Анализ состояния и пути регулирования безработицы в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Согласно данным статистики можно утверждать, что численность экономически активного населения в период с конца 1993 года по октябрь 1997 год уменьшилась на 2,4 млн. человек и составила 49% общей численности населения России. Такие факторы как отмена обязательной занятости в производстве, обретение людьми права свободно решать, вступать им или нет в отношения на рынке труда, оказали заметное влияние на решение многих людей, находящихся в категории занятых (прежде всего женщин), выйти из состава рабочей силы.

Файлы: 1 файл

анализ состояния труда в сах обл. вкр.doc

— 545.00 Кб (Скачать)

45.Четвернина Т., Лакунина Л.. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления.// [Текст] / Т. Четвернина, Л. Лакунина – М.: Закон, 2006 - № 8 – 68 с..- ISBN 5-5549-0289-7.

46.Четвернина Т. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов.// [Текст]: Практическое учебно-справочное пособие / Т. Четвернина - М.: Инфра-М, 2005. - 88 с. - ISBN 5-9533-0266-5.

47.Четвернина Т. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов.// [Текст] / Т. Четвернина – М.: Лизинг-ревю, 2005 - № 10 – 21 с.- ISBN 5-9345-0266-4.

48.Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, [Текст] / Н.О. Чернина  - М.: Хозяйство и право, 2003 - № 5 – 40 с.- ISBN 5-2332-0456-4.

49.Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, [Текст] / З. Хоткина - М.: Правовая культура, 2004 - 204 с. - ISBN 3-1212-0347-9. 

Приложение А 

 

 

Приложение  Б 

 

Приложение  В

     Ожидаемые итоги выполнения отдельных мероприятий  
Программы содействия занятости населения Сахалинской области за 2009-2011 годы

       По ПЗН Факт % вып. По ПЗН Факт % вып. По ПЗН Ожид. 
вып.
% вып. По ПЗН 2009-20011 гг. Факт % вып.
     Оказание  информационно-консультационных услуг, чел.

затраты ФБ – тыс. руб.

56000 
 
 

547,0

57666 
 
 

547,0

102,9 
 
 

100

56500 
 
 

126,8

60253 
 
 

126,8

106,6 
 
 

100

57500 
 
 

93,7

60001 
 
 

93,7

104,3 
 
 

100

170000 
 
 

767,5

177920 
 
 

767,5

104,7 
 
 

100

Трудоустройство безработных и незанятого населения, чел.       
 
23500
      
 
23753
      
 
101,1
      
 
24000
      
 
23364
      
 
97,3
      
 
24500
      
 
24550
      
 
100,2
      
 
72000
      
 
71667
      
 
99,5
Организация временной занятости – всего

чел.

затраты ФБ – тыс. руб.

ОБ

МБ

работодатели

9520

9138

1916

     -

     -

12211

9137,7

1916

3085,5

13213,8

128,3

99,9

100

9620

8503,8

1916

     -

     -

12338

9003,3

-

2928,5

18401,1

128,3

105,9

9620

5136,9

1916

-

-

10755

8111,9

1594 

     
111,8

157,9

83,2 

     
28760

22778,7

5748,0 

     
35304

26252,9

3510 

     
122,8

115,3

61,1 

     
из  них: общественные работы, чел.

ФБ –  тыс. рублей

ОБ

МБ

работодатели

4000

3725

500

4351

3724,7

500

439,5

11368,9

108,8

99,9

100

4000

2767,3

500

3669

2767,3

-

227,2

13258,1

91,7

100

4000

1395,6

500

4000

2315,2 
 

     
100

165,9 
 

     
12000

7887,9

1500

12020

8807,2 
 

     
100,2

111,7 
 

     
несовершеннолетние  граждане (14-17 лет), чел.

ФБ –  тыс. руб.

ОБ

МБ

работодатели

5100

4179

1416

6197

4179

1416

2645

1844,9

121,5

100

100

5100

4530

1416

5193

4530

-

2663,1

2046

101,8

100

5100

2556,3

1416

6200

4611,7 
 

     
121,6

180,4 
 

     
15300

11265,3

4248 

     
17590

13320,7 
 

     
115

118,2 
 

     

 

     

     Уважаемый председатель и члены  комиссии! 

     Проблема  занятости и безработицы –  одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы  зависит многое, и, прежде всего такие  факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости и безработицы является проблемой номер один для всего мира.  Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами. В законе «О занятости» установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.

     Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право  на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует  возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками)  и работодателями – будущими субъектами трудовых отношений.

     Правовые, экономические и организационные  условия обеспечения занятости  и гарантии реализации прав граждан  на труд определяются современным законодательством.

     Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области  обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством.

     Основная  цель моей работы заключается в исследовании и изучении всех существующих направлений  политики государства в отношении  занятости населения. Проследить и выявить динамику и эффективность реализации государственных и международных норм и программ в области занятости населения. Глубже разобраться в сложившихся проблемах, раскрыть их сущность, найти возможные, эффективные пути решения. Для полного раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа ведущих тенденций в сфере занятости выделяю основные задачи:

     - рассмотреть государственную политику  в области занятости и трудоустройства  граждан;

     - изучить деятельности государственной службы занятости;

     - охарактеризовать   статус безработного и особенности трудоустройства граждан;

     -изучить  и ознакомиться с основными  трудами ученых, деятелей анализирующих  правовые проблемы занятости;

     На  мой взгляд, также немало важно учитывать сложившиеся условия переходного периода,  когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения.

     Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы (ст.9 Закона о занятости). Государство же призвано в лице органов службы занятости,  стать посредником между работником и работодателем по содействию в трудоустройстве населения (п.1 ст.8).

     Сейчас  на первый план выходят новые приоритеты, а именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной  и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда. Основная направленность моей работы заключается в том чтобы изучить и отразить: насколько государство способно справиться с поставленными задачами, эффективны ли современные меры, правовые нормы в области содействия занятости населения и каким образом на сегодняшний день складывается ситуация на рынке труда.

     Среди международных норм в области занятости и защиты от безработицы можно выделить один из основополагающих нормативных актов - Конвенцию МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) в которой провозглашена цель, к которой должны стремиться все государства мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной конвенции решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства. 

     За  последние 10 лет в результате неблагоприятных  демографических процессов Сахалинская  область потеряла почти 125 тысяч человек. Только миграционная убыль населения ежегодно превышала 10 тысяч человек. В числе выбывших в регионы с более комфортными условиями проживания 60% составило трудоспособное население. В начале июля 2006 года в области проживало 524 тысячи граждан, из них 57,6% – экономически активное население.

     Миграционный  отток, естественная убыль населения  адекватно отражались на состоянии  трудовых ресурсов. За период с 2006 года общая численность трудовых ресурсов сократилась на 76 тысяч человек (приложение А).

     Наиболее  сложное положение на рынке труда  Сахалинской области наблюдалось  в период с 2003 по 2008 годы. Оно было обусловлено нестабильным состоянием экономики и социально-трудовой сферы, неравномерными колебаниями безработицы. В условиях спада производства предприятия оставляли наиболее квалифицированные и мобильные работники.

     Наибольший  пик безработицы был зарегистрирован  в 1 квартале 2009 года. Тогда около 20 тысяч человек были официально зарегистрированы в качестве безработных, а уровень регистрируемой безработицы в области составил 6,2%. Общая безработица, рассчитанная по методике МОТ, превышала официально зарегистрированную в 3 раза и достигала 19%. Сахалинская область попала в пятерку регионов России с самым высоким уровнем безработицы. В этот период численность обратившихся в службу занятости за консультациями, помощью в трудоустройстве, профессиональной подготовке составила 192,3 тысячи человек.

     Для регулирования процессов занятости  на рынке труда, обеспечения полной и эффективной занятости населения  расширяются партнерские отношения между работодателями, государственными и муниципальными структурами, внедряются новые приоритетные направления в деятельности центров занятости населения, осуществляются мероприятия активной политики занятости областной программы содействия занятости населения, имеющей статус областного закона.

     С целью выработки согласованных  решений по реализации мероприятий, включенных в программу содействия занятости населения, в районах области действуют городские и районные комитеты, активно работают клубы работодателей и общественные комиссии, созданные при сельских администрациях. Вопросы реализации этих мероприятий рассматриваются на заседаниях Коллегии управления занятости с участием заинтересованных ведомств.

     Позитивные  перемены со второй половины 2009 года, связанные с началом реализации инвестиционных шельфовых проектов, восстановлением и созданием новых рабочих мест, расширенной организацией временных, общественных работ, способствовали улучшению положения на рынке труда.

     Росла численность занятых в экономике  области, сокращались размеры неполной занятости, общее и официально зарегистрированное количество безработных.

     В конце августа 2009 года уровень регистрируемой безработицы стал самым низким в Дальневосточном федеральном округе (по ДФО – 3,4%) и в два раза ниже, чем в среднем по России, составив 1,2%.

     Общая численность занятых в экономике  области увеличилась до 282 тысяч  человек (93% ЭАН). Наибольший рост численности  работающих отмечается на предприятиях промышленности, в строительстве, нефтегазовой отрасли, на транспорте и в связи.

     Приоритет развития экономики области принадлежит компаниям, подрядным и субподрядным организациям, работающим по инвестиционным проектам освоения сахалинского шельфа, где в конце июня 2006 года принимали участие 17,3 тысячи человек. На престижных объектах, участвующих в реализации шельфовых проектов «Сахалин – 1» и «Сахалин – 2», сегодня находят высокооплачиваемую работу квалифицированные работники сельского и жилищно-коммунального хозяйства, других организаций обслуживающей сферы, уволившиеся с этих предприятий из-за тяжелых условий труда, несвоевременных выплат зарплаты и низких ее размеров.

     Менее квалифицированные специалисты  обращаются за содействием в трудоустройстве в службу занятости населения.

     Среди клиентов службы занятости населения (по состоянию на 01.07.2009 г.):

  • почти половина – женщины;
  • 39,3 % – молодежь в возрасте 16-29 лет;
  • 30 % – граждане, уволенные по собственному желанию;
  • каждый пятый – учащийся, претендовавший на временную занятость;
  • каждый четвертый – не работавший более года.

     Возросшая активность сотрудничества службы занятости с работодателями позволила к 2009 году увеличить в 4 раза численность предприятий, предоставляющих сведения в государственные учреждения центры занятости населения, количество поступающих вакансий достигало 30 – 36,9 тысячи.

     В середине 2009 года в среднем на каждого незанятого гражданина приходится одна вакансия. Для сравнения: в критическом 2008 году на одну вакансию претендовали 37 человек. Заметно увеличился спрос на работников в сфере строительства, торговли, на рабочие кадры жилищно-коммунального и сельского хозяйства, специалистов нефтегазовой отрасли.

     Высвобождение рабочих после завершения строительства  не происходит, так как корпорация имеет до 20 тысяч объектов и рабочие кадры требуются постоянно. Всем членам сахалинской группы было чему поучиться. Во время поездки рассматривались вопросы найма работников, профессиональной подготовки, высвобождения. Сотрудничество с китайской компанией будет продолжено. В настоящее время прорабатывается вопрос трудоустройства на стажировку выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования Сахалинской области.

Информация о работе Анализ состояния и пути регулирования безработицы в Российской экономике