Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и цены, а также проблем их урегулирования в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты заработной платы
2. Дать характеристику государственного регулирования цен в Республике Беларусь
3. Раскрыть проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и цены в Республике Беларусь
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты заработной платы…………………………….4
1.1 Сущность заработной платы и принципы её организации………….5
1.2 Формы и системы оплаты труда……………………………………….6
1.3 Законодательная база в области заработной платы…………………...7
2. Сущность государственного регулирования цен в РБ………………….8
3. Государственное регулирование цен и заработной платы в РБ: проблемы, тенденции, перспективы……………………………………………….9
3.1 Анализ доходов населения и оплаты труда в 2010-2011гг……………10
3.2 Анализ изменения потребительских цен в 2010-2011гг………………10
3.2 Проблемы реформирования заработной платы в РБ………………....15
3.3 Мероприятия по регулированию цен в рыночной экономике и перспективы развития государственного регулирования заработной платы….16
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………………33
Приложение……………...…………………………………………………..40
Основным приоритетом
В январе-феврале 2011г. денежные доходы населения составили 19,7 трлн руб. и по сравнению с аналогичным периодом 2010г. увеличились на 36,5%. реальные денежные доходы возросли на 22,1%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-феврале 2011г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысились на 20,8% при прогнозе прироста на 2011г. на 8-9,5%. Рост денежных доходов населения является следствием значительного увеличения заработной платы и пенсий ещё с сентября предыдущего года, предпринятого в целях повышения благосостояния граждан и достижения темпов роста показателей, намеченных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В частности, уровень заработной платы в декабре 2010г. Достиг 500 долл. США. Кроме того, в тот же период были произведены значительные выплаты стимулирующего характера – в том числе премии по результатам работы за год и квартал, различные виды бонусов, что обеспечило высокую исходную базу для дальнейшего роста заработной платы в текущем году.
В январе-феврале 2011г. наблюдалась тенденция роста покупательной способности денежных доходов населения: она составила два набора среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек (МПБ) и более трёх наборов бюджета прожиточного минимума. Вместе с тем представляется, что минимальный потребительский бюджет требует пересмотра и расширения, а также постепенного сближения с соответствующими среднеевропейскими показателями.
Впервые за последние два года, как свидетельствуют данные Национального статкомитета, наметилась позитивная тенденция роста доли оплаты труда в общей сумме доходов: январь-февраль 2010г. – 61,4%, аналогичный период 2011г. – 64,2%. Это явилось закономерным результатом предпринимаемых мер по обеспечению сбалансированного роста заработной платы в различных видах экономической деятельности и совершенствования условий оплаты труда работников. Доля социальных трансфертов в общей сумме доходов хоть и незначительно, но снизилась: в январе-феврале 2010г. – 23,2%, в январе-феврале 2011г. – 21,4%. Продолжали расти доходы от предпринимательской и иной деятельности – с 11,6% в 2010г. до 11,8% в 2011г.
В целях дальнейшего роста денежных доходов населения необходимо: обеспечивать рост реальной заработной платы, сбалансированный с расширением предложения на потребительском рынке и ростом склонности населения к сбережениям; сохранять покупательную способность заработной платы посредством её индексации, адаптации её размеров к стоимости социальных услуг и жилья; не допускать необоснованную дифференциацию уровней доходов за счёт поддержания низкодоходных и социально уязвимых категорий населения, повышения государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и пенсий.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь в январе-марте 2011 г. составила 1463,7 тыс. руб. и увеличилась в сравнении с соответствующим периодом 2010г. на 40,8%, что выше темпов роста, предусмотренных прогнозом на 2011г.(116-124,4%). В бюджетном секторе экономике темпы роста номинальной заработной платы в рассматриваемом периоде составили 159,1% к уровню января-марта 2010г.; работники бюджетной сферы получали в I квартале 2011г. в среднем 1290,6 тыс. руб., в том числе в марте – 1328,9 тыс. руб.
По некоторым видам экономической деятельности уровень номинальной заработной платы в рассматриваемом периоде значительно превышал среднереспубликанский уровень: финансовая деятельность – на 78%, горнодобывающая промышленность – на 51%, государственное управление – на 26%, в то время как в здравоохранении, образовании,, сельском хозяйстве номинальная заработная платав работников, составила только 60-85% от средней по республике. Дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности в январе-марте 2011г. составила 2,8 раза. Наименьшая (944,7 тыс. руб.) номинальная заработная плата была в рыболовстве, самый высокий уровень достигнут в организациях, занимающихся финансовой деятельностью – 2608,0 тыс. руб. Межрегиональная дифференциация – между г.Минском (1922,0 тыс. руб.) и Брестской областью (1302,8 тыс. руб.) – составила 1,5 раза.
Темпы роста реальной заработной платы в целом по республике составили в январе-марте 2011г. 125,2% в сравнении с соответвующим периодом 2011г., что значительно превышает показатели прогноза на 2011 г. (106,9-110,4%). При этом по большинству видов экономической деятельности наблюдалось снижение темпов роста реальной заработной платы в марте 2011г. по сравнению с уровнем декабря 2010г., в частности, в здравоохранении – 85,5%, образовании – 90,1; строительстве – 92,4; сельском хозяйстве – 90,8%.
С 1 января 2011г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 460 ты. руб., часовая 2710 руб., тарифная ставка I разряда сегодня составляет 118 тыс. руб.
Однако в сфере оплаты труда сохраняется ряд проблем. Заработная плата не выполняет в полной мере свои функции, в первую очередь стимулирующую. Не разработаны механизмы по внедрению новых гибких и эффективных систем стимулирования труда с учётом позитивного зарубежного опыта. Заработная плата работников бюджетной сферы составляет в среднем около 75% её среднереспубликанского уровня. Зарплата работников сельского хозяйства по-прежнему является самой низкой в республике. В связи с ростом индекса потребительских цен наметилась тенденция снижения темпов роста реальной заработной платы работников практически во всех видах экономической деятельности.
В целях дальнейшего роста
Таким образом, основными
мерами по регулированию оплаты труда
в реальном секторе экономики
представляются следующие: снижение
административного
3.2 Анализ ценовой динамики 2010-2011гг
Мировой
финансово-экономический
На протяжении
2010г. ценовая динамика в
Стоимость минимального набора продуктов питания в сентябре 2011 г. по сравнению с августом 2011 г. увеличилась на 19,2%, с декабрем 2010 г. – в 1,8 раза, с сентябрем 2010 г. – в 2,1 раза[рисунок 3.10].
Рисунок
3.10 - Структура стоимости
[pic]
Источник:[14]
По непродовольственным
товарам рост цен составил 107,4%.
Наибольшими темпами росли
Динамика
тарифов на платные услуги
населению в 2010г.
Основная
причина столь незначительного
роста тарифов на
Вклад
компонентов потребительской ко
Таблица
– Вклад компонентов
|Компоненты |I квартал |Первое полугодие |9 месяцев |12 месяцев |
|процентные пункты |% |процентные пункты |% |процентные пункты |% |процентные пункты |% | |Продовольственные товары |1,1 |44,0 |2,0 |48,0 |3,7 |54,0 |6,4 |64,7 | |Непродовольственные товары |1,0 |40,0 |1,6 |38,0 |2,0 |30,0 |2,3 |23,2 | |Услуги |0,4 |16,0 |0,6 |14,0 |1,1 |16,0 |1,2 |12,1 | |ИПЦ |2,5 |100,0 |4,1 |100,0 |6,8 |100,0 |9,9 |100,0 | |Источник: данные Национального статкомитета Республика Беларусь
Согласно данным
таблицы 5, структура вклада составляющих
потребительской корзины
Таким образом,
индекс цен производителей
3.3 Проблемы
реформирования заработной
Регулирование заработной платы является
неотъемлемым элементом социально-
Известно,
что реальное повышение
Важным
фактором, обеспечивающим рост
Ещё
один фактор, который нельзя не
учитывать при регулировании
заработной платы - это её покупательная
способность. Политика сдержива