Анализ творческого пути Ивана Петровича Павлова

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, реферат

Краткое описание

Основные направления научной деятельности Павлова – исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка» и наложению фистул пищеварительные железы, применил новый для своего времени подход – «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на практически здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным. Этот метод позволял сводить к минимуму искажающее влияние «острых» экспериментов, требующих серьезного хирургического вмешательства, разъединения частей организма и наркотизации животного. Используя метод « изолированного желудочка» Павлов установил наличие двух фаз сокоотделения: нервно-рефлекторный и гуморально-клинический.

Файлы: 1 файл

Биография Павлова Ивана Петровича.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

 

АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ 
ПАВЛОВА ИВАНА ПЕТРОВИЧА

 

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ВКЛАД ИВАНА ПЕТРОВИЧА ПАВЛОВА В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

 

          Ни один  физиолог мира не был так  знаменит, как Иван Петрович Павлов, - творец материалистического учения  о высшей нервной деятельности животных и человека. Это учение имеет огромное практическое значение в медицине и педагогике, в философии и психологии, в спорте, труде, в любой деятельности человека – всюду оно служит основой и отправной точкой.

           Основные направления научной деятельности Павлова – исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка» и наложению фистул пищеварительные железы, применил новый  для своего времени подход – «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на практически здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным. Этот метод позволял сводить к минимуму искажающее влияние «острых» экспериментов, требующих серьезного хирургического вмешательства, разъединения частей организма и наркотизации животного. Используя метод « изолированного желудочка»  Павлов установил наличие двух фаз сокоотделения: нервно-рефлекторный и гуморально-клинический.

          Следующий этап в научной деятельности Ивана Петровича Павлова -  изучение высшей нервной деятельности. Переход от работ в области пищеварения был обусловлен его представлениями о приспособительном характере деятельности пищеварительных желёз. Павлов полагал, что приспособительные явления определяются не просто рефлексами со стороны полости рта: причину следует искать в психическом возбуждении. По мере получения новых данных о функционировании внешних отделов головного мозга формировалась новая научная дисциплина – наука о высшей нервной деятельности. В ее основе лежало представление о разделении рефлексов (психических факторов) на условные и безусловные.

          Павлов  и его сотрудники открыли законы  образования и угасания условных  рефлексов; доказали, что условнорефлекторная деятельность осуществляется при участии коры больших полушарий головного мозга. В коре больших полушарий был открыт центр торможения – антипод центра возбуждения; исследованы разные типы и виды торможения (внешние, внутренние); открыты законы распространения и сужения сферы действия возбуждения и торможения – основных нервных процессов; изучены проблемы сна и установлены его фазы; исследована охранительная роль торможения; изучена роль столкновения процессов возбуждения и торможения в возникновении неврозов.

          Широкую  известность Павлову принесло  его учение о типах нервной  системы, которое тоже основывается  на представлениях о соотношении  между процессами возбуждения  и торможения.

          Наконец, еще одна заслуга Павлова – учение о сигнальных системах. У человека, помимо первой сигнальной системы, присущей так же и животным, имеется и вторая сигнальная система – особая форма высшей нервной деятельности, связанная с речевой функцией  и абстрактным мышлением.

          Павловым  были сформулированы представления об аналитико-синтетической  деятельности  головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

          Научное  творчество Ивана Петровича Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей – медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии и психологии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

        

          В 1904 году Иван Петрович Павлов был удостоен Нобелевской премии за исследования механизмов пищеварения.

          В 1907 году  Павлов был избран членом Российской Академии Наук; иностранным членом  Лондонского королевского общества.

          В 1915 году был награжден медалью Копли  Лондонского королевского общества.

          В 1928 году стал почетным членом Лондонского королевского общества врачей.

          В 1935 году в возрасте 86-ти (!) лет Павлов председательствовал на сессиях 15-го Международного физиологического конгресса, проходившего в Москве и Ленинграде.

 

 

АНАЛИЗ БИОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

ИВАНА ПЕТРОВИЧА ПАВЛОВА

 

         

          По мере того, как я читала разные биографии  Ивана Петровича, в моем воображении создавался образ ледокола, танка, который пробирается сквозь дебри, лед, напролом, ведя за собой людей как буксир караван судов. Ощущение неиссякаемой энергии, бьющей ключом из этого великого человечищи, ощущение непоколебимой мощи, тесно переплетенной со страстью к науке. Человек с чувством собственного достоинства, гениальный мыслитель, он в то же время был очень скромным, не терпящим преклонения перед собой патриотом своей Родины.

          Складывается  впечатление, что не обстоятельства, не окружающие люди формировали его как ученого, а он сам! Исключительно за счет своего трудолюбия, упорства в достижении цели, своей пылкой любви к физиологии. Более того, своим примером, содействием, Иван Петрович помогал становлению многих других ученых.

 

 

СЕМЬЯ. ДЕТСТВО.

 

          Наверно, нельзя описать жизнь  и творчество этого великого  ученого и великого человека, не коснувшись его семьи, его  корней. Ведь именно от наших  предков мы берем свои задатки, которые семья – наши родители  и  родственники в нас развивают  с детства.

   Иван Петрович Павлов родился 14 сентября 1849 года в Рязани, городе, расположенном приблизительно в 160 км от Москвы. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи рязанского священника, которого все считали странным (по-видимому, он не ладил с начальством, так как за всю свою жизнь не получил ни одной, даже самой малой награды). Этот его дед был крут и тяжел в семье, и мать Павлова осталась даже без образования! Что не мешало ей, однако, быть умной женщиной. В молодости она была здоровой, веселой и  жизнерадостной, но частые роды (она родила 10 детей) и переживания, связанные с безвременной  смертью некоторых из них, подорвали ее здоровье. Варвара  Ивановна не получила никакого образования; однако природный ум и трудолюбие сделали ее умелой воспитательницей своих детей. Эту жизненную мудрость, впрочем, как и крутой нрав своего деда (после октябрьской революции Иван Петрович жестко отстаивал интересы ученых перед большевиками) Павлов и унаследовал.

          Отец, Петр Дмитриевич, был священником, служившим сначала в бедном приходе, но благодаря своему пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани. Семья отца была крепкая, богатырская, железного здоровья. Неудивительно, что Иван Петрович прожил и оставался в здравом уме до 86-ти лет! Дед его по линии отца был умный и дельный человек, он провел трех своих сыновей через семинарию, так как сам был деревенским пономарем.

          Иван был первенцем в семье Павловых. Детские годы оставили в его душе неизгладимый след. Иван рос здоровым и задорным. Он охотно играл с  младшими  братьями  и сестрами, с малых лет помогал отцу в огороде  и саду, при постройке дома (выучился немного столярному и токарному делу),  а матери — в домашних делах. Об этом периоде жизни Ивана Петровича Павлова вспоминает его младшая сестра Л. П. Андреева: «Первым его учителем был отец.  Иван  Петрович всегда с благодарностью вспоминал своего отца, который сумел  детям  привить привычки к труду, порядку, точности и аккуратности  во  всем.  «Делу  время, потехе  —  час»,—любил  говорить  он.  В  детстве   Ивану   Петровичу приходилось выполнять и другие работы.  Мать  наша  содержала  квартирантов. Зачастую она сама все делала и была большая труженица. Дети  ее  боготворили и наперебой старались чем-нибудь ей помочь: наколоть  дров,  истопить  печь, принести воды — все это приходилось проделывать и Ивану Петровичу» С раннего детства Иван Петрович перенял у отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию.

          Читать учился у соседки-горбуньи, но в школу поступил позже, лишь в 1860  г.  Дело  в  том,  что  как-то,  раскладывая  для просушки яблоки на высоком помосте, восьмилетний Иван упал на каменный пол, сильно ушибся и долго хворал. Как правило, период жизни Павлова между  этим происшествием и поступлением в школу выпадает из поля зрения отечественных и зарубежных его биографов. А между тем этот  период весьма  интересен  во многих отношениях. Падение со значительной высоты имело тяжелые последствия для  здоровья мальчика. Он потерял аппетит, стал  плохо  спать,  похудел  и побледнел. Родители опасались даже за состояние его  легких.  Лечили  Ивана домашними средствами и без заметного успеха. В это время в гости к Павловым приехал крестный Ивана — игумен Троицкого  монастыря,  расположенного  близ Рязани.  Он  взял мальчика  к  себе.

         Чистый  воздух,  усиленное  питание, регулярные  гимнастические занятия  благотворно  сказались  на  физическом состоянии мальчика.  К нему  быстро  вернулись  здоровье и  сила.  Опекун мальчика оказался добрым, умным  и  весьма  образованным  по  тем  временам человеком. Он много читал, вел спартанский образ жизни, был требователен  к себе и к окружающим. Эти человеческие качества оказали сильное  влияние на Ивана, мальчика, впечатлительного, с доброй душой. Первой  книгой,  которую Иван получил в подарок от  своего опекуна, были басни  И.  А.  Крылова.  Он выучил ее потом наизусть и любовь к знаменитому баснописцу сохранил на всю свою долгую жизнь. По свидетельству Серафимы Васильевны (жены Ивана Петровича), эта  книга  всегда лежала на письменном столе И. П. Павлова.

         Иван  вернулся  в  Рязань  осенью I860 г. здоровым, сильным, жизнерадостным мальчиком и поступил в Рязанское духовное училище сразу во второй класс. Успешно окончив в 1864 г.  училище, он в том же году был принят в местную духовную семинарию. (Дети священников получали в духовных учебных заведениях определенные льготы.) И здесь Иван Павлов  стал  одним  из  лучших  учеников.  Л.  П.  Андреева вспоминает, что уже в годы учения в семинарии Павлов  давал  частные  уроки, пользуясь репутацией хорошего репетитора. Он  очень  полюбил  педагогическое дело и был счастлив, когда мог помочь другим в приобретении знаний. Там же Павлов смог продолжить изучение предметов, интересовавших его больше всего, в частности естественных наук; с увлечением участвовал он в различных дискуссиях, где проявились его страстность и настойчивость, сделавшие в последствии этого ученого еще и грозным оппонентом.

          Без сомнения, мудрость и терпение матери, а так же стремление к знаниям и упорство в достижении цели отца Ивана Петровича сыграло очень важную роль в становлении личности этого человека. Иван Петрович вспоминал о своих  родителях с чувством нежной любви и глубокой благодарности. Примечательны слова, которыми завершается его автобиография: «А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим  возможность  получить высшее образование».

 

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ФИЗИОЛОГИИ

 

          Увлечение физиологией возникло  у Ивана Петровича Павлова  после того, как он прочитал  русский перевод книги английского  критика Георга Генри Леви. Его  страстное желание заняться наукой, особенно биологией, было подкреплено  чтением популярных книг Писарева, публициста и критика, революционного демократа, работы которого подвели Ивана Петровича к изучению теории Чарльза Дарвина.

          И  вообще, то время было временем  подъема освободительного движения  в России. Молодежь с нетерпением  ждала очередных номеров передовых журналов, в которых печатались статьи Добролюбова и Герцена, Писарева и Чернышевского; в них помещались и труды по естествознанию. “Рефлексы головного мозга” Сеченова читали с не  меньшим увлечением, чем романы Тургенева и Чернышевского. Статьи Писарева, книги Сеченова и популярная книга Льюиса “Физиология обыденной жизни”, идеи революционных демократов, споры в кружках рязанской молодежи сделали свое дело. Иван Павлов ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет.

          Это стало возможным и потому, что русское правительство изменило  свое предписание, разрешив студентам  духовных семинарий продолжать  образование в светских учебных  заведениях. Увлекшись естественными  науками, Павлов в 1870 г. поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Вот что пишет об этом сам Иван Петрович: “Это было время блестящего состояния факультета. Мы имели ряд профессоров с огромным научным авторитетом и с выдающимся лекторским талантом. Я избрал главною специальностью физиологию животных и добавочной – химию. Огромное впечатление на всех нас, физиологов, производил проф. Илья Фаддеевич Цион. Мы были прямо поражены его мастерски простым  изложением самых сложных физиологических вопросов и его поистине артистическою способностью ставить опыты. Такой учитель не забывается всю жизнь. Под его руководством я делал мою первую физиологическую работу”. Окончив университет и став кандидатом естественных наук, Павлов не перестал учиться: теперь бородатого студента увидели аудитории и клиники Медико-хирургической академии, куда он поступил в 1875 году и сразу на третий курс. Здесь он учился и работал лаборантом в лаборатории физиологии. Целью этого поступления было не стать врачом, а  “…впоследствии, имея степень доктора медицины, быть вправе занять кафедру физиологии”.

          Его интерес к физиологии возрос, после того как он прочитал  книгу Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга». Спустя более чем полвека, говоря о мотивах, побудивших его стать на путь объективного изучения деятельности мозга, Павлов писал: «...главным  толчком к моему решению, хотя и не осознанному тогда, было давнее, еще в   юношеские годы испытанное влияние  талантливой  брошюры  Ивана Михайловича Сеченова, отца русской физиологии, под заглавием „Рефлексы  головного мозга». Но освоить этот предмет Ивану Павлову удалось только после того, как он прошел обучение в лаборатории Циона, изучавшего роль депрессорных нервов. Цион выяснял влияние нервов на деятельность внутренних органов, и именно по его предложению Иван Петрович начал свое первое научное исследование – изучение секреторной иннервации поджелудочной железы. Под руководством И. Ф. Циона Павлов и Афанасьев изучили влияние гортанных нервов на кровообращение. 29 октября 1874 г. результаты исследования были доложены за заседании Санкт - Петербургского общества естествоиспытателей. Павлов стал регулярно посещать заседания этого общества, общаться на них с Сеченовым, Овсянниковым, Тархановым и другими физиологами, участвовать в обсуждении сделанных на них докладов. Вскоре студенты И. П. Павлов и М. М. Афанасьев сделали интересную научную работу по физиологии нервов поджелудочной железы. Эту работу, которой также руководил профессор Цион, совет университета удостоил золотой медали. Очевидно, новое исследование отнимало много времени у студентов. Павлов  не сдал в срок выпускные экзамены и вынужден был еще год остаться на последнем курсе, лишившись при этом стипендии и имея лишь единовременное пособие в размере 50 руб. (это вместо императорской стипендии – 300 рублей).

Информация о работе Анализ творческого пути Ивана Петровича Павлова