Анализ состояния и пути регулирования безработицы в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Согласно данным статистики можно утверждать, что численность экономически активного населения в период с конца 1993 года по октябрь 1997 год уменьшилась на 2,4 млн. человек и составила 49% общей численности населения России. Такие факторы как отмена обязательной занятости в производстве, обретение людьми права свободно решать, вступать им или нет в отношения на рынке труда, оказали заметное влияние на решение многих людей, находящихся в категории занятых (прежде всего женщин), выйти из состава рабочей силы.

Файлы: 1 файл

анализ состояния труда в сах обл. вкр.doc

— 545.00 Кб (Скачать)
 

     Таблица

     Показатели  трудовых ресурсов (в среднегодовом  исчислении) 
 

     Наиболее  сложное положение на рынке труда  Сахалинской области наблюдалось в период с 2003 по 2008 годы. Оно было обусловлено нестабильным состоянием экономики и социально-трудовой сферы, неравномерными колебаниями безработицы. В условиях спада производства предприятия оставляли наиболее квалифицированные и мобильные работники.

     Наибольший  пик безработицы был зарегистрирован  в 1 квартале 2009 года. Тогда около 20 тысяч человек были официально зарегистрированы в качестве безработных, а уровень регистрируемой безработицы в области составил 6,2%. Общая безработица, рассчитанная по методике МОТ, превышала официально зарегистрированную в 3 раза и достигала 19%. Сахалинская область попала в пятерку регионов России с самым высоким уровнем безработицы. В этот период численность обратившихся в службу занятости за консультациями, помощью в трудоустройстве, профессиональной подготовке составила 192,3 тысячи человек.

     Для регулирования процессов занятости  на рынке труда, обеспечения полной и эффективной занятости населения  расширяются партнерские отношения между работодателями, государственными и муниципальными структурами, внедряются новые приоритетные направления в деятельности центров занятости населения, осуществляются мероприятия активной политики занятости областной программы содействия занятости населения, имеющей статус областного закона.

     С целью выработки согласованных  решений по реализации мероприятий, включенных в программу содействия занятости населения, в районах области действуют городские и районные комитеты, активно работают клубы работодателей и общественные комиссии, созданные при сельских администрациях. Вопросы реализации этих мероприятий рассматриваются на заседаниях Коллегии управления занятости с участием заинтересованных ведомств.

     Позитивные  перемены со второй половины 2009 года, связанные с началом реализации инвестиционных шельфовых проектов, восстановлением и созданием новых рабочих мест, расширенной организацией временных, общественных работ, способствовали улучшению положения на рынке труда.

     Росла численность занятых в экономике  области, сокращались размеры неполной занятости, общее и официально зарегистрированное количество безработных.

     В конце августа 2009 года уровень регистрируемой безработицы стал самым низким в Дальневосточном федеральном округе (по ДФО – 3,4%) и в два раза ниже, чем в среднем по России, составив 1,2%.

     Общая численность занятых в экономике  области увеличилась до 282 тысяч  человек (93% ЭАН). Наибольший рост численности  работающих отмечается на предприятиях промышленности, в строительстве, нефтегазовой отрасли, на транспорте и в связи.

     Приоритет развития экономики области принадлежит  компаниям, подрядным и субподрядным организациям, работающим по инвестиционным проектам освоения сахалинского шельфа, где в конце июня 2006 года принимали участие 17,3 тысячи человек. На престижных объектах, участвующих в реализации шельфовых проектов «Сахалин – 1» и «Сахалин – 2», сегодня находят высокооплачиваемую работу квалифицированные работники сельского и жилищно-коммунального хозяйства, других организаций обслуживающей сферы, уволившиеся с этих предприятий из-за тяжелых условий труда, несвоевременных выплат зарплаты и низких ее размеров.

     Менее квалифицированные специалисты  обращаются за содействием в трудоустройстве в службу занятости населения (приложение Б).

     Среди клиентов службы занятости населения (по состоянию на 01.07.2009 г.):

  • почти половина – женщины;
  • 39,3 % – молодежь в возрасте 16-29 лет;
  • 30 % – граждане, уволенные по собственному желанию;
  • каждый пятый – учащийся, претендовавший на временную занятость;
  • каждый четвертый – не работавший более года.

     Возросшая активность сотрудничества службы занятости  с работодателями позволила к 2009 году увеличить в 4 раза численность предприятий, предоставляющих сведения в государственные учреждения центры занятости населения, количество поступающих вакансий достигало 30 – 36,9 тысячи.

     В середине 2009 года в среднем на каждого незанятого гражданина приходится одна вакансия. Для сравнения: в критическом 2008 году на одну вакансию претендовали 37 человек. Заметно увеличился спрос на работников в сфере строительства, торговли, на рабочие кадры жилищно-коммунального и сельского хозяйства, специалистов нефтегазовой отрасли.

     Общая численность граждан, трудоустроенных  на постоянные и временные рабочие места по всем программам активной политики занятости, в последние годы составляла около 24 тысяч человек в год (в 2005 г. – 23,4 тысячи чел.), или 70 – 75 % от числа обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости. При этом каждый второй трудоустраивается в десятидневный срок со дня обращения в службу занятости, средний период поиска работы составляет 3,5 месяца Состав граждан, поставленных на учет за содействием 
в трудоустройстве.
 
 

Наименование  
показателей
2003 г., факт 2004 г., факт 2005 г., факт 2006 г., факт 2007 г., факт 2008 г., факт 1п/г, 2009 г., факт Спра-вочно, 1п/г, 
2008 г.
Поставлено  на учет- всего чел., из них: 31861 31920 34622 34563 34577 31271 17241 15597
Уволенные по сокращению штатов 4461 1496 956 708 574 654 316 347
обратившиеся  после длительного (более года) перерыва в работе 3774 8336 8797 8406 8049 8119 4046 3823
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время 2658 4122 5225 6714 6383 5366 3847 2858
 

     Таблица

     Состав  граждан, поставленных на учет за содействием 
в трудоустройстве

     В рамках совершенствования и развития системы социального партнерства, одним из элементов которого является сотрудничество службы занятости с работодателями и системой профессионального образования, в области проводится работа по действующим и заключаются новые Соглашения о сотрудничестве с компаниями, подрядными, субподрядными организациями, работающими по проектам освоения шельфа Сахалина.

     Изменение содержания труда влияет на профессиональные характеристики, на требования к квалификации рабочих и специалистов. Новые технологии рождают новые профессии, порою поглощая старые.

     По  оценкам специалистов, в течение  последних двух лет в Сахалинской области растет число граждан, прибывающих в целях осуществления трудовой деятельности.

     По  данным Управления федеральной миграционной службы России по Сахалинской области, в 2006 году оформлено и выдано 6636 разрешений на работу, 193 работодателя активно привлекают и используют труд 11627 иностранных граждан.

     Иностранная рабочая сила привлекается из 64 стран  мира, в том числе из 10 государств СНГ. Основными поставщиками рабочих и специалистов являются Турция, США, Великобритания, КНДР, Тайланд, Филлипины, Киргизия и другие.

     В рамках года России в Китае и в  целях реализации национального  проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»  Управление федеральной государственной службы занятости населения по Сахалинской области при участии департамента образования и комитета международных внешнеэкономических связей Сахалинской области заключило Соглашение о сотрудничестве с ООО «Китайская гражданская инженерная строительная корпорация». Это крупное государственное предприятие, насчитывающее 10 тысяч человек. В настоящее время корпорация выиграла конкурс на строительство в Алжире Красной дороги, общей стоимостью 67 млрд. рублей., в Турции – строительство железной дороги, стоимостью 1 млрд. 200 млн. долларов. Также планируется строительство жилого микрорайона в г. Южно-Сахалинске. Стажировка в этой корпорации имела большое практическое значение.

     Чтобы наглядно увидеть, как организуется строительство международного уровня, используются новые технологии, сравнить с тем, что имеется в области, служба занятости стала инициатором стажировки в городе Пекине мастеров производственного обучения, руководителей учебных заведений профессионального образования, готовящих специалистов строительных специальностей. Стажировка проходила на объектах материнской компании ООО «Китайская гражданская инженерно-строительная корпорация – "China Civil Engineering Contraction Corporation"».

     В течение 10 дней сахалинцы знакомились  с объектами строительства – гостиницы, торговые центры, жилые микрорайоны, изучали новые строительные технологии для последующего обучения им учащихся профлицеев по профессии «мастер отделочных строительных работ». Много внимания здесь уделяется качеству работы и технике безопасности. Курсы по обучению работников правилам техники безопасности длятся от недели до 1 месяца.

     Очень развит в Китае институт наставничества. У каждого опытного специалиста  по два-три ученика. По таким профессиям как сварщик, сборщик лесов раз в год проходит переобучение. Работы идут по четкому сетевому графику, срывов практически не бывает.

     Высвобождение рабочих после завершения строительства  не происходит, так как корпорация имеет до 20 тысяч объектов и рабочие кадры требуются постоянно. Всем членам сахалинской группы было чему поучиться. Во время поездки рассматривались вопросы найма работников, профессиональной подготовки, высвобождения. Сотрудничество с китайской компанией будет продолжено. В настоящее время прорабатывается вопрос трудоустройства на стажировку выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования Сахалинской области.

     Нехватка  человеческих ресурсов в ближайшие  годы может стать одной из основных проблем, сдерживающих развитие экономики. Начиная с 2007 года в трудоспособный возраст вступит поколение 90-х годов рождения, когда уровень рождаемости значительно снизился. Увеличится доля лиц старше трудоспособного возраста, возрастет число пенсионеров, сократится численность экономически активного населения.

     Сахалинская область отчасти уже ощутила  «кадровый голод». Поэтому задачи развития потенциальных способностей граждан к труду, к получению знаний, повышению квалификации на протяжении всей трудовой жизни должны стать приоритетными.

     Пополнение  демографического ресурса населения возможно посредством использования трудовых мигрантов в Сахалинской области, прежде всего русскоговорящих из стран СНГ. При этом, на взгляд автора, было бы целесообразно определить на региональном уровне перечень специальностей, по которым возможен завоз мигрантов из других стран.

     Данное  решение может служить серьезным  экономическим рычагом в процессе повышения роста РВП. При этом объем иммиграции, как внутренней, так и внешней, должен иметь масштабы, достаточные для поддержания постоянной численности трудоспособного населения.

     В Сахалинской области по инициативе бывшего губернатора И. П. Малахова разработана стратегия развития на период до 2020 года. В основу стратегии положена миссия Сахалинской области, сформулированная с учетом ее геополитического положения, потенциальных направлений развития – «Представление и защита интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе». 

Информация о работе Анализ состояния и пути регулирования безработицы в Российской экономике