Анализ состояния и пути регулирования безработицы в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Согласно данным статистики можно утверждать, что численность экономически активного населения в период с конца 1993 года по октябрь 1997 год уменьшилась на 2,4 млн. человек и составила 49% общей численности населения России. Такие факторы как отмена обязательной занятости в производстве, обретение людьми права свободно решать, вступать им или нет в отношения на рынке труда, оказали заметное влияние на решение многих людей, находящихся в категории занятых (прежде всего женщин), выйти из состава рабочей силы.

Файлы: 1 файл

анализ состояния труда в сах обл. вкр.doc

— 545.00 Кб (Скачать)

    2. Анализ состояния  и пути регулирования  безработицы в  Российской экономике

    2.1.Характеристика  состояния Российского  рынка труда на  современном этапе

     Согласно  данным статистики можно утверждать, что численность экономически активного населения в период с конца 1993 года по октябрь 1997 год уменьшилась на 2,4 млн. человек и составила 49% общей численности населения России. Такие факторы как отмена обязательной занятости в производстве, обретение людьми права свободно решать, вступать им или нет в отношения на рынке труда, оказали заметное влияние на решение многих людей, находящихся в категории занятых (прежде всего женщин), выйти из состава рабочей силы.

     Преобладание  в трудовой сфере латентных процессов.

     «Непрозрачность»  трудовой сферы является на сегодняшний день одной  из самых важных проблем, решение которой необходимо разрабатывать как можно быстрее. Наблюдается высокий уровень нерегистрируемой занятости, в том числе вторичной, и скрытой безработицы, скрытая занятость среди полностью и частично безработных, а также неофициальные выплаты заработной платы «черным налом», разного рода «превращенные» формы оплаты труда (выплата з/п или ее части продукцией предприятия, создание условий для «левой» работы на оборудовании предприятия и т.д. ). Все это резко снижает уровень гарантий, которые должны предоставляться работнику и снижает его возможности легальной защиты своих прав.

     Сокращение  занятости

     С начала проведения реформ в области  экономики численность занятых  уменьшилась на 8,2 млн. человек, однако нужно заметить, что темпы такого сокращения по сравнению с темпами общего спада экономики по своим значениям гораздо ниже. Если с 1990 года по конец 1997 года объем ВВП в реальном выражении уменьшился на 37,2% (по другим источникам - на 40%), а объем промышленного производства - на 51%, то снижение занятости в промышленности, по данным официальной статистики, составило 23,2%, а в экономике в целом - 11%.

     Резкий  рост регистрируемой безработицы.

     В 1992-1997 гг. численность регистрируемых безработных увеличилась более  чем в три раза, а уровень регистрируемой безработицы в конце 1997 года составил 2,8%. Уровень безработицы, рассчитанный МОТ, повысился за рассматриваемый период почти в два раза и осенью 1997 года составил 9,1%.

     Увеличение  разрыва между регистрируемой и  общей безработицей.

     Наряду  с низким уровнем официальной  безработицы сохраняется большой разрыв между уровнем регистрируемой безработицы и уровнем безработицы, рассчитанной по методологии МОТ, который достиг к середине 1996 года 2,6 раза. На протяжении 90-х годов наблюдался достаточно быстрый рост безработицы. За период с 1992 года по 1996 год рост регистрируемых безработных составил более 400%, а регистрируемых незанятых - 290%.

     Усиление  межрегиональной дифференциации уровней  безработицы.

     Сохраняется значительная дифференциация размеров безработицы по регионам (от 0,5% (0,8%) в Москве до 23% в республике Ингушетия) при увеличении доли регионов, перешедших 5%-ный уровень регистрируемой безработицы (с 1994 года по 1996 год их число возросло в 6,5 раз).

     Усиление  внутрирегиональной дифференциации уровней безработицы.

     Сложившаяся в период советской власти моноотраслевая ориентация районов явилась главной  причиной большого разрыва уровней  безработицы внутри одного региона. К примеру, в середине 1997 года в  Нижегородской области со средним уровнем  регистрируемой безработицы 3,0% минимальный уровень по районам составил 1,16%, а максимальный - 12,5%.

     Рост  масштабов скрытой безработицы.

     Эта категория охватывает работников:

-находящихся в вынужденных отпусках

-работающих по сокращенному графику по инициативе администрации ( в российской статистике такие категории работников рассматриваются как занятые, хотя во многих других странах люди, находящиеся в подобном положении, считаются безработными)

-не получающих заработную плату за свой труд (так как оплата труда - необходимая составляющая занятости по найму)

     По  расчетам статистики, общая численность  данной категории составляет не меньше 9,5 млн. человек.

     Рост  продолжительности безработицы.

     Только  по регистрируемым в службе занятости показателям доля безработных с периодом безработицы более одного года возросла с 9% в 1994 году до 15,7% в 1996. А с учетом того, что с момента потери работы до момента обращения в службу занятости проходит в среднем 3,7 месяца, длительность безработицы фактически, видимо, значительно больше, чем регистрируется официально. 

      пол
        2008г.
      2009 г.
      мужчины
          40 лет
      37 лет
      женщины
          35 лет
      33 лет
 

     Таблица

     Изменение социально-демографических характеристик  безработных.

     По  данным статистики в 2008 году женщины составляли 66% среди обратившихся на биржи труда, а в 2009 году их численность уменьшилась на 14%.

     Если  в 2008 году средний возраст обратившегося в службу занятости мужчины составлял 40 лет, а женщины - 35, то в 2009 году - соответственно 37 и 33 года. Несколько изменился и образовательный состав обратившихся в службы занятости безработных: сократилось число граждан с начальным образованием и увеличилось со средним специальным. Уровень образования безработных женщин по-прежнему остается более высоким, чем безработных мужчин.

     Проблемы  занятости, безработицы и заработной платы на современном этапе.

     Занятость в режиме неполного рабочего дня  или сокращенной рабочей недели, административные отпуска без сохранения содержания  или с частичной оплатой за последние несколько лет стали довольно частым явлением, имеющим место на многих российских предприятиях. При анализе данной проблемы  многие исследователи по-разному трактуют данный феномен: либо определяя его как неполную занятость, либо как скрытую безработицу. Можно предположить, что причина такого разногласия заключается в различных ориентирах для выработки краткосрочной или долгосрочной политики на рынке труда, в таком случае существуют две цели: превратить скрытую безработицу в открытую и тем самым охватить соответствующей поддержкой тех, кому она была недоступна в состоянии скрытой безработицы  или разрабатывать меры по снижению масштабов неполной занятости и стимулированию более полной и производительной занятости.

     Согласно  международной статистике «неполная  занятость имеет место, когда работа индивида неудовлетворительна с точки зрения определенных нормативов или другой возможной работы с учетом его квалификации (подготовки и опыта работы)». Существуют две формы неполной занятости: видимая и невидимая. Последняя форма занятости - больше аналитическое понятие, данное явление измеряется с большим трудом. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства.

     Согласно  методологии МОТ, в российских условиях данная категория включает:

-лиц, работающих «неполную рабочую неделю» или «неполный рабочий день» по условиям трудового договора в связи с тем, что не смогли найти работу на большее количество времени;

-лиц, переведенных на неполную рабочую неделю по инициативе администрации или работодателя или вынужденных перейти на данные условия работы по причине спада экономической активности.;

-лиц, находящихся в отпусках по инициативе администрации.

     Вышесказанное прекрасно доказывает тот факт, что люди, работающие в режиме сокращенного рабочего времени относятся именно к не полностью занятым. Однако может появиться сомнение по поводу тех, кто оправлен в отпуска по инициативе администрации. Однако временное отсутствие на работе из-за вынужденного отпуска не дает оснований называть человека безработным, так как важнейшим моментом в рассматриваемой случае является факт сохранения связи работника со свои рабочим местом. Данный подход абсолютно не противоречит нижеследующим международным критериям неполной занятости:

-получение заработной платы;

-возможность вернуться на работу после изменения определенных обстоятельств или наличие согласованной даты возвращения на работу;

-фиксация срока отсутствия на работе, которым в определенных случаях может быть тот срок, в течение которого работник получает компенсационные  выплаты.

     Отношения наемных работников (отправленных в вынужденные отпуска) с предприятием удовлетворяют второму критерию формальной связи с рабочим местом, а лиц, находящихся в частично оплачиваемых административных отпусках, - также и первому.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отличие от безработных работники, находящиеся в вынужденных отпусках, имеют рабочее место и возможность вернуться обратно на работу с полным рабочим днем. Исследования по данной проблеме показывают, что большинство работников с неполным рабочим днем в конце концов либо возвращаются на свое место работы на предприятие, либо за время административного отпуска находят работу в другом месте, не пополняя ряды безработных.

     Масштабы  неполной занятости.

     За  весь период статистического наблюдения за применением режима неполной занятости на крупных и средних предприятиях (с 2006 г.) наиболее значительные масштабы этого явления отмечены в 2007 году. В среднем в месяц в 2007 году в режиме неполного рабочего дня (недели) работали 6,7%  работников предприятий. Более 4,5% работников находились в административных отпусках. Всего за 2007 год в административных отпусках побывали 7,5 млн. человек. Суммарная продолжительность отпусков на одного работника, который был в отпуске, составила за год 40 дней. Более 43%  работников, имевших в 2007 году административные отпуска, не получали за период отпуска денежной компенсации.

     В 2007 году доля работников, переведенных на режим неполного рабочего дня или недели, увеличилась по сравнению с 2006 годом в 1,7 раза, доля работников, находящихся в вынужденных отпусках изменилась незначительно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что увеличение масштабов неполной занятости в основном обусловливалось расширением практики перевода рабочих на неполный рабочий день/неделю.

     В первом полугодии 2008 года в среднем в месяц численность не полностью занятых на предприятиях достигала 4,2 млн. человек.  59% данной численности работали неполный рабочий день/неделю по инициативе администрации и 41% находились в административных отпусках. В первом полугодии 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года сократилась доля лиц, не получавших за период вынужденного отпуска денежной компенсации.

     Регулирование неполной занятости на промышленных предприятиях.

     Рассмотрим  применение практики неполной занятости на предприятиях в качестве метода управления трудовыми ресурсами в условиях спада производства, а также процесс адаптации рабочих к возникшим обстоятельствам.

     Сокращенный рабочий день неделя или административный отпуск.

     Еще раз рассмотрим причины применение различных форм неполной занятости:

     -сокращение объема производства

     -кратковременные или долговременные остановки первоначально из-за сбоев в снабжении, затем из-за нехватки оборотных средств и проблем, связанных со сбытом продукции.

     Уже в начале 2002 года наблюдались первые случаи перевода работников на сокращенный рабочий день или неделю на исследуемых предприятиях. Данный процесс обычно происходит следующим образом: вначале руководство переводит рабочих на режим неполной рабочей недели, затем начинает использовать практику вынужденных отпусков.

     При работе в режиме неполного рабочего времени сохраняются, хотя гораздо в меньшей мере, чем раньше, условия для поддержания управляемости персоналом, в то время как при возвращении занятых на свои места работы после вынужденных отпусков у руководства возникают проблемы, связанные с налаживанием трудовой дисциплины. Также во время административного отпуска у людей появляется возможность найти другую работу, поэтому в результате применения данной практики как управления трудовыми ресурсами администрация просто теряет контроль над качественным составом персонала.

Информация о работе Анализ состояния и пути регулирования безработицы в Российской экономике