Состояние архивного дела в Российской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 19:50, реферат

Краткое описание

Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование «архивного наследия», его состав, размещение, организацию.

Файлы: 1 файл

реферат док.docx

— 12.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Состояние архивного дела в Российской империи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование «архивного наследия», его состав, размещение, организацию.

Поскольку история становления архивов тесно связана с исторической наукой, периодизация возникновения архивохранилищ пересекаются с этапами становления и развития государственности.

Особо тесно переплетаются история государственного аппарата управления и история становления архивного дела.

Становление архивного дела в Российской империи имела свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архивная деятельность в годы царствования Петра I.

К исходу XVII в. система государственных учреждений — приказов — изрядно устарела.

В первой четверти XVIII в. с началом преобразований в области экономики, военного дела, государственного управления приказы были упразднены. Вместо них были созданы коллегии, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Новые центральные учреждения отличал принцип коллегиального обсуждения текущих дел. Количество коллегий по сравнению с количеством приказов было намного меньше,  
что сделало управление более эффективным. Документы коллегий содержали информацию об армии и флоте, их строительстве, перевооружении, снабжении, обучении личного состава, условиях несения военной службы, ходе военных действий (фонды Военной коллегии и Адмиралтейства); сведения о финансовом положении России  
в XVIII в., о формировании бюджета страны, о расхищении казенных средств должностными лицами, о сборе налогов, переписи населения (Камер - и Ревизион-коллегии); о судебной деятельности правительственных учреждений (Юстиц-коллегия); сведения о раздаче дворянам земель, о купле-продаже крепостных крестьян и земель,  
о крестьянских восстаниях (Вотчинная коллегия) и т.д. Все эти документы откладывались в хранилища при коллегиях.

В 1708 г. была проведена реформа местного управления, в результате которой государство было поделено на губернии. Также была проведена городская реформа, целью которой было упорядочить управление городами. Центральным учреждением, ведавшим управлением в городах, стал Главный магистрат, а на местах были учреждены городские магистраты.

В хранилищах при вновь созданных местных учреждениях сконцентрировались документы предшествующих органов местного самоуправления, а также стали откладываться документы учреждений, пришедших им на смену: в губерниях — при губернских канцеляриях, в провинциях — при провинциальных канцеляриях, в уездах — при земских комиссарах. В 1721 г. был образован Синод во главе со светским лицом.  Таким образом, произошло подчинение церкви государству, ее превращение в часть государственного аппарата. В фондах Сената, Синода, Кабинета министров, Верховного тайного совета и других высших органов власти, возникавших в период дворцовых переворотов, хранились ценнейшие сведения о внутренней и внешней политике  
XVIII в., а также личные документы императоров и императриц, сменявших друг друга  
на престоле.

Таким образом, происшедшие преобразования отразились на развитии архивного дела в стране. Начали создаваться архивохранилища при новых высших, центральных  
и местных учреждениях, а также предпринимались попытки организовать хранение документов упраздненных учреждений и документов, утративших свое оперативное значение в повседневной работе действующих учреждений.

Под влиянием развития книгопечатания и в целях улучшения сохранности документов в делопроизводство стало внедряться ведение дел на листах книг и тетрадей. В 1700—1726 гг. столбцовое делопроизводство было отменено, и документы приняли знакомую для нас форму.

Важно отметить, что в результате петровских реформ государственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреждений и стали самостоятельными структурными подразделениями. Юридически это было закреплено в Генеральном регламенте 1720 г., по которому предусматривалась обязательная сдача учреждениями документов в архивы по истечении определенного срока.

Подобная ситуация существовала до 70-х гг. XVIII в., когда в результате реформы государственного аппарата (1775—1785), проведенной в царствование Екатерины II (1762-1796), коли­чество местных учреждений и соответственно архивов  
при них возросло.

Архивная деятельность в годы царствования Екатерины II.

В годы правления Екатерины II был разработан проект нового управления губерниями — «Учреждения для управлениями губерниями Всероссийской империи» (1775), в соответствии с которым страна была разделена на 50 губерний (вместо 23 прежних). Провинции упразднялись. Столичные губернии (Москва, Санкт-Петербург),  
а также крупные регионы из 2 — 3 губерний образовывали наместничества во главе  
с наместником. Во главе губернии стоял губернатор, обладавший чрезвычайно широкими властными полномочиями.

Финансовые вопросы в губернии находились в ведении Казенной палаты,  
а в уездах — казначейств. В связи с этим были упразднены Камер - и Ревизион-коллегии.

Были созданы сословные судебные учреждения: Верхний земский суд для дворян, Губернский магистрат для горожан и Верхняя расправа для государственных крестьян.

Уголовная и гражданская палата судили все сословия.

В отдельную административную единицу управления были выделены города.  
Во главе города стоял городничий.

Городское собрание избирало городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления в городе стала городская Дума. В период между собраниями Думы ее функции передавались исполнительному органу — шестигласной Думе, включавшей по одному гласному (депутату) от каждого разряда городского населения.

Таким образом, реформа унифицировала органы местной администрации, усилила централизацию власти, укрепила диктатуру дворянства в центре и на местах. Сложившаяся в результате реформ система местных органов государственного управления просуществовала до 60-х гг. XIX., а введенное Екатериной II административное деление страны оставалось практически неизменным до 1917 г.

Создание новых губернских учреждений, предусмотренных екатерининскими реформами, растянулось на несколько лет. Ликвидированные в их результате учреждения должны были сдать оконченные дела в Санкт-Петербургский государственный архив старых дел, имевший самостоятельное положение: архив находился в ведении Сената (просуществовал с 1781 по 1834 г.).

По такой же схеме происходила концентрация «решенных дел» в Москве — они были сосредоточены в Московском государственном архиве старых дел.

Следует отметить, что дела московских ликвидированных учреждений находились в лучшем состоянии, чем петербургских, которые сильно пострадали во время наводнения 1777 г. В Москве дела принимались на хранение в упорядоченном состоянии — по описям и реестрам (однако не следует думать, что в Москве все дела находились в образцовом порядке, и среди них было множество поврежденных из-за небрежного хранения).

В конце XVIII в., в годы правления Павла I (1796—1801), в результате восстановления деятельности части упраздненных коллегий часть доку­ментов была вновь рассредоточена по учреждениям. Таким образом, попытка концентрации архивных документов упраздненных учреждений оказалась непродолжительной по времени  
и локальной по масштабу — в двух государственных архивах.

В XVIII в. причиной создания архивохранилищ были не только реформирование государственного аппарата, но и другие не менее важные исторические события.  
Так, по Манифесту 1765 г. началось межевание земель. Нуждаясь в поддержке дворянства, Екатерина II, проводя генеральное межевание земель, закрепляет за ним  
не только те земли, на которые оно имело юридические права, но и земли, самочинно захваченные.

Для проведения межевания при Сенате была учреждена Межевая экспедиция,  
а в губерниях — межевые канцелярии или конторы. Московская межевая канцелярия сыграла важную роль в создании Межевого архива в 1768 г. В нем сконцентрировались планы, карты, атласы, межевые книги, экономические примечания (объяснительные записки к картографическим материалам); поверочные планы, чертежи, судебные решения и другие ценнейшие документы.

Комплекс документов, связанных с помещичьим землевладением, ранее хранившихся в Поместном приказе, а затем переданных в Вотчинную коллегию, имел огромное значение для подтверждения прав на землю. В связи с важностью этих документов по указу Екатерины II в 1786 г. был создан Поместно-Вотчинный архив.  
Его основу составили документы центральных поместно-вотчинных учреждений XVI—XVIII вв. (указы Сената, протоколы и журналы заседаний коллегий и присутствия Вотчинного департамента, материалы о купле-продаже крестьян, а также комплекс документов по межеванию). Состав документов делал этот архив тематически близким Межевому архиву.

Архивная деятельность в XIX в.

В конце XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. в России проявляется кризис феодально-крепостнических отношений, в недрах которых зарождались элементы капиталистического уклада.

В начале XIX в. правительство Александра I (1801 —1825) было вынуждено  
под давлением объективных обстоятельств приступить к модернизации страны. В этой связи был проведен ряд реформ государственного управления.

Коренным изменениям подвергся центральный аппарат власти. Вместо коллегий вводились министерства, в которых министр являлся единоличным руководителем  
и подчинялся непосредственно императору. Министерства имели подчиненные  
им учреждения на местах. Это позволило лучше организовать руководство той или иной отраслью государственного управления.

Изменились функции Сената, он стал высшим судебным органом империи, на него также был возложен контроль за соблюдением законности в стране и за деятельностью административных органов.

В 1810 г. был создан законосовещательный Государственный совет, на котором рассматривались новые законопроекты и важнейшие государственные дела, связанные  
с внутренней и внешней политикой России. Решения совета получали силу закона только после утверждения их императором.

В 1811 г. было принято «Общее учреждение министерств», которое регламентировало структуру и все направления деятельности министерств, в том числе  
и обязательное создание при министерствах архивов. Подразумевалось, что архивы будут существовать при каждом департаменте министерства и подчиняться непосредственно директору департамента. На практике это решение привело к созданию большого количества и дробности ведомственных архивов. Министерские архивы оказались  
без единого руководства, что и было зафиксировано в 1820 г. в указе Сената.

Много документов, особенно в Москве, погибло в Отечественную войну 1812 г. Так, многие дела Коллегии иностранных дел, Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Межевого архи­вов были уничтожены или испорчены французами. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия крайне медленно.

В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое депо (позже получил название Военно-ученый архив)  
и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива Коллегии иностранных дел в июне 1834 г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел. Важнейшее событие произошло в 1852 г., когда был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии именно этот ар­хив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов.

После отмены в 1861 г. крепостного права с особой остротой встал вопрос  
о реформе управления на местах.

В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губерний — земские учреждения (земства), которые являлись не только выборными, но и всесословными органами. Земства занимались хозяйственными и культурными вопросами на территории губернии, однако они не имели административной власти и зависели от государственных органов, особенно от местной полиции.

По образцу земских учреждений в 1870 г. было перестроено и городское самоуправление. Выборные органы городской Думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения, просвещения.

Судебная реформа 1874 г. провозглашала независимость суда от администрации (судья назначался правительством, но мог быть отстранен от должности только по суду), гласность (на судебных заседаниях могли присутствовать пресса и публика)  
и всесословность (т.е. единый суд для всего населения).

Реформирование судебной системы России привело к созданию специальных судебных органов.

Все эти изменения сказались и на состоянии архивной сферы в стране.

В 1872 г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена  
и коллекция документов Оружейной палаты. Через 10 лет, в 1882 г., подобный архив был создан в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора.

Таким образом, начиная со второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.

Более сложным было положение архивов в местных органах управления.  
Так, в годы правления императора Павла I (1796 — 1801) были изданы два указа: в 1798  
и 1800 гг., по которым предписывалось в каждой губернии создать три архива: при губернском правлении, судебной палате и казенной палате, что должно было обеспечить хотя бы минимальную сохранность документов местных органов власти. Однако в начале XIX в., при проведении реформ управления, требования, предъявляемые к созданию провинциальных архивов, изменились. В 1820 г. «Общее губернское учреждение» регламентировало создание архива при каждом местном учреждении, но недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводил к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибли.

Информация о работе Состояние архивного дела в Российской империи