Анализ состояния и пути регулирования безработицы в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Согласно данным статистики можно утверждать, что численность экономически активного населения в период с конца 1993 года по октябрь 1997 год уменьшилась на 2,4 млн. человек и составила 49% общей численности населения России. Такие факторы как отмена обязательной занятости в производстве, обретение людьми права свободно решать, вступать им или нет в отношения на рынке труда, оказали заметное влияние на решение многих людей, находящихся в категории занятых (прежде всего женщин), выйти из состава рабочей силы.

Файлы: 1 файл

анализ состояния труда в сах обл. вкр.doc

— 545.00 Кб (Скачать)

     Нехватка  человеческих ресурсов в ближайшие  годы может стать одной из основных проблем, сдерживающих развитие экономики. Начиная с 2007 года в трудоспособный возраст вступит поколение 90-х годов рождения, когда уровень рождаемости значительно снизился. Увеличится доля лиц старше трудоспособного возраста, возрастет число пенсионеров, сократится численность экономически активного населения.

     Сахалинская область отчасти уже ощутила «кадровый голод». Поэтому задачи развития потенциальных способностей граждан к труду, к получению знаний, повышению квалификации на протяжении всей трудовой жизни должны стать приоритетными.

     Пополнение  демографического ресурса населения возможно посредством использования трудовых мигрантов в Сахалинской области, прежде всего русскоговорящих из стран СНГ. При этом, на взгляд автора, было бы целесообразно определить на региональном уровне перечень специальностей, по которым возможен завоз мигрантов из других стран.

     Данное  решение может служить серьезным  экономическим рычагом в процессе повышения роста РВП. При этом объем иммиграции, как внутренней, так и внешней, должен иметь масштабы, достаточные для поддержания постоянной численности трудоспособного населения.

     В Сахалинской области по инициативе бывшего губернатора И. П. Малахова разработана стратегия развития на период до 2020 года. В основу стратегии положена миссия Сахалинской области, сформулированная с учетом ее геополитического положения, потенциальных направлений развития – «Представление и защита интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

     В связи с проведением в Сахалинской  области крупномасштабных работ по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2», а также подготовкой проектов «Сахалин-3», «Сахалин-4, 5» на рынке труда остается актуальной проблема укомплектования вакантных рабочих мест высококвалифицированными кадрами, владеющими международными сертификатами, особенно при выполнении заказов с использованием зарубежных технологий, эксплуатацией высокотехнологического оборудования, не имеющего аналогов в России.

     В качестве примера можно привести филиал японской компании с ограниченной ответственностью «Ниппон Экспресс Ко., ЛТД», которая производит доставку и монтаж на строительстве завода СПГ в пос. Пригородное уникального специализированного оборудования, в том числе кранов грузоподъемностью 200, 450 и 800 тонн, трейлеров грузоподъемностью 1200 тонн. При подборе кадров для предприятий служба занятости столкнулась с таким явлением, которое, перефразируя американский термин «полураспад компетентности», можно было бы охарактеризовать как «полураспад профессионализма». Для трудоустройства в компанию специалистов по подъемно-транспортному оборудованию потребовалась их длительная дополнительная подготовка.

     Совершенствуются  и расширяются формы работы службы занятости с компаниями, ведущими работы по шельфовым проектам. В  районах области проводятся специализированные ярмарки вакансий, в которых участвуют жители Сахалинской области, а также граждане, прибывшие из других регионов России.

     Управлением ФГСЗН по Сахалинской области  совместно с центром занятости  города Южно-Сахалинска в апреле 2009 года в гарнизонном Доме офицеров была проведена областная интерактивная ярмарка вакансий, которая стала новым для Сахалинской области проектом, обеспечившим эффективное содействие в рациональном использовании трудовых ресурсов и организации прямого диалога между работодателями и соискателями вакантных мест.

     Участниками стали 30 крупнейших компаний Сахалинской области, в том числе работающих на континентальном шельфе Сахалина, ведущие предприятия г. Южно-Сахалинска, представляющие городскую инфраструктуру. Ярмарку посетили более семисот человек.

     Использование сети Интернет позволило принять  участие в ярмарке жителям всех городов и районов области. В режиме он-лайн на ярмарку поступило более 500 резюме граждан, ищущих работу или желающих ее сменить, которые переданы в компании, заявившие о потребности в кадрах.

     По  итогам работы ярмарки около 300 человек  приглашены в отделы кадров предприятий и организаций для собеседования, из них смогли решить вопрос трудоустройства 122 человека. 250 человек получили направления на работу у специалистов центра занятости г. Южно-Сахалинска.

     18 мая 2009 года в рамках четвертой специализированной выставки «Сахалин Строй Экспо», организованной при содействии и участии аппарата представителя президента в Дальневосточном федеральном округе, администрации Сахалинской области, Управление занятости провело специализированную ярмарку вакансий для строительных организаций. Услугами службы занятости воспользовались около 500 человек жителей острова и граждан из других регионов России, ближнего зарубежья.

     По  итогам проведения ярмарки управление ФГСЗН по Сахалинской области  награждено Дипломом в номинации «За высокий уровень деловых контактов».

     Продолжая практику предыдущих лет, в интерактивном  формате управление занятости провело  I этап акции «Шанс молодым» 2009 года.

     Участниками акции стали около 200 выпускников  пяти сахалинских вузов.

     Работодатели провели предварительное собеседование с кандидатами на вакантные должности и отобрали около 60 резюме для дальнейшего рассмотрения в своих организациях. По итогам проведенной работы 22 выпускника смогли получить желаемое место работы до окончания учебного заведения. 28 июня в гарнизонном Доме офицеров в Южно-Сахалинске состоялся II этап акции «Шанс молодым». 20 организаций различных видов экономической деятельности и форм собственности заявили вакансии свободных должностей, которые могут быть замещены молодыми специалистами. Более 100 выпускников высших учебных заведений приняли участие в самопрезентации, из них 82 молодых специалиста были отобраны работодателями для решения вопроса об трудоустройстве.

     По  итогам двух этапов акции «Шанс молодым» 300 выпускников приняли участие в мероприятиях, предприятиям передано 142 резюме соискателей, более ста человек отобраны работодателями.

     В службу занятости поступили заявки на подбор 2700 рабочих по различным специальностям.

     Иностранным компаниям, российским предприятиям, работающим в рамках шельфовых проектов, направлено более 2,5 тысячи резюме, анкет соискателей на заявленные вакантные рабочие места и должности специалистов, по которым также идет отбор.

     Несмотря  на жесткий отбор среди претендентов, высокие квалификационные требования, около 11 тыс. жителей Сахалинской области смогли найти работу на предприятиях, занятых в шельфовых проектах. Всего на предприятиях, работающих по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2»,трудятся 29,6 тысячи человек.

     В условиях нормально развивающейся экономики сфера занятости населения является сферой реализации способностей, знаний и умений человека, адекватно отражается на качестве его жизни.

     Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть  в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

     Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда  это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

     Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда  в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

     В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

     В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Информация о работе Анализ состояния и пути регулирования безработицы в Российской экономике