Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и цены, а также проблем их урегулирования в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты заработной платы
2. Дать характеристику государственного регулирования цен в Республике Беларусь
3. Раскрыть проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и цены в Республике Беларусь

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты заработной платы…………………………….4

1.1 Сущность заработной платы и принципы её организации………….5

1.2 Формы и системы оплаты труда……………………………………….6

1.3 Законодательная база в области заработной платы…………………...7

2. Сущность государственного регулирования цен в РБ………………….8

3. Государственное регулирование цен и заработной платы в РБ: проблемы, тенденции, перспективы……………………………………………….9

3.1 Анализ доходов населения и оплаты труда в 2010-2011гг……………10

3.2 Анализ изменения потребительских цен в 2010-2011гг………………10

3.2 Проблемы реформирования заработной платы в РБ………………....15

3.3 Мероприятия по регулированию цен в рыночной экономике и перспективы развития государственного регулирования заработной платы….16

Заключение…………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………………33

Приложение……………...…………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

КУрсовая по экономике.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

      В Республике Беларусь сохраняются перешедшие ещё дореформенного периода региональные различия в оплате труда. Заработная плата является определяющим элементом в структуре доходов домашних хозяйств. Городские домашние хозяйства располагают доходами на 1/10 большими, чем в среднем по стране. Сельские домашние хозяйства получают доходы на 1/5 меньше среднего уровня. Домашние хозяйства Минска располагают денежными ресурсами на 2/5 большими, чем в среднем по стране, а, например, в Могилёвской области, доходы домашних хозяйств составляют всего 3/5 от средних по Беларуси. Существующие региональные различия в уровне доходов домашних хозяйств также подводят к выводу о необходимости анализа этих различий государственного регулирования главной составляющей доходов – оплаты труда.

      В мировой  практике представлены три основные  системы регулирования заработной  платы: рыночная, коллективно-договорная  и государственная.

      В условиях  переходной экономики важно найти  правильный баланс использования  этих трёх систем регулирования  оплаты труда. Рынок труда и  система социального партнёрства  ещё только формируются, поэтому  определяющая роль в регулировании  заработной платы  остаётся за государством.

      Государственная  политика в области заработной  платы должна ориентироваться  на реальные возможности государства  в использовании валового внутреннего  продукта, на необходимость  балансировать  интересы различных слоёв общества , на конвенции и рекомендации Международной организации труда, ратифицировать Республикой Беларусь.

      Государство  устанавливает и обеспечивает  гарантии в области заработной  платы. В этих целях создаётся  система социальных стандартов, характеризующих минимально достаточный уровень жизни различных групп населения, семей, разрабатывается прогноз изменения этих стандартов. Важным условием сохранения покупательной способности заработной платы является удержание инфляции на минимально возможном уровне при одновременной адаптации заработной платы к расширению платности социальных услуг и жилья.

      В соответствии  с Концепцией реформы оплаты  труда  в Республике Беларусь, механизм регулирования заработной  платы  в условиях перехода  к рыночным отношениям       должен сочетать методы государственного и договорного регулирования. Предусмотрено поэтапное приближение тарифной ставки первого разряда и минимальной заработной платы к бюджету прожиточного минимума и минимальному потребительскому бюджету.

      Вместе с тем, в области оплаты труда  остаются не решенными  многие теоретические и практические вопросы. Так, по-прежнему остро стоит проблема обоснованной величины заработной платы. Необходимо восстановить важнейшую функцию минимальной заработной платы – социальной защиты и минимальной гарантии оплаты труда для всех работающих, обеспечить превращение её в реально значимую величину.

      Пока не удаётся разрешить проблему, связанную с основополагающим принципом построения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь не позволяющим производить приоритетное повышение ставок одним категориям работников, не внося соответствующие изменения по всей сетке. Это ослабляет мотивацию труда  и осложняет реализацию избранных приоритетов в технической политике.

      Концепция реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений предполагает государственное воздействие на заработную плату, т. е. регулирование на макроуровне, на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. В настоящее время ключевые проблемы в сфере реформирования заработной платы связаны с регулированием оплаты труда на основе системы тарифных соглашений и коллективных договоров, недопущением неоправданной дифференциации в заработной плате, повышением тарифной ставки первого разряда и установления дифференцированных нормативов формирования фонда оплаты труда в зависимости от результативности деятельности предприятий, введением новых нормативов индексации доходов населения, анализом действующих систем оплаты труда и влиянием на эффективность деятельности предприятий.

      В Беларуси  система оплаты труда регулируется  в рамках социально направленной  политики  государства  достаточно  жестко. Под  регулирование подпадают   как  государственные,  так  и  частные предприятия.  Таким   образом,  частный  бизнес  лишается права самостоятельно распоряжаться собственными финансами. Как следствие регулирования – в стране постепенно происходит снижение дифференциации в оплате  труда. Однако  такой подход не способствует  стимулированию производительности труда, заинтересованности работников и руководителей в улучшении  финансово-экономических  показателей  работы  предприятий,  повышению общей деловой активности в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Мероприятия  по регулированию цен и перспективы  развития заработной платы в рыночной экономике

 

3.3.1. Мероприятия по государственному регулированию цен

Цены являются объектом постоянного  внимания и регулирования со стороны  государства. Государственные мероприятия  по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого права, уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и Центральный Банк. В каждой стране при правительстве существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Государственное регулирование  цен обычно осуществляется с помощью прямого и косвенного регулирования. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности. Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путём установления «ценового пола»  (минимальных цен) и «коридора цен».Эффективность системы государственного  регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.

В последние годы в  республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

    • установление  предельных индексов изменения  отпускных цен (тарифов) на  товары, производимые в республике;

    • определение  предельных отпускных цен на  перечень социально значимых  товаров;

    • обязательное  обоснование цен отечественными  предприятиями на производимую  продукцию и импортируемые товары  со стороны затрат, прибыли, налогов;

    • установление  фиксированных цен на продукцию  базовых отраслей экономики, услуги  естественных монополий;

    • установление  предельных максимальных и минимальных  цен;

    • ограничение  уровня рентабельности в ценах  на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке;

    • ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

    • обязательное  обоснование цен при товарообменных  операциях;

    • индексация  тарифов (на грузовые перевозки  железнодорожным транспортом, коммунальные  услуги), квартплаты с учётом инфляции;

    • декларирование  цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

    • ограничение  цен в рамках антимонопольного  законодательства (запрещение установления  монопольных цен и антиконкурентных  ценовых соглашений);

    • контроль  за соблюдением законодательства  о ценообразовании.

Государственное регулирование цен, учитывая специфику экономики переходного  периода, должно базироваться на гибком использовании механизмов свободного ценообразования и их частичного государственного регулирования, прежде всего, на продукцию и услуги, жизненно важные для населения, а также предприятий-монополистов. Основная цель этого регулирования заключается в обеспечении относительного паритета цен во всех звеньях экономики. При этом степень государственного регулирования необходимо дифференцировать в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).

      В ближайшие годы совершенствование организации и методов государственного регулирования ценообразования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

      а) повышение  роли в области регулирования  цен министерств, других республиканских  органов государственного управления, предоставив им право регулирования  цен на отдельные виды продукции  предприятий, подведомственных министерствам, облисполкомам и Минскому горисполкому;

      б) выполнение  законодательства о ценообразовании  на основе жесткого контроля  за соблюдением действующих норм  и правил. Особенности современного  этапа развития экономики вызывают  необходимость совершенствования работы контролирующих органов. В числе основных задач контроля должны быть социально-экономический анализ и экспертиза формирования и динамики цен у субъектов хозяйствования, их экономическая обоснованность с точки зрения отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции, конъюнктуры рынка; профилактика нарушений дисциплины цен; применение экономических санкций при нарушении дисциплины цен;

      в) обеспечение  в политике ценообразования принципа  “прозрачности” для поддержания определенной конкурентной рыночной среды и противодействия монополизму, что предполагает наличие и доступность необходимой информации о ценах, товарах, условиях продажи, банковских и финансовых составляющих, квотах и лицензиях, льготах, регулирующих нормативных актах. Любой товар или услуга должны иметь для всех конкурирующих предприятий-покупателей одинаковую цену, если различия в ценах не обусловлены условиями производства, поставки, продажи, платежа или другими объективными факторами. Это устранит предпосылки для неоправданной (антиконкурентной) ценовой дискриминации, позволит цивилизованно вести бизнес и в значительной мере предотвратит коррупцию в органах государственной власти и на государственных предприятиях;

 г) применение в  сфере регулирования цен таких форм как:

❖ соглашения государственных  органов (администраций) об уровне цен  или их динамике с производителями  и профсоюзами и жесткий контроль за их выполнением;

❖ меж- и внутриотраслевые ценовые соглашения по технологической  цепочке, разработка стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции;

❖ использование механизма  “коридора цен” на сельскохозяйственную продукцию;

❖ контроль за формированием  цен на продукцию «критического» импорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.2.Перспективы развития  заработной платы

 

      В условиях перехода к рыночной экономике одним из основных аспектов является дальнейшее совершенствование заработной платы. Развитие рыночных отношений предполагает усиление связи заработной платы с воспроизводством рабочей силы. Сфера воспроизводства рабочей силы значительно расширяется. Она охватывает не только экономический, но и духовный, политический, социальный и семейный аспекты. Воспроизводство рабочей силы предполагает создание материальных и организационных условий на производстве. К первым относятся развитие материально - технической базы (с учетом экологической безопасности технологий); общественное разделение и кооперация труда, в том числе развитие непроизводственной инфраструктуры; общественно нормальные условия труда и усиление его творческого характера; ко вторым - полная реализация принципа распределения по труду; регулирование условий трудоустройства во всех сферах национальной экономики; учет наличия многообразия форм собственности и распределения доходов.

       Переход  к рыночным отношениям сопровождается  существенными изменениями во  всей системе организации оплаты  труда, усилением связи заработной  платы с конечными результатами  труда, появлением мотивов и  стимулов в развитии предпринимательства, инициативы, ответственности за результаты труда.

      Примером  в Беларуси класса собственника  служит акционерное общество "Милавица" с количеством сотрудников - более  2000 человек. Из них 62% - акционеры-собственники  имущества фирмы, 38% - наемные работники. При решении всех вопросов учитываются интересы и собственников, и наемных работников. Отношения в процессе труда регулируются коллективным договором, в котором закреплены условия оплаты труда, социальные льготы для сотрудников фирмы. На предприятии проводится строгая дифференциация по разрядам оплаты в зависимости от сложности труда, квалификации, профессионализма, особенностей отдельных профессий и должностей, их стоимости на рынке труда .

Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы