Поведение потребителя на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:20, реферат

Краткое описание

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и на-личными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце 19 века экономисты приняли полезность.

Оглавление

Введение 3
1.Количественный подход к анализу полезности 4
2.Предельная полезность 5
3.Закон убывания 6-8
4.Порядковый подход к анализу полезности 9-10
5.Равновесия потребителя 11
Выводы 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский Государственный  Университет Сервиса и Экономики

               Институт Дизайна и Декоративно  Прикладного Искусства

                                       

              

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по экономике

Тема: Поведение потребителя  на рынке

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

                                                                      Работу выполнила студентка

                                                  2 курса з\о 2809

                                                                Иванова Ольга Юрьевна

                                                         Работу проверил (а)

                                                 Курбатова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение                                                                                                   3

1.Количественный подход к анализу полезности                                4

2.Предельная полезность                                                                        5

3.Закон убывания                                                                                   6-8                                       4.Порядковый подход к анализу полезности                                     9-10

5.Равновесия потребителя                                                                      11

Выводы                                                                                                     12

Список литературы                                                                                  13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце 19 века экономисты приняли полезность.

   Полезность – способность  удовлетворять какую-либо потребность  человека. Термин полезность был введен английским философом И. Бентамом. Согласно ему максимизация полезности и является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствия или счастье. И обозначается буквой – U. 

   В современной  микроэкономике упрощенно полагают, что поведение потребителя полностью определяется его стремлением максимизировать некоторый показатель, который называют по-разному: удовольствие, наслаждение, удовлетворение, ценность, польза и т.д.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

Количественный подход к  анализу полезности

 

  Количественный подход  к анализу полезности основан  на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилах.

   В частности, предполагается: потребитель может сказать, что  ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок – 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты – 50 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина – 63 ютила и т.д.

   Следует подчеркнуть,  что количественные оценки полезности  того или иного товара или  товарного набора имеют исключительно  индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности – для другого. В приведенном выше примере речь идет о заядлом курильщике, поскольку добавление к 2 яблокам 1 сигареты существенно увеличило полезность товарного набора. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.

Формально это записать в  виде функции общей полезности:

                                 TU=F (Q  ,Q  ,…..Q   ),                                ф1

  Где TU-общая полезность данного товарного набора; Q  ,Q   ,…..,Q   - объемы потребления товаров A,B,……Z в единицу времени. Большое значение имеют предположения о характере функции общей полезности.

  Зафиксируем объемы  потребления товаров B,C,…..Z. Рассмотрим, как изменяется общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления товара A (например, яблок). В верхней части рис.1 изображена эта зависимость. Длина отрезка OK равна полезности товарного набора при фиксированных нами объемах товаров B,C,…..Z и при нулевом объеме потребления товара А. В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части рис.1 возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарный набор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функция может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей (представьте, что Вас ежемесячно заставляют потреблять по 100кг яблок).

 

Предельная полезность

 

 Предельная полезность – это прирост общей полезности товарного набор   при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

   Математически предельная  полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора по объему потребления i-того товара:

 

                                       MU (Qi) =                                           ф2

    Предельная полезность продукта есть прирост полезности набора продуктов при увеличении объема потребления данного продукта на единицу. Предельная полезность обозначается MU (marginal-предельный, последний). Предельная полезность продукта зависит как от функции полезности, так и от исходного набора продуктов, к которому добавлена еще одна (последняя, маргинальная) единица.

    Геометрически  значение предельной полезности (длина отрезка ON)равно тангенсу угла наклона касательной к кривой  TU в точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления i-того товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором объеме его потребления (на нашем рисунке Q  ) функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

Закон убывания

 

 

   Принцип убывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г.Госсена (1810-1859), впервые сформулировавшего его в 1854г. Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благо. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

   Принцип убывающей  предельной полезности заключается  в том, что с ростом потребления  какого-то одного блага (при  неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастет, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая - отрицательна:

 

                                                            ф3

 

   Однако принцип  убывающей предельной полезности  отнюдь не универсальный. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ. Вторая затяжка выкуриваемой утром сигареты, возможно, имеет для любителя большую полезность, чем первая, а третья большую, чем вторая.

   Такая ситуация  показана на рис.2. В интервале  от нуля до Q общая полезность возрастает быстрее, чем увеличивается объем потребления блага, растет и предельная полезность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  В интервале от Q до Q общая полезность растет медленнее, чем объем потребления, а предельная снижается от максимального уровня (в точке L) до нуля. Математически это означает что на участке от нуля до Q    и первая, и вторая частные производные функции общей полезности по объему потребления данного блага положительны:

 

 

      Ф 4

 

   Пример.

Предположим, что потребитель  располагает некоторым доходом; цены на товары A,B,……,Z не зависят от его поведения и равны соответственно Р ,Р ,….,Р ; товарного дефицита нет; все товары являются бесконечно делимыми(например, колбаса, сливочное масло и т.д.).

   При этих предложениях  потребитель достигнет максимума  удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:

1.для всех реально покупаемых  им товаров A,B,C,…имеет место

                                                    

                                             = = =…..=                          ф5

 

Где MU ,MU ,MU – предельные полезности товаров A,B,C; – некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег;

2.для всех не покупаемых  им товаровY,Z,….имеет место

 

 

Ф6

Докажем первую часть утверждения.

  Предположим обратное : товары A и B реально покупаются потребителем, но MU \P < MU \P .Для определенности предположим, что MU=40 ютилов в расчете на колограмм, P=2руб. за килограмм, MU=20 ютилов в расчете на килограмм, P=4 руб. за килограмм. В результате

                            

                               =

Ф7

Очевидно, что покупатель при этом не достигает максимума  удовлетворения. Он может сократить  потребление товара B на 1кг, при этом он потеряет 20 ютилов. Но за расчет сэкономленных 4 руб. он может купить дополнительно 2 кг товара A и получить дополнительно примерно 80 ютилов. Чистый выигрыш составит примерно 80-20=60 ютилов. С уменьшением потребления товара B его предельная полезность уменьшается. Поэтому разница между MU\P u MU\P будет сокращаться. Перераспределение расходов будет происходить до тех пор, пока отношение предельной полезности к цене для каждого реально покупаемого товара не станет одинаковым.

   Вторую часть утверждения  можно доказать совершенно аналогичным  образом, от противного. Смысл формулы заключается в том, что если уже 1-й рубль, израсходованный на покупку товара Z, приносит потребителю недостаточно высокую полезность, то он вообще отказывается от потребления этого товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

Порядковый подход к анализу  полезности

 

 Порядковый подход  к анализу полезности является  более современным и основывается  на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности.

  Порядковый подход  базируется на следующих аксиомах:

1.аксиома полной (совершенной)  упорядоченности. Потребитель способен  упорядочить все возможные наборы  товаров с помощью отношений  предпочтения (  ) и безразличия(Это означает, что для любой пары товарных наборов A и B потребитель может указать, что A  B(A предпочтительнее, чем B), либо B  A (B предпочтительнее, чем A), либо A  B(A и B равноценны).

   Обратим внимание  на то, что символы Aи B здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы.

  Очевидно, что данная  аксиома не является слишком  жесткой. Она лишь исключает возможность ответа не знаю на вопрос: «Какой из этих двух товарных наборов Вы предпочитаете?». Потребитель может выбрать любой из них либо сказать, что оба представляют для него одинаковую ценность.

2.аксиома транзитивности. Если А   В   С, или А  В  С, или А  В  С, то А  С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: А  В, В  С и одновременно С  А.

  Например, индивидууму  безразлично, положить в стакан 6 или 7 г сахарного песку, 7 или 8г и т.д. Для устранения его может потребоваться привести единицу измерения в соответствии с порогом восприятия (измерять песок не граммами, а чайными ложечками).

3.аксиома не насыщения.  Если набор А содержит не  меньше количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, А  В.

  Таким образом, предполагается, что увеличение потребления любого  товара – при фиксированных  объемах потребления других товаров  – улучшает положение потребителя.

4.аксиома не зависимости  потребителя. Удовлетворение потребителя  зависит только от количества  потребляемых им благ и не  зависит от количества благ, потребляемых  другими.

  Это прежде всего  означает, что потребителю не  знакомы чувства зависти и  сострадания. В принципе и этой  аксиомы можно отказаться, что  иногда и делается, в частности при анализе процессов потребления, сопровождающихся внешними эффектами и  внешними затратами.

Информация о работе Поведение потребителя на рынке