Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и цены, а также проблем их урегулирования в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты заработной платы
2. Дать характеристику государственного регулирования цен в Республике Беларусь
3. Раскрыть проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и цены в Республике Беларусь

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты заработной платы…………………………….4

1.1 Сущность заработной платы и принципы её организации………….5

1.2 Формы и системы оплаты труда……………………………………….6

1.3 Законодательная база в области заработной платы…………………...7

2. Сущность государственного регулирования цен в РБ………………….8

3. Государственное регулирование цен и заработной платы в РБ: проблемы, тенденции, перспективы……………………………………………….9

3.1 Анализ доходов населения и оплаты труда в 2010-2011гг……………10

3.2 Анализ изменения потребительских цен в 2010-2011гг………………10

3.2 Проблемы реформирования заработной платы в РБ………………....15

3.3 Мероприятия по регулированию цен в рыночной экономике и перспективы развития государственного регулирования заработной платы….16

Заключение…………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………………33

Приложение……………...…………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

КУрсовая по экономике.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

 

Основным приоритетом государственной  политики в области доходов остаётся обеспечение реального уровня всех видов денежных доходов населения, недопущение снижения реальной заработной платы как основного источника денежных доходов и важного стимула трудовой деятельности, а также укрепление системы минимальных социальных стандартов

В январе-феврале 2011г. денежные доходы населения составили 19,7 трлн руб. и по сравнению с аналогичным периодом 2010г. увеличились на 36,5%. реальные денежные доходы возросли на 22,1%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-феврале 2011г. по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года повысились на 20,8% при прогнозе прироста на 2011г. на 8-9,5%. Рост денежных доходов населения является следствием значительного увеличения заработной платы и пенсий ещё с сентября предыдущего года, предпринятого в целях повышения благосостояния граждан и достижения темпов роста показателей, намеченных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В частности, уровень заработной платы в декабре 2010г. Достиг 500 долл. США. Кроме того, в тот же период были произведены значительные выплаты стимулирующего характера – в том числе премии по результатам  работы за год и квартал, различные виды бонусов, что обеспечило высокую исходную базу для дальнейшего роста заработной платы в текущем году.

В январе-феврале 2011г. наблюдалась тенденция роста покупательной способности денежных доходов населения: она составила два набора среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек (МПБ) и более трёх наборов бюджета прожиточного минимума. Вместе с тем представляется, что минимальный потребительский бюджет требует пересмотра и расширения, а также постепенного сближения с соответствующими среднеевропейскими показателями.

Впервые за последние  два года, как свидетельствуют  данные Национального статкомитета, наметилась позитивная тенденция роста  доли оплаты труда в общей сумме доходов: январь-февраль 2010г. – 61,4%, аналогичный период 2011г. – 64,2%. Это явилось закономерным результатом предпринимаемых мер по обеспечению сбалансированного роста заработной платы в различных видах экономической деятельности и совершенствования условий  оплаты труда работников. Доля социальных трансфертов в общей сумме доходов хоть и незначительно, но снизилась: в январе-феврале 2010г. – 23,2%, в январе-феврале 2011г. – 21,4%. Продолжали расти доходы от предпринимательской и иной деятельности – с 11,6% в 2010г. до 11,8% в 2011г.

В целях дальнейшего  роста денежных доходов населения  необходимо: обеспечивать рост реальной заработной платы, сбалансированный с  расширением предложения на потребительском рынке и ростом склонности населения к сбережениям; сохранять покупательную способность заработной платы посредством её индексации, адаптации её размеров к стоимости социальных услуг и жилья; не допускать необоснованную дифференциацию уровней доходов за счёт поддержания низкодоходных и социально уязвимых категорий населения, повышения государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и пенсий.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь в январе-марте 2011 г. составила 1463,7 тыс. руб. и увеличилась в сравнении с соответствующим периодом 2010г. на 40,8%, что выше темпов роста, предусмотренных прогнозом на 2011г.(116-124,4%). В бюджетном секторе экономике темпы роста номинальной заработной платы в рассматриваемом периоде составили 159,1% к уровню января-марта 2010г.; работники бюджетной сферы получали в I квартале 2011г. в среднем 1290,6 тыс. руб., в том числе в марте – 1328,9 тыс. руб.

По некоторым видам  экономической деятельности уровень номинальной заработной платы в рассматриваемом периоде значительно превышал среднереспубликанский уровень: финансовая деятельность – на 78%, горнодобывающая промышленность – на  51%, государственное управление – на 26%, в то время как в здравоохранении, образовании,, сельском хозяйстве номинальная заработная платав работников, составила только 60-85% от средней по республике. Дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности в январе-марте 2011г. составила 2,8 раза. Наименьшая (944,7 тыс. руб.) номинальная заработная плата была в рыболовстве, самый высокий уровень достигнут в организациях, занимающихся финансовой деятельностью – 2608,0 тыс. руб. Межрегиональная дифференциация – между г.Минском (1922,0 тыс. руб.) и Брестской областью (1302,8 тыс. руб.) – составила 1,5 раза.

Темпы роста реальной заработной платы в целом по республике составили в январе-марте 2011г. 125,2% в сравнении с соответвующим  периодом   2011г., что значительно  превышает показатели прогноза на 2011 г. (106,9-110,4%). При этом по большинству видов экономической деятельности наблюдалось снижение темпов роста реальной заработной платы в марте 2011г. по сравнению с уровнем декабря 2010г., в частности, в здравоохранении – 85,5%, образовании – 90,1; строительстве – 92,4; сельском хозяйстве – 90,8%.

С 1 января 2011г. месячная минимальная заработная плата установлена  в размере 460 ты. руб., часовая 2710 руб., тарифная ставка I разряда сегодня составляет 118 тыс. руб.

Однако в сфере оплаты труда сохраняется ряд проблем. Заработная плата не выполняет в полной мере свои функции, в первую очередь стимулирующую. Не разработаны механизмы по внедрению новых гибких и эффективных систем стимулирования труда с учётом позитивного зарубежного опыта. Заработная плата работников бюджетной сферы  составляет  в среднем около 75% её среднереспубликанского уровня. Зарплата работников  сельского хозяйства  по-прежнему является самой низкой в республике. В связи с ростом индекса потребительских цен наметилась тенденция снижения темпов роста реальной заработной платы работников практически во всех видах экономической деятельности.

В целях дальнейшего роста заработной платы и совершенствования её мотивационных механизмов в текущем  году предусматривается сохранение государственного регулирования  оплаты труда работников бюджетных организаций. Важной задачей является установление размера минимальной заработной платы на начало года на уровне не ниже минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек и не менее трети от заработной платы за отчётный период.

Таким образом, основными  мерами по регулированию оплаты труда  в реальном секторе экономики  представляются следующие: снижение  административного регулирования  оплаты труда работников коммерческих организаций; придание для них рекомендательного характера применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь; расширение прав нанимателей по установлению гибких систем оплаты труда работников; дальнейшее упрощение и либерализация условий оплаты труда руководителей организаций; усиление роли нормирования труда и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ ценовой  динамики 2010-2011гг

 

      Мировой  финансово-экономический кризис  кардинальным образом ценовую  ситуацию не изменил – уровень  цен потребительского рынка оставался достаточно высоким. Но если в 2007-2008 гг. тенденция роста цен в нашей стране соответствовала мировому контексту их повышения на продовольствие и топливо (энергетические товары), то начиная с 2009 г. рост цен в европейских странах существенно замедлился, но в Беларуси заметного спада ценовой напряжённости не произошло.

      На протяжении 2010г. ценовая динамика в стране  не отличалась равномерностью. В  I квартале ежемесячный темп прироста  потребительских цен составил 0,8%, а затем в летние месяцы  ежемесячные темпы снизились до 0,36%, однако с сентября интенсивность роста цен усилилась. На возрастающую ценовую динамику потребительского рынка, прежде всего, оказал влияние рост цен на продовольственную группу товаров. Только в сентябре цены на продовольствие увеличились на 2,2%, а в IV квартале их ежемесячный прирост составил 1,7%. В целом за год прирост цен на продовольственные товары был равен 113,1%. Предельно интенсивные цены повышались по таким позициям, как картофель – 158,7%; крупы – 139,3; масло растительное – 137,8; масло животное – 134,8; сахар – 127,8%.

            Стоимость минимального набора  продуктов питания в сентябре 2011 г. по сравнению с августом 2011 г. увеличилась на 19,2%, с декабрем 2010 г. – в 1,8 раза, с сентябрем  2010 г. – в 2,1 раза[рисунок 3.10].

 

      Рисунок  3.10 - Структура стоимости минимального  набора продуктов питания

 

                   [pic]

Источник:[14]

 

      По непродовольственным  товарам рост цен составил 107,4%. Наибольшими темпами росли цены  по таким важным для населения позициям, как бензин и медикамента – 117,0% и 109,8% соответственно. Следует отметить, что во втором полугодии цены на бензин оставались стабильными, а на медикаменты возросли незначительно. Основной рост цен   по непродовольственным товарам пришёлся на I  и II кварталы, а в III и IV кварталах ежемесячный прирост не превышал 0,4%.

      Динамика  тарифов на платные услуги  населению в 2010г. существенно  отличается от динамики двух  предыдущих лет. Если в 2008г.  тарифы на услуги увеличились  на 16,2%, в 2009г. – на 11,9%, и их рост опережал  аналогичный показатель по другим компонентам потребительской корзины, то в 2010 г. тарифы на услуги возросли лишь на 6,0%.

      Основная  причина столь незначительного  роста тарифов на потребительские  услуги заключается в фактическом замораживании тарифов на услуги ЖКХ, электро- и  газоснабжения. В комплексе услуг, оказываемых населению, доля жилищно-коммунальных и энергетических достаточно весома, поэтому рост оплаты данного вида услуг всего на 1,7% не оказал значимого вида услуг всего на 1,7% не оказал значимого влияния на индекс роста цен в целом по этому компоненту потребительской корзины. Игнорирование складывающейся в жилищно-коммунальном комплексе станы ситуации может привести  к крайне негативным последствиям, в частности, к снижению уровня возмещения тарифами фактических затрат  организаций ЖКХ. Если в 2006г. он составлял 40,8%, то в 2010г. – 24,3. Очевидные последствия складывающейся ситуации  - увеличение нагрузки на бюджеты всех уровней. Однако в условиях нестабильности финансовых результатов валообразующих предприятий возможно сокращение наполняемости бюджета и как следствие – сокращение дотаций, что приведёт к ухудшению качества услуг, оказываемых организациями ЖКХ.

      Вклад  компонентов потребительской корзинки в годовой прирост цен составил: продовольственные товары – 6,4 п.п.; непродовольственные товары – 2,3 п.п.; платные услуги населению – 1,2 п.п.(таблица)

 

      Таблица  – Вклад компонентов потребительской  корзинки в прирост цен

 

      |Компоненты          |I квартал                            |Первое полугодие                  |9 месяцев                         |12 месяцев                        |

 

|процентные пункты |% |процентные  пункты |% |процентные пункты |% |процентные  пункты |% | |Продовольственные товары |1,1 |44,0 |2,0 |48,0 |3,7 |54,0 |6,4 |64,7 | |Непродовольственные товары |1,0 |40,0 |1,6 |38,0 |2,0 |30,0 |2,3 |23,2 | |Услуги |0,4 |16,0 |0,6 |14,0 |1,1 |16,0 |1,2 |12,1 | |ИПЦ |2,5 |100,0 |4,1 |100,0 |6,8 |100,0 |9,9 |100,0 | |Источник: данные Национального статкомитета Республика Беларусь

 

      Согласно  данным  таблицы 5, структура вклада составляющих  потребительской корзины  изменялась  на протяжении года за счёт  более интенсивного роста цен  на продовольственные товары. В  итоге на них пришлось 65% общего прироста  цен потребительского рынка за 2010г.[12, с.38-40].

      Таким образом,  индекс цен производителей промышленной  продукции в декабре 2010 г. к  уровню декабря 2009г. составил 119,3%; продукции производственно-технического  назначения – 122,9; потребительских  товаров – 113,5%. В среднегодовом исчислении ИЦППП превысил на 3,5 п.п. верхнюю границу прогнозного параметра (110%). В электроэнергетике, топливной, нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности темпы роста составили 133,5; 123,3; 120,3; 130.8; 134.5% соответственно. На долю этих отраслей приходится 51,4% прироста цен производителей промышленной продукции. Несмотря на столь значительный рост цен в инфраструктурных отраслях эффективность их деятельности была крайне низкой. Если в целом по промышленности рентабельность продаж составила 7,7%, то в электроэнергетике – 0,1%, нефтеперерабатывающей промышленности – 2,5%(январь-ноябрь 2010г.). Это говорит о примерно сопоставимых темпах роста затрат на производство продукции данных отраслей с ростом цен на конечную продукцию.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Проблемы  реформирования заработной платы  в Республике Беларусь

 

Регулирование заработной платы является неотъемлемым элементом социально-экономической  политики государства. В переходной экономике совершенствование системы заработной платы направлено на повышение её реальной величины, а также на обеспечение реализации её важнейших функций.

      Известно, что реальное повышение заработной  платы возможно только при адекватном росте производительности труда. Это означает, что наниматель обязан обеспечивать условия для достижения такого уровня производительности труда, при котором выплата работнику достойной заработной платы становилась бы экономически обоснованной и целесообразной.

      Важным  фактором, обеспечивающим рост заработной  платы, является сокращение объёмов  материальных и энергетических  ресурсов, используемых на производство  и реализацию единицы продукции.  Это весьма актуально для Беларуси, экономика которой развивается в условиях все возрастающей конкурентной борьбы на мировых рынках с высокотехнологичными странами.

      Ещё  один фактор, который нельзя не  учитывать при регулировании  заработной платы - это её покупательная  способность. Политика сдерживания заработной платы вызывает снижение реальных доходов трудящихся, что, в свою очередь, приводит к снижению заинтересованности в результатах труда и падению его производительности. В этих условиях предприятия пытаются компенсировать падение  объемов производства необоснованным завышением цен на продукцию и тем самым неотвратимо «раскручивают» инфляцию.

Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы