Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:45, курс лекций
1.5. СЕМЬЯ И ДОМОХОЗЯЙСТВО
1.5.1. Домохозяйство и его типы.
1.5.2. Жизненный цикл домохозяйства.
1.5.3. Решение домохозяйства о покупке; распределение ролей.
1.5.4. Потребительская социализация.
Введение………………………………………………………………… 5
1. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей ……… 7
1.1. Поведение потребителей и маркетинг………………………………. 7
1.1.1. Поведение потребителей: становление области знаний…………. 7
1.1.2. Маркетинг и потребитель………………………………………….. 8
1.1.3. Обмен……………………………………………………………… 9
1.2. Глобальные рынки и кросс-культурные вариации в поведении потребителей…………………………………………………………………. 11
1.2.1. Демография и структура глобальных рынков……………………. 11
1.2.2. Концепция культуры……………………………………………….. 12
1.2.3. Вариации в культурных ценностях……………………………….. 13
1.3. Социальная стратификация и социальный статус …………........... 16
1.3.1. Социальное положение и маркетинг……………………………… 16
1.3.2. Концепция социального класса……………………………………. 16
1.3.3. Сегментация рынка; особенности покупочных решений социальных классов…………………………………………………………….
19
1.4. Группы и групповые коммуникации……………………………… 20
1.4.1. Группы и их типы………………………………………………… 20
1.4.2.Референтные группы……………………………………………… 20
1.4.3.Влияние референтных групп на поведение потребителей……… 21
1.5. Домохозяйство и семья………………………………………………. 23
1.5.1. Домохозяйство и его типы…………………………………………. 23
1.5.2. Жизненный цикл домохозяйства………………………………… 23
1.5.3. Решение домохозяйства о покупке. Распределение ролей………. 26
1.5.4. Потребительская социализация…………………………………… 27
2. Внутренние факторы поведения потребителей…………………… 29
2.1. Восприятие …………………………………………………………… 29
2.1.1. Обработка информации и восприятие…………………………….. 29
2.1.2. Экспозиция………………………………………………………….. 30
2.1.3. Внимание……………………………………………………………. 31
2.1.4. Интерпретация……………………………………………………… 33
2.1.5. Память в восприятии……………………………………………….. 34
2.2. Обучение, память и позиционирование продукта …………………. 36
2.2.1. Сущность и методы обучения потребителей…………………….. 36
2.2.2. Основные характеристики обучения……………………………… 39
2.3. Мотивация, личность и эмоции …………………………………….. 41
2.3.1. Сущность мотивации………………………………………………. 41
2.3.2. Теории мотивации………………………………………………….
42
2.3.3. Личность…………………………………………………………….. 44
2.3.4. Эмоции……………………………………………………………… 47
2.4. Персональные ценности и жизненный стиль потребителей ………… 49
2.4.1. Персональные ценности…………………………………………… 49
2.4.2. Концепция жизненного стиля…………………………………… 50
2.4.3. Методы описания жизненного стиля…………………………… 51
2.5. Знание и отношение …………………………………………………. 55
2.5.1. Содержание знания потребителя…………………………………. 55
2.5.2. Отношение и его компоненты……………………………………. 56
2.5.3. Изменение отношения…………………………………………….. 57
3. Процесс принятия решения потребителями ……………………… 60
3.1. Ситуационные факторы в принятии покупательских решений ….. 60
3.1.1. Типы ситуаций……………………………………………………… 60
3.1.2. Факторы ситуационного влияния…………………………………. 61
3.2. Процесс потребительских решений ………………………………… 63
3.2.1. Сущность и этапы процесса потребительского решения………... 63
3.2.2. Типы процессов решений………………………………………….. 64
3.3. Осознание потребности и информационный поиск ……………….. 67
3.3.1. Процесс осознания потребности…………………………………... 67
3.3.2. Осознание проблемы и маркетинговые решения………………… 67
3.3.3. Информационный поиск…………………………………………… 69
3.4. Оценка и выбор альтернатив ……………………………………….. 71
3.4.1. Процесс оценки и выбора альтернатив…………………………… 71
3.4.2. Правила решений…………………………………………………… 72
3.4.2.1. Некомпенсационные правила решения…………………………. 72
3.4.2.2. Компенсационные правила решения……………………………. 73
3.4.3. Маркетинговое применение правил решения……………………. 74
3.5. Покупка ………………………………………………………………. 76
3.5.1. Покупочные намерения и типы покупок…………………………. 76
3.5.2. Выбор источника и предмета покупки……………………………. 76
3.5.3. Внутримагазинные факторы покупки…………………………….. 78
4. Поведение потребителей: организации и общество ……………... 81
4.1. Процессы после покупки ……………………………………………. 81
4.1.1. Послепокупочный диссонанс……………………………………… 81
4.1.2. Потребление………………………………………………………… 82
4.1.3. Избавление………………………………………………………… 83
4.1.4. Оценка покупки…………………………………………………… 84
4.2. Организационное покупательское поведение …………………….. 86
4.2.1. Сущность и масштаб организационных рынков…………………. 86
4.2.2. Специфика и модель организационного покупательского поведения………………………………… 86
4.2.3. Факторы организационного стиля. Покупающий центр………… 88
4.3. Консюмеризм, этика и социальная политика ……………………… 91
4.3.1. Консьюмеризм, государственное регулирование и бизнес……… 91
4.3.2. Права потребителей и маркетинг………………………………….. 92
Заключение………………………………………………………………. 94
Список литературы……………………………………………………… 95
- методы структуризации общих потребностей;
- систему методов изучения и прогнозирования будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителей;
- модели покупательского поведения и факторы, влияющие на него;
- последовательность проведения анализа возможностей освоения рынка;
- современные концепции, подходы и методы управления поведением потребителей на рынке товаров, услуг, идей;
уметь:
- определять структуру удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей потребителей;
- выявлять факторы, влияющие на изменение запросов и предпочтений
и на поведение потребителей на рынке в целом;
- выявлять причины возникновения неудовлетворенных потребностей;
-моделировать покупательское поведение, подводя потребителя к принятию решения о покупке.
Повышение эффективности процесса обучения при изучении курса «Поведение потребителей» обеспечивается за счет углубленного изучения материалов не только на лекционных, но и на семинарских занятиях, в процессе разбора конкретных ситуаций и проведения деловых игр.
Список литературы
1. |
Алешина, И. В. Поведение потребителей: учебник / И. В. Алешина. - М.: Экономистъ, 2006. - 524 с.: ил. - Homo faber. |
2. |
Альбеков, А.У. Воздействие основных коммуникационных составляющих маркетинга на поведение потребителей [Текст] : [монография] / А. У. Альбеков, Т. Б. Ерохина; Ростовский гос. экономический ун-т "РИНХ". - Ростов-на-Дону : РГЭУ "РИНХ", 2009. |
3. |
Антоненко, В.В. Поведение потребителей: учебно-методическое пособие / В. В. Антоненко; Волгоградский гос. ун-т. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. |
4. |
Беленов, О.Н. Поведение потребителей : [Факторы. Процессы. Модели] : Учеб. пособие по специальности "Маркетинг" / О. Н. Беленов, Л. И. Стадниченко. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. |
5. |
Блэкуэлл, Р.Д. Поведение потребителей: [учебник] / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел; [пер. с англ.]. - Москва: Питер, 2007 (Санкт-Петербург : ОАО «Техническая книга»). - 621с. - Теория и практика менеджмента. |
6. |
Буторина, И. А. Поведение потребителей : учеб. пособие / И.А. Буторина; Байкальский гос. ун-т экономики и права. Ч. 1,2. - 2006 (Иркутск : ИПО БГУЭП). |
7. |
Васильев, Г.А. Поведение потребителей: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 061500 "Маркетинг" / Г. А. Васильев. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. |
8. |
Гембл, П.и др. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. / Гембл П.и др., Стоун М., Вудкок Н. - М.: ГРАНД, 2002. - 512 с. |
9. |
Голиков, В.Д.. Поведение потребителей : учеб. пособие по специальности "Маркетинг" / В. Д. Голиков; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: Уфим. гос. авиац. техн. ун-т, 2005 (Уфа : Уфимский полиграфкомбинат). |
10. |
Гунбина, С.Г. Поведение потребителей : учеб. пособие / Гунбина С. Г.; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск : Ульян. гос. техн. ун-т, 2004 (Ульяновск : Тип. УлГТУ). |
11. |
Дашков, И. А. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов / И. А. Дашков. - М.: Дашков и К, 2008. - 279 с. |
12. |
Драганчук, Л. С. Поведение потребителей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080111 "Маркетинг" / Л. С. Драганчук. - Москва : ИНФРА-М, 2011. |
13. |
Дубровин, И.А. Поведение потребителей : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / И. А. Дубровин ; Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». - Москва : Дашков и Кº, 2010. |
14. |
Жилкина, М.С. Психология рекламы и поведение потребителей : индивидуально-типологический подход : монография / М. С. Жилкина. - Москва : Компания Спутник+, 2009. |
15. |
Журавлев, Г.Т. Эмтиология (наука о поведении потребителей): учебное пособие / Г. Т. Журавлев ; Российская акад. предпринимательства. - Москва : Российская акад. предпринимательства, 2008. |
16. |
Захарова, И.В. Поведение потребителей: учебно-практическое пособие / И. В. Захарова ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Ульяновский гос. технический ун-т, Ин-т дистанционного образования. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. |
17. |
Зозулёв, А.В. Поведение потребителей : учеб. пособие / А. В. Зозулёв. - Киев: Знання, 2004. |
18. |
Зубец, А.Н. Маркетинг на финансовых рынках. Поведение потребителей : Учеб. пособие / А.Н. Зубец. - М. : Приор, 2002. |
19. |
Ильин, В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб.: «Питер», 2000. |
20. |
Костина, Г.Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг : учебное пособие по специальности "Маркетинг" / Г. Д. Костина, Н. К. Моисеева; под ред. Н. К. Моисеевой. - Москва : Изд-во ОМЕГА-Л, 2008. |
21. |
Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. - Спб.: Питер, 2003. - 749 с. |
22. |
Котлер, Ф. Основы маркетинга / Котлер, Ф., Армстронг, Г. - 9-е изд. - М.: Вильямс, 2003. - 1200 с. |
23. |
Кретов, И. И. Организация маркетинга на предприятии. / И. И. Кретов. - М.: Юрист, 2001. - 96 с. |
24. |
Лопатинская, И.В. Поведение потребителей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / И. В. Лопатинская, И. О. Лопатинский ; Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова. - Москва : Изд-во Российской экон. акад., 2008. |
25. |
Лыгина, Н.И. Поведение потребителей: учеб. для вузов. - М.: ФОРУМ-Инфра-М, 2005. - 207 с. - Профессиональное образование. |
26. |
Лясников, Н.В. Формирование поведения потребителей как фактор устойчивости предприятия / Н. В. Лясников. Москва : Наука и образование : Российская Акад. предпринимательства, 2008. |
27. |
Малыхин, В.И. Социально-экономическая структура общества: Мат. моделирование: Учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Малыхин. М.: ЮНИТИ, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). |
28. |
Мамаева, Л.Н. Экономическое поведение потребителей в условиях кризиса / Л. Н. Мамаева ; под общ. ред. Н. И. Гвоздевой. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2009. |
29. |
Меликян, О.М. Поведение потребителей: учеб. пособие. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 257 с. |
30. |
Наумов, В.Н. Поведение потребителей : Учеб. пособие / В.Н. Наумов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. маркетинга. СПб. : Изд-во C.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002. |
31. |
Наумов, В.Н. Поведение потребителей в маркетинговых системах : Учеб. пособие / В. Н. Наумов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2003. |
32. |
Пидкасистый, А. П. Экономическое поведение потребителей: Какая теория поможет прогнозировать спрос? / А.П. Пидкасистый. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 219 с.:ил. |
33. |
Поведение потребителей фармацевтических товаров и услуг: Учеб. пособие для провизоров и фармацевтов / Л.И. Гарбузова, Н.И. Забалуева, Л.М. Манойлова, О.Л. Миронова. - СПб. : ИД СПбМАПО, 2003 (Тип. ИД СПбМАПО). |
34. |
Поведение потребителя. Практикум: Учеб. пос. для вузов. - Мн.: Новое знание, 2002. - 123 с. |
35. |
Полякова, Н.В. Поведение потребителей на рынке авиационных перевозок / Н. В. Полякова, А. С. Зудин. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. |
36. |
Просветов, Г.И. Поведение потребителей: задачи и решения : учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. - Москва : Альфа-Пресс, 2010. |
37. |
Романова, И.М. Поведение потребителей (в схемах, рисунках, таблицах): учебное пособие / И. М. Романова; Тихоокеанский гос. экономический ун-т. - Владивосток : Изд-во ТГЭУ, 2007. |
38. |
Ростовцева, Л.И. Поведение потребителей и потребительская культура / Л. И. Ростовцева; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Центр обществ. наук. Социол. фак. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. |
39. |
Сачук, Т.В. Поведение потребителей в территориальном маркетинге : монография / Сачук Т. В.; Карел. науч. центр РАН, Ин-т экономики. - Петрозаводск : [Карел. науч. центр РАН], 2005. |
40. |
Селезнев, В.Н. Рекламные коммуникации и управление экономическим поведением российских потребителей: научная монография / В. Н. Селезнев; Нац. ин-т бизнеса. - Москва: Нац. ин-т бизнеса, 2009. |
41. |
Сергеев, А. М. Поведение потребителей: решающий фактор успешной маркетинговой компании : учеб. пособие / А. М. Сергеев, Е. А. Бойченко. - М.: Eksmo Education, 2006. - 316с. - Полный курс МВА. |
42. |
Соломон, М. Р. Поведение потребителей : Искусство и наука побеждать на рынке / Майкл Р. Соломон; Под ред. Момота В. Е. - М.[и др.] : ДиаСофт, 2003. |
43. |
Старикова, М.С. Поведение потребителей : учебное пособие для студентов специальности 080111 - Маркетинг / М. С. Старикова, Т. Н. Пономарева; Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2009. |
44. |
Федько, Н.Г. Поведение потребителей : Учеб. пособие для студентов вузов / Н.Г. Федько, В.П. Федько; Под общ. ред. В.П. Федько и И.И. Саввиди. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. |
45. |
Фоксол, Т. и др. Психология потребителя в маркетинге. – СПб.: «Питер», 2001. |
46. |
Энджел, Д. Ф. и др. Поведение потребителей (пер. с англ.) – СПб.: «Питер», 2000. |
47. |
Ярушева, С.А. Поведение потребителей : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 (061500) - Маркетинг / С. А. Ярушева. - Челябинск : РГТЭУ, 2006 (Челябинск : Тип. Урал. гос. ун-та физической культуры). |
48. |
Hanna, N., Wozniak, R. Consumer Behavior: An Applied Approach. Preutice Hall, 2000.-586 p. |
49. |
Marshall Chris. Mastering: International trade. – Palgrave Macmillan, 2003. – 254 p. |
50. |
Mowen, J.C., Minor, M. Consumer Behavior: A Framework. I-st ed. Prentice Hall, 2000. - 352 p. |
51. |
Solomon, M. R. Consumer Behavior: Buying, Having and Being. Prentice Hall College Div., 2000. |