующих количественных и качественных показателей в работе.

При сдельно-прогрессивной  системе оплаты труда заработок  в пределах планового объёма работ (товарооборота) начисляется по одинарной  расценке, а за сверхплановую величину – по повышенной.

Аккордная оплата – это сдельная разовая оплата труда за весь объём полностью выполненных работ в заранее установленном размере.

В розничной и оптовой  торговле применяется в основном повременно-премиальная система оплаты труда, а в мелкорозничной – сдельная. По сдельным  расценкам оплачивается также труд грузчиков и других складских работников оптовых организаций, труд фасовщиков товаров и работников оптовых организаций, труд фасовщиков товаров и работников производства в общественном питании. Использование данной формы оплаты труда в стационарной розничной торговой сети с универсальным ассортиментом товаров ограничено, так как это может отрицательно сказаться на качестве торгового обслуживания.

      В рыночной  экономике заработная плата работников  может отражать определённую часть коллективного заработка, обусловленную результатами хозяйственной деятельности организации, не разграничиваясь на тарифную и надтарифную части. Об этом  свидетельствует опыт применения гибких систем оплаты труда, в частности бестарифной системы, в значительной мере способствующей устранению, уравниловки в оплате труда работников.

      Сущность  бестарифной системы оплаты труда  заключается в том, что  для  каждого работника устанавливается  квалификационный уровень, характеризующий  результативность его труда. В зависимости от квалификационного уровня, коэффициента трудового участия (КТУ) и фактически отработанного времени определяется доля работника в общем фонде заработной платы организации.

Квалификационный уровень  работников определяется путём деления фактического заработка за прошедший период на сложившуюся в организации минимальную величину заработной платы в тот же период. Исходя из квалификационного уровня и квалификационных требований к представителям различных профессий, все работники распределяются по соответствующим квалификационным группам: руководитель организации, заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений, специалисты 1-й категории, специалисты 2-й категории, работники массовых профессий и др.

Преимущество бестарифной системы оплаты труда заключается в том, что заработок работников одной квалификации дифференцируется в зависимости от качества труда. Её использование целесообразно в торговых организациях, осуществляющих учёт качества труда работников с помощью КТУ.

Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы