Правовое регулирование заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Организация оплаты труда предполагает:
-Определение форм и систем оплаты труда работников предприятию.
-Разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия.
-Разработку системы должностных окладов служащих и специалистов.
-Обоснование показателей и системы премирования сотрудников.
Целью данной курсовой работы является проведение исследования форм и методов оплаты труда, проанализировать установление оплаты труда в бюджетных и коммерческих организациях, действующие системы и формы оплаты труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
1 Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования…………….5
2 История организации оплаты труда……………………………………………….8
3 Установление оплаты труда………………………………………………………..9
3.1 Системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы……….10
3.2 Формы и системы оплаты труда работников коммерческих организаций….10
4 Гарантии государства в области занятости……………………………………….14
5 Понятие состава фонда оплаты труда……………………………………………..16
6 Рабочее время и его продолжительность………………………………………….23
6.1 Нормальная продолжительность рабочего дня……………………………....23
6.2 Сокращенное рабочее время…………………………………………………...24
6.3 Неполная продолжительность рабочего дня………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………28
Список используемых источников………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 53.48 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3 

1 Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования…………….5

2 История организации оплаты труда……………………………………………….8

3 Установление оплаты труда………………………………………………………..9

  3.1 Системы оплаты труда работников  учреждений бюджетной сферы……….10

  3.2 Формы и системы оплаты труда работников коммерческих организаций….10

4 Гарантии государства в области занятости……………………………………….14

5 Понятие состава фонда оплаты труда……………………………………………..16

6 Рабочее время и его продолжительность………………………………………….23

   6.1 Нормальная продолжительность рабочего  дня……………………………....23

   6.2 Сокращенное рабочее время…………………………………………………...24

   6.3 Неполная продолжительность рабочего дня………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………………28

Список используемых  источников………………………………………………….29 

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

Введение 

Организация, нормирование и оплата труда занимают важное место в обеспечении эффективного планирования общественного производства.

Построение  организации труда на основе достижений современной науки и передовой практики - насущная потребность трудящихся, ибо в этом случае достигается не только экономия рабочего времени и рост производительности труда, что само по себе весьма важно, но также должно происходить облегчение и гуманизация труда. Повышение его содержательности, оздоровление условий на производстве, а также создание обстановки для развития трудовой активности и творческой инициативы работников.  

Оплата  труда работников - это цена трудовых ресурсов, участвующих в производственном процессе. В большей степени она определяется количеством и качеством затраченного труда, но значительную роль играют рыночные факторы - спрос и предложение труда; сложившаяся конкретная конъюнктура рынка, территориальные аспекты, законодательные нормы и т.д.  

По  определению специалистов-социологов труд является категорией не только экономической, но и политической, так как занятость  населения, уровень ее профессиональной подготовки и эффективность труда  в жизни государства в целом  и регионов в частности играют очень важную роль в развитии общества.

Главный основополагающий законодательный  документ нашей страны - Конституция  РФ - имеет в своем составе статьи, полностью и вполне определенно  посвященные труду в стране. КЗоТ РФ - четко формирует все основные положения о труде и является основным документом по правовому регулированию труда в нашей стране.

Заработная  плата - это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с условиями трудового договора и требованиями трудового законодательства.

Заработная  плата глазами работника - это  основная часть его дохода призванная удовлетворять жизненно необходимые потребности не только его, но и членов его семьи.

Заработная  плата глазами работодателя - это  элемент расходов в себестоимости продукции, уменьшающей прибыль предприятия.  

Основная  задача организации заработной платы  состоит в том, чтобы поставить  оплату труда в зависимость от качества трудового вклада каждого  работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

Организация оплаты труда предполагает:

-Определение форм и систем оплаты труда работников предприятию.

-Разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия.

-Разработку системы должностных окладов служащих и специалистов.

-Обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Целью данной курсовой работы является проведение исследования форм и методов оплаты труда, проанализировать установление оплаты труда  в бюджетных и коммерческих организациях, действующие системы и формы оплаты труда.  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие заработной  платы и методы  ее правового регулирования 

 

 Оплата труда согласно ст.129 ТК  РФ - это система отношений, связанных  с обеспечением установления  и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная  плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В юридической литературе справедливо  подвергается критике неудачная  редакция названной статьи, дающая определение основных понятий. Вызывает возражения тот факт, что базовые понятия "оплата труда" и "заработная плата" существенно отличаются друг от друга. Одни авторы считают их синонимами, другие соотносят их как родовое понятие (оплата труда) и основной элемент родового понятия (заработная плата). Говоря о неточности используемой терминологии в ТК РФ, А.Ф. Нуртдинова приводит убедительные доводы в пользу того, что недопустимо определять оплату труда как систему отношений, т.к. "между работником и работодателем возникают лишь те общественные отношения, которые указаны в ст. 1 ТК РФ. Самостоятельной системы отношений по установлению и выплате заработной платы существовать не может, поскольку права и обязанности по оплате труда возникают у сторон трудового правоотношения как один из его элементов в силу возмездного характера труда".

Согласно  ст. 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:

работникам  организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

работникам  организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми  актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

работникам  других организаций - коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми  договорами.

Установление  заработной платы предполагает сочетание  правового регулирования, осуществляемого государственными органами в централизованном порядке, с локальным регулированием непосредственно в организации.

В централизованном порядке определяются минимальный размер оплаты труда, схемы  должностных окладов и тарифные ставки в бюджетной сфере, системы заработной платы, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, порядок сохранения и исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда.

В систему основных государственных  гарантий заработной платы включаются: величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; величина минимального размера тарифной ставки работникам бюджетной сферы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы; ограничение выплаты заработной платы в натуральной форме; государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы; ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства по оплате труда.

Отраслевое  регулирование оплаты труда осуществляется с помощью отраслевых соглашений, актов.

С переходом к рыночной экономике  государство отказалось от прямого  централизованного регулирования  оплаты труда большинства работников. Государственное регулирование  оплаты труда (с сохранением принципа неограничения максимального размера оплаты труда конкретного работника) сохранилось в организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней. 

К сфере локального правового регулирования  относятся такие вопросы, как:

- установление систем оплаты труда отдельным работникам, определение размеров тарифных ставок и окладов, соотношение их размеров между отдельными категориями работников;

- введение стимулирующих доплат и надбавок к тарифным ставкам (окладам);

- разработка и введение положений о премировании, об условиях выплаты вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет;

- определение повышенных (по сравнению с законодательством) размеров оплаты труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных;

- замена и пересмотр норм труда.

Локальное регулирование оплаты труда имеет существенное значение для увязывания заработка с результатами трудовой деятельности. Документом, в котором фиксируются разработанные в организации условия оплаты труда, является коллективный договор или положение об оплате труда. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 135 ТК РФ)  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2 История  организации оплаты  труда 

 

 

   Ещё в период Киевской Руси как таковой заработной платы не было, за службу войскам князя давались земельные наделы, которые передавались по наследству. Впоследствии их стали называть - поместьями. Дружина князя, его окружение существовало за счет полюдья.

Полюдья - это сбор князем налогов  с населения с зимы до весны.

В период объединения русских земель для содержания лиц, которые занимали государственные должности, князь Иван 3 создал систему кормления. С местного населения, уезда, волости взимались налоги, и за счет этих налогов платили жалования должностным лицам. Постепенно за счет таких сборов формировалась государственная казна, и средства из нее поступали на содержание должностных лиц государства.

В советской России была попытка отойти от товарно-денежных отношений в  виду строительства социализма. В период политики военного коммунизма деньги были отменены. Вместо заработной платы на работе выдавались продукты или товары первой необходимости. Для работников колхозов и совхозов установились трудодни. Бригадир совхоза или колхоза учитывал, сколько трудовых дней отрабатывал работник  и выработал ли он норму трудодней. Если не выработал, то работника приговаривали к принудительным работам. За каждый отработанный в колхозе, день работнику ставилась одна палочка, а в конце года по числу заработанных» палочек» осуществлялся расчет продукцией. «Живых» денег у колхозников не было.

Однако  время показало, что эта система не совершенна и произошел возврат к товарно-денежным отношениям и заработной  плате.  
  
  
 

 

 

 

3 Установление оплаты  труда

Заработная плата —  совокупность вознаграждений, которые  наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу. 

При организации оплаты труда работников учитывается, что заработная плата  выполняет воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую функции.

Статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что формы, системы и размеры  оплаты труда работников, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего  характера, устанавливаются нанимателем  на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Частью четвертой названной статьи предусмотрено, что дифференциация размера оплаты труда в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников. При этом установлено, что заработная плата работников предельными размерами не ограничивается.

Для реализации названных норм в установленном  порядке утверждается положение (условия) оплаты труда работников организации, в котором устанавливаются формы, системы оплаты труда, возможности повышения тарифных должностных окладов (ставок), виды стимулирующих и компенсирующих выплат, размеры, а также показатели, условия, критерии для начисления работникам этих выплат.

При организации заработной платы важно  обеспечивать дифференциацию размеров оплаты труда работников с учетом их личных результатов и конечных результатов работы структурных подразделений, организации в целом. При дифференциации размеров оплаты труда работников, как правило, учитываются объемы, сложность, качество выполняемых работ, уровень квалификации работника, особые условия труда.

При выборе форм и систем оплаты труда  учитывается взаимосвязь между  размерами материального стимулирования труда работников и результатами финансовой деятельности организации.

 

 

 

3.1 Системы оплаты труда работников  учреждений бюджетной  сферы 

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников учреждений бюджетной сферы устанавливаются:

- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы