Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, реферат
Основные направления научной деятельности Павлова – исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка» и наложению фистул пищеварительные железы, применил новый для своего времени подход – «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на практически здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным. Этот метод позволял сводить к минимуму искажающее влияние «острых» экспериментов, требующих серьезного хирургического вмешательства, разъединения частей организма и наркотизации животного. Используя метод « изолированного желудочка» Павлов установил наличие двух фаз сокоотделения: нервно-рефлекторный и гуморально-клинический.
ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ВКЛАД ИВАНА ПЕТРОВИЧА ПАВЛОВА В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Ни один
физиолог мира не был так
знаменит, как Иван Петрович Павлов,
- творец материалистического
Основные направления научной деятельности Павлова – исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка» и наложению фистул пищеварительные железы, применил новый для своего времени подход – «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на практически здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным. Этот метод позволял сводить к минимуму искажающее влияние «острых» экспериментов, требующих серьезного хирургического вмешательства, разъединения частей организма и наркотизации животного. Используя метод « изолированного желудочка» Павлов установил наличие двух фаз сокоотделения: нервно-рефлекторный и гуморально-клинический.
Следующий этап в научной деятельности Ивана Петровича Павлова - изучение высшей нервной деятельности. Переход от работ в области пищеварения был обусловлен его представлениями о приспособительном характере деятельности пищеварительных желёз. Павлов полагал, что приспособительные явления определяются не просто рефлексами со стороны полости рта: причину следует искать в психическом возбуждении. По мере получения новых данных о функционировании внешних отделов головного мозга формировалась новая научная дисциплина – наука о высшей нервной деятельности. В ее основе лежало представление о разделении рефлексов (психических факторов) на условные и безусловные.
Павлов
и его сотрудники открыли
Широкую
известность Павлову принесло
его учение о типах нервной
системы, которое тоже основывается
на представлениях о
Наконец, еще одна заслуга Павлова – учение о сигнальных системах. У человека, помимо первой сигнальной системы, присущей так же и животным, имеется и вторая сигнальная система – особая форма высшей нервной деятельности, связанная с речевой функцией и абстрактным мышлением.
Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.
Научное творчество Ивана Петровича Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей – медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии и психологии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.
В 1904 году Иван Петрович Павлов был удостоен Нобелевской премии за исследования механизмов пищеварения.
В 1907 году Павлов был избран членом Российской Академии Наук; иностранным членом Лондонского королевского общества.
В 1915 году был награжден медалью Копли Лондонского королевского общества.
В 1928 году стал почетным членом Лондонского королевского общества врачей.
В 1935 году в возрасте 86-ти (!) лет Павлов председательствовал на сессиях 15-го Международного физиологического конгресса, проходившего в Москве и Ленинграде.
ИВАНА ПЕТРОВИЧА ПАВЛОВА
По мере того, как я читала разные биографии Ивана Петровича, в моем воображении создавался образ ледокола, танка, который пробирается сквозь дебри, лед, напролом, ведя за собой людей как буксир караван судов. Ощущение неиссякаемой энергии, бьющей ключом из этого великого человечищи, ощущение непоколебимой мощи, тесно переплетенной со страстью к науке. Человек с чувством собственного достоинства, гениальный мыслитель, он в то же время был очень скромным, не терпящим преклонения перед собой патриотом своей Родины.
Складывается впечатление, что не обстоятельства, не окружающие люди формировали его как ученого, а он сам! Исключительно за счет своего трудолюбия, упорства в достижении цели, своей пылкой любви к физиологии. Более того, своим примером, содействием, Иван Петрович помогал становлению многих других ученых.
СЕМЬЯ. ДЕТСТВО.
Наверно, нельзя описать жизнь и творчество этого великого ученого и великого человека, не коснувшись его семьи, его корней. Ведь именно от наших предков мы берем свои задатки, которые семья – наши родители и родственники в нас развивают с детства.
Иван Петрович Павлов родился 14 сентября 1849 года в Рязани, городе, расположенном приблизительно в 160 км от Москвы. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи рязанского священника, которого все считали странным (по-видимому, он не ладил с начальством, так как за всю свою жизнь не получил ни одной, даже самой малой награды). Этот его дед был крут и тяжел в семье, и мать Павлова осталась даже без образования! Что не мешало ей, однако, быть умной женщиной. В молодости она была здоровой, веселой и жизнерадостной, но частые роды (она родила 10 детей) и переживания, связанные с безвременной смертью некоторых из них, подорвали ее здоровье. Варвара Ивановна не получила никакого образования; однако природный ум и трудолюбие сделали ее умелой воспитательницей своих детей. Эту жизненную мудрость, впрочем, как и крутой нрав своего деда (после октябрьской революции Иван Петрович жестко отстаивал интересы ученых перед большевиками) Павлов и унаследовал.
Отец, Петр Дмитриевич, был священником, служившим сначала в бедном приходе, но благодаря своему пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани. Семья отца была крепкая, богатырская, железного здоровья. Неудивительно, что Иван Петрович прожил и оставался в здравом уме до 86-ти лет! Дед его по линии отца был умный и дельный человек, он провел трех своих сыновей через семинарию, так как сам был деревенским пономарем.
Иван был первенцем в семье Павловых. Детские годы оставили в его душе неизгладимый след. Иван рос здоровым и задорным. Он охотно играл с младшими братьями и сестрами, с малых лет помогал отцу в огороде и саду, при постройке дома (выучился немного столярному и токарному делу), а матери — в домашних делах. Об этом периоде жизни Ивана Петровича Павлова вспоминает его младшая сестра Л. П. Андреева: «Первым его учителем был отец. Иван Петрович всегда с благодарностью вспоминал своего отца, который сумел детям привить привычки к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. «Делу время, потехе — час»,—любил говорить он. В детстве Ивану Петровичу приходилось выполнять и другие работы. Мать наша содержала квартирантов. Зачастую она сама все делала и была большая труженица. Дети ее боготворили и наперебой старались чем-нибудь ей помочь: наколоть дров, истопить печь, принести воды — все это приходилось проделывать и Ивану Петровичу» С раннего детства Иван Петрович перенял у отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию.
Читать учился у соседки-горбуньи, но в школу поступил позже, лишь в 1860 г. Дело в том, что как-то, раскладывая для просушки яблоки на высоком помосте, восьмилетний Иван упал на каменный пол, сильно ушибся и долго хворал. Как правило, период жизни Павлова между этим происшествием и поступлением в школу выпадает из поля зрения отечественных и зарубежных его биографов. А между тем этот период весьма интересен во многих отношениях. Падение со значительной высоты имело тяжелые последствия для здоровья мальчика. Он потерял аппетит, стал плохо спать, похудел и побледнел. Родители опасались даже за состояние его легких. Лечили Ивана домашними средствами и без заметного успеха. В это время в гости к Павловым приехал крестный Ивана — игумен Троицкого монастыря, расположенного близ Рязани. Он взял мальчика к себе.
Чистый воздух, усиленное питание, регулярные гимнастические занятия благотворно сказались на физическом состоянии мальчика. К нему быстро вернулись здоровье и сила. Опекун мальчика оказался добрым, умным и весьма образованным по тем временам человеком. Он много читал, вел спартанский образ жизни, был требователен к себе и к окружающим. Эти человеческие качества оказали сильное влияние на Ивана, мальчика, впечатлительного, с доброй душой. Первой книгой, которую Иван получил в подарок от своего опекуна, были басни И. А. Крылова. Он выучил ее потом наизусть и любовь к знаменитому баснописцу сохранил на всю свою долгую жизнь. По свидетельству Серафимы Васильевны (жены Ивана Петровича), эта книга всегда лежала на письменном столе И. П. Павлова.
Иван вернулся в Рязань осенью I860 г. здоровым, сильным, жизнерадостным мальчиком и поступил в Рязанское духовное училище сразу во второй класс. Успешно окончив в 1864 г. училище, он в том же году был принят в местную духовную семинарию. (Дети священников получали в духовных учебных заведениях определенные льготы.) И здесь Иван Павлов стал одним из лучших учеников. Л. П. Андреева вспоминает, что уже в годы учения в семинарии Павлов давал частные уроки, пользуясь репутацией хорошего репетитора. Он очень полюбил педагогическое дело и был счастлив, когда мог помочь другим в приобретении знаний. Там же Павлов смог продолжить изучение предметов, интересовавших его больше всего, в частности естественных наук; с увлечением участвовал он в различных дискуссиях, где проявились его страстность и настойчивость, сделавшие в последствии этого ученого еще и грозным оппонентом.
Без сомнения, мудрость и терпение матери, а так же стремление к знаниям и упорство в достижении цели отца Ивана Петровича сыграло очень важную роль в становлении личности этого человека. Иван Петрович вспоминал о своих родителях с чувством нежной любви и глубокой благодарности. Примечательны слова, которыми завершается его автобиография: «А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование».
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ФИЗИОЛОГИИ
Увлечение физиологией
И вообще, то время было временем
подъема освободительного
Это стало возможным и потому,
что русское правительство
Его интерес к физиологии
Информация о работе Анализ творческого пути Ивана Петровича Павлова