Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:24, контрольная работа
Поведение потребителей определяется как действия, предпринимаемые людьми при приобретении, потреблении товаров и услуг и избавлении от них. Другими словами, поведение потребителей принято считать наукой о том, ≪почему люди покупают≫, — в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему люди покупают определенные продукты или марки.
В определение поведения потребителей включены три базовых вида действий — приобретение, потребление и избавление.
2. Поведение потребителей определяется как действия, предпринимаемые людьми при приобретении, потреблении товаров и услуг и избавлении от них. Другими словами, поведение потребителей принято считать наукой о том, ≪почему люди покупают≫, — в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему люди покупают определенные продукты или марки.
В определение поведения потребителей включены три базовых вида действий — приобретение, потребление и избавление.
• Приобретение — это действия, ведущие к покупке и включающие покупку или заказ продукта. Некоторые из этих действий включают поиск информации, касающейся особенностей продукта и выбора, оценку альтернативных продуктов или марок и собственно покупку. Аналитики поведения потребителей изучают эти типы поведения, включая то, как потребители совершают покупки — посещают ли они специализированные магазины, торговые центры или пользуются Интернетом? Другие вопросы могут касаться того, как потребители расплачиваются за продукты (наличными или по кредитной карте), покупают ли они продукты для подарка или самим себе, вывозят ли они покупки самостоятельно или пользуются службой доставки, где они добывают информацию о продуктах и альтернативных магазинах и как торговые марки влияют на выбор продукта.
• Потребление — это то, как, где, когда и при каких обстоятельствах потребители используют товары. Например, к вопросам потребления относятся решения относительно того, используют ли потребители товары дома или в офисе. Используют ли они товары в соответствии с инструкциями, так, как было задумано, или они нашли свой уникальный способ использования товаров? Опыт использования товара имеет развлекательный или чисто функциональный смысл? Используют ли продукт полностью до стадии освобождения или некоторая его часть никогда не используется?
• Освобождение — это то, как потребители избавляются от товара и упаковки. Аналитики могут исследовать поведение потребителей с экологических позиций: как потребители избавляются от упаковки или остатков товара? могут ли товары биологически разлагаться? могут ли они быть подвергнуты переработке? Возможно также, что потребители захотят продлить жизнь некоторых товаров, отдав их детям, пожертвовав благотворительным магазинам или продав через Интернет.
Эти три вида действий отражены на рис. 1.1, где видно, сколь много различных переменных влияет на процесс поведения потребителей. Каждый из этих факторов влияния будет рассмотрен в книге; здесь они представлены, чтобы продемонстрировать, сколь ≪индивидуальным и уникальным≫ может быть поведение потребителей, и показать, как эти факторы влияния могут объяснить, почему вы
или Карлос принимаете потребительские решения.
Поведение потребителей также может быть определено как сфера исследований, в центре внимания которой находятся действия потребителей. По мере развития направления в изучении поведения потребителей изменялся и предмет изучения. Исторически изучение потребительского поведения фокусировалось на поведении покупателя, или на том, ≪почему люди покупают≫. Не так давно исследователи и практики сосредоточились на анализе потребления, который связан не только с тем, почему и как люди осуществляют покупки, но и с тем, почему и как они используют товары. Анализ потребления — более широкая концептуальная схема, нежели покупательское поведение, поскольку рассматривает факторы, возникающие после совершения процесса покупки. Эти факторы зачастую оказывают влияние на покупки людей и на удовлетворение, получаемое ими от своих приобретений.
Поведению потребителей должно уделяться первоочередное внимание в каждом элементе маркетинговой программы фирмы. Это ключевое понятие маркетинговой концепции — процесс планирования и разработки, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для стимулирования обмена, позволяющего добиться целей, стоящих перед индивидами и организациями.
Ключевой элемент маркетинга — это осуществляемый рыночным субъектом обмен чего-либо, обладающего такой ценностью, что потребитель заплатит за него цену, соответствующую потребностям и целям продавца. Степень удовлетворенности потребителя обменом зависит от того, насколько он удовлетворен потреблением приобретенного товара, а также от соответствия результата затраченным деньгам. Потребители хотят платить лишь за те товары и услуги, которые удовлетворяют их нужды; обмен едва ли состоится, если фирма не вполне понимает, как покупатели потребляют или используют определенный товар.
Потребление — это ключ к пониманию того, почему потребители покупают товары. Когда появились первые беспроводные телефоны со встроенными фотокамерами, фотографии, сделанные ими, имели низкое разрешение, к тому же ими пользоваться было затруднительно. Поэтому покупатель медленно принимал эти
модели, а объемы сбыта не соответствовали ожиданиям. Однако когда производители начали выпускать телефоны с камерами, которые могли обеспечить высокое разрешение снимков, которые можно было с легкостью отсылать друзьям и родственникам, потребители стали избавляться от своих старых телефонов и начали больше использовать сеть. Заметив, что телефоны со встроенными камерами часто использовались на рок-концертах, производители предложили возможность производить аудио-запись, чтобы потребители могли одновременно пересылать и фотографии, и музыку. Когда цифровые камеры стали продаваться в большем количестве, чем традиционные пленочные камеры, в Kodak заметили,
что продажи фотопленок, которые приносят существенную долю прибылей компании, резко пошли на убыль. После того, как фирма в течение десятков лет продвигала ≪мгновения Kodak≫, теперь в целях возрождения сбыта этих ≪мгновений≫ она представила персональные принтеры, позволяющие создавать цифровые снимки удобно и доступно, чтобы потребители могли передавать своим друзьям и родственникам снимки не только через Интернет, но и на бумаге. Целью Kodak было повышение прибыльности от продаж оборудования и фотобумаги взамен снижающегося сбыта пленки.
Иногда для потребителей то, как товар упакован, столь же важно, как и сам товар. Компании Procter & Gamble было известно, что покупка потребителями стирального порошка в больших коробках в магазинах-складах типа Sam's Club и Costco была выгодна и для производителя (продажа большего количества товара), и для потребителя (меньшие затраты). Однако когда потребители попытались пользоваться этими большими коробками, многие из них столкнулись с тем, что эти упаковки были слишком высоки и не помещались на полки в ванных комнатах, в результате чего некоторые покупатели перестали приобретать данный бренд. Для решения этой проблемы в Procter & Gamble изменили пропорции коробок, сделав их более низкими и широкими. Новые коробки вмещали такое же
количество порошка, но при этом соответствовали ситуации потребления, в результате чего степень удовлетворения и лояльность потребителей увеличились.
3.История изучения потребительского поведения.
Первые попытки
разработки теории потребления связаны
с целым рядом ключевых фигур
обществоведения XIX-XX веков. К.Маркс
выдвинул идею товарного фетишизма.
Американец Т. Веблен в конце XIX в. предложил
теорию показного (престижного) потребления.
Немецкий социолог Г. Зиммель выдвинул
ряд ключевых идей теории моды. Немецкий
социолог и экономист В. Зомбарт предложил
концепцию роскоши. Другой немецкий социолог
М. Вебер сформулировал концепцию статусных
групп и протестантской этики. Эти имена
часто цитируются в исследованиях потребления.
Более конкретные исследования поведения
потребителей появились позже. Логика
возникновения этого направления примерно
такова: экономическая наука породила
маркетинг, одним из разделов которого
является «Поведение потребителей». В
дальнейшем из маркетинга выделилась
самостоятельная дисциплина «Поведение
потребителей».
Впервые курсы маркетинга стали читаться в американских университетах в 1902 г. Но лишь в конце 1920-х - начале 1930-х гг. преподаватели, которые читали эти курсы, стали считать себя более маркетологами (marketing scholars), чем экономистами. В течение 1930-х гг. создание Американской маркетинговой ассоциации и создание периодического органа - «Journal of Marketing» - символизировали уже отделение маркетинга от экономической теории (economics). Развитие «Поведения потребителя» как отдельной учебной дисциплины началось в США в 1950-е гг. в рамках кафедр маркетинга коммерческих колледжей и бизнесшкол. Исследования же потребительского поведения в Северной Америке и Европе начались раньше. Так, уже в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Пол Лазарсфелд (Lazarsfeld) и его коллеги в Вене проводили с помощью опросов потребителей изучение рынка ряда товаров повседневного спроса.
Для маркетинговых исследований потребительского поведения с самого начала было характерно фокусирование внимания на отдельном индивиде-потребителе. Как верно заметил один критик, маркетологи изучали потребителя как изучают рыбу рыбаки, а не ихтиологи. При таком подходе потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом или рынком, поэтому фирмы стремятся поймать потребителя «на крючок», предлагая товары или услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем то, что предлагают конкуренты. Таким образом, традиционные маркетинговые исследования потребительского поведения близки к концепции рационального экономического человека.
В 1950-е гг. в Америке вошли в моду так называемые «мотивационные исследования», строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с традицией психоанализа, идущей от З.Фрейда. Однако в дальнейшем интерес к ним спал.
В 1960-е гг. в исследованиях потребительского поведения появились новые веяния, пришедшие из психологии. В их основу было положено понимание потребления как информационного процесса. Потребитель уподоблялся компьютеру, получающему и перерабатывающему информацию для подготовки решения относительно выбора товара или услуги. Это направление в изучении потребительского поведения сомкнулось с изучением процессов познания в психологии. Первые учебники по потребительскому поведению строились в основном в рамках такого понимания проблемы, хотя туда и вставлялись некоторые темы, касающиеся культуры, субкультуры, групп, классов, влияния семьи и личности.
Процесс институционализации
(то есть превращения данного направления
исследований в самостоятельную дисциплину)
«Поведения потребителей» в Америке в
основном завершился в первой половине
1970-х гг.: в 1969 г. возникла Ассоциация изучения
потребителей (Association of Consumer Research - ACR), в
1974 г. было начато издание специального
журнала - «Journal of Consumer Research».
Современные учебники по курсу «Consumer Behaviour»
в основном написаны и изданы в США и несут
на себе четкую печать всех вышеописанных
традиций, отражающих в значительной степени
характерную черту американской культуры
- индивидуализм. Вторая их характерная
черта - подход к поведению индивида на
рынке товаров и услуг преимущественно
с точки зрения психологической науки.
В то же время проблема потребления постепенно стала входить в круг интересов довольно широкого круга обществоведов - историков, антропологов, социологов, культурологов, социальных теоретиков. При этом в Западной Европе теоретический анализ поведения потребителей пошел совершенно иным путем, нежели в Америке.
Наиболее крупным современным
теоретиком потребления является француз
Пьер Бурдье (Bourdieu). Главной его работой,
посвященной этой проблеме, является
«Отличия: социальная критика суждений
о вкусе» (первое французское издание
1979 г.). Одним из крупнейших теоретиков
потребления является также француз Ф.
Бодрийяр (Baudrillard), разработавший концепцию
«общества потребления», написавший работу
по политэкономии знака. Большое влияние
на исследование потребления оказали
работы американского социального психолога
и социолога И. Гоффмана (Goffman). Большим
авторитетом пользуются работы советского
литературоведа и культуролога М. Бахтина,
чьи идеи находят применение и для понимания
поведения потребителей.
Произошли заметные подвижки и в США. В
1980-е гг. на кафедры маркетинга пришли
работать антропологи, социологи и даже
литературные критики, что естественно
расширило взгляд на потребительское
поведение. В результате критика традиционного
подхода началась уже изнутри кафедр маркетинга.
Возникшее направление в маркетинговых
исследованиях получило название «нового».
К 1990-м годам его право на существование
было признано наряду с традиционной школой.
Характерная черта нового направления
- это фокус на культуру и социальные проблемы.
Однако традиционный взгляд на потребительское
поведение количественно доминирует.
Через массовое издание учебников и журналов
американская ситуация дублируется и
во многих странах Западной Европы, не
имеющих своих учебников по курсу потребительского
поведения. Немаловажно и то, что для изучения
потребления как составной части культурного
процесса требуются специалисты с совершенно
иным типом образования и научного опыта.
4.МОДЕРНИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
С крахом феодализма в Европе началась новая эпоха. В одних странах она началась еще в XVII-XVIII вв. (Англия), в других - с конца XIX в. (Россия).
Ее технологическое содержание довольно четко передается понятием индустриального общества. Промышленность стала ядром экономики, что предопределило ускоренную урбанизацию: большинство жителей европейских стран стали горожанами.
Создание индустриального
общества в ХХ в. пошло двумя социально-
экономическими путями. Во-первых, это
путь капиталистического развития с
опорой на механизм рынка и частной
собственности на средства производства.
Он стал исторически первым, и по нему
пошло большинство стран, выбравших путь
индустриализации. Во-вторых, это путь
государственного или государственно-
При всех социальных, политических и идеологических различиях между капиталистическим и социалистическим путями оба эти способа создания индустриального общества порождали общий тип мировоззрения, который в последние десятилетия ХХ в. получил название модернизма. В его основе лежало несколько тесно взаимосвязанных между собой мифов.
(1) Миф об однолинейном
развитии мира. Это значит, что
человечество идет по одному
пути, проходя через одни и
те же этапы, формы
"Бремя белого
человека" состояло в том, чтобы помочь "культурно отсталым
народам" усвоить "передовую" е