Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:14, реферат
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Понятие,
роль и правовая форма государственного
и местного
(муниципального) бюджетов
Государственные
и местные (муниципальные) бюджеты
являются центральным звеном финансовой
системы Российской Федерации как
и любого другого государства. Бюджет
— необходимый атрибут
В материальном
аспекте государственный, как и
местный бюджет, представляет собой
централизованный в масштабах определенного
государственного или муниципального
образования денежный фонд, который
находится в распоряжении соответствующих
органов государственной власти
или местного самоуправления. Материальное
содержание бюджета подвижно, постоянно
меняется объем концентрируемых
в нем денежных средств, виды поступлений
в него, направления расходов и
т.п. Однако сущность бюджета проявляется
в тех общественных отношениях, которые
связаны с концентрацией и
использованием его средств, т.е. в
характеристике бюджета как экономической
категории. В этом аспекте бюджет
представляет собой совокупность экономических
(денежных) отношений, которые возникают
в связи с образованием, распределением
и использованием централизованных
денежных фондов, предназначенных для
осуществления общих
В бюджетах
концентрируется наиболее крупная
часть финансовых ресурсов государства.
Понятие
бюджета имеет и юридический
аспект. В этом случае он рассматривается
как правовой акт. В таком смысле
бюджет — это основной финансовый
план образования, распределения и
использования
В законодательстве
содержится юридическая характеристика
бюджета и с позиций права
собственности. Согласно Гражданскому
кодексу РФ (п. 4 ст. 214) средства государственного
бюджета и иное государственное
имущество, не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют
соответственно государственную казну
РФ или субъекта РФ. Таким образом,
средства государственного бюджета
— часть государственной казны.
Средства местного бюджета отнесены
к объектам муниципальной собственности
и соответственно — составной
части муниципальной казны (ст. 215).
Такая характеристика важна тем,
что определяет собственника бюджетных
средств: им является не тот или иной
орган государственной власти или
местного самоуправления, а сами названные
государственные или
Понятие
бюджета дается и в законодательстве.
Так, в Законе РФ «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса»
от 10 октября 1991 г. бюджет определяется
как форма образования и
Впоследствии
в законодательстве была уточнена формулировка
понятия бюджета. Согласно Бюджетному
кодексу 1998 г. (ст. б) и в его целях
бюджет — это форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Вместе
с тем более полному
Роль
бюджета выражается в том, что
он создает финансовую базу функционирования
государства и муниципальных
образований, выполнения ими своих
задач. В то же время и государственный
аппарат, и органы местного самоуправления
содержатся за счет средств соответствующего
бюджета. Сюда относятся органы представительной
и исполнительной власти, правоохранительные
органы.
Сконцентрированные
в бюджете средства предназначаются
для осуществления
Аккумуляция
в бюджетной системе крупных
денежных фондов создает возможности
для обеспечения равномерного развития
экономики и культуры на всей территории
страны, целесообразного размещения
в ее пределах производительных сил.
Бюджет является мощным управляющим
механизмом в распоряжении государства,
выступает проводником его
Значение
государственного бюджета обусловлено
не только величиной концентрируемых
в нем средств. В непосредственной
взаимосвязи с бюджетом и под
его воздействием функционируют
все другие звенья финансовой системы.
Наличие
бюджета создает возможности
для маневрирования при распределении
средств на потребности общества
с учетом их приоритетности на определенном
отрезке времени для страны в
целом или ее регионов. В результате
бюджет служит реализации задач, наиболее
значимых для общества на каждом конкретном
периоде его развития. Так, в связи
с финансовым кризисом, происшедшим
в 1998 г., бюджет призван содействовать
преодолению последствий этого
кризиса, поддержанию уровня жизни
населения и обеспечению
Роль
бюджета в федеративном государстве
имеет и особые, в связи с
таким государственным
Бюджет
способствует также развитию международных
связей России, в частности укреплению
ее взаимоотношений с
Таким
образом, в бюджетной системе
концентрируется часть
Говоря
о важной роли бюджета, нельзя не учитывать,
что кризисные явления в
Государственные
бюджеты (на уровнях РФ и субъектов
Федерации) и местные бюджеты
утверждаются соответствующими представительными
органами власти. В результате бюджет
приобретает определенную правовую
форму. Федеральный бюджет и бюджеты
субъектов РФ разрабатываются и
утверждаются в форме соответствующих
законов, а местные бюджеты —
в форме правовых актов представительных
органов местного самоуправления, как
правило — решений (ст. 11 БК РФ). Таким
образом, получив правовую форму, бюджет
приобретает и юридическое
Помимо
бюджета, утверждаемого в обычном
порядке. Закон РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса» (ст. 25) предусматривает возможность
введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный
бюджет — это бюджет с особым,
более жестким правовым режимом
использования средств, основанием
для установления которого является
введение чрезвычайного положения.
БК РФ норм о таком бюджете не
содержит.
В соответствии
с законодательством
Его необходимость
обусловлена тем, что по действующему
законодательству все бюджеты существуют
как самостоятельные, обособленные
денежные фонды, в отличие от положения,
существовавшего до 90-х гг., когда
высшим органом власти утверждался
единый государственный бюджет, который
объединял все существовавшие на
территории страны бюджеты и отражал
в целом их средства.
Однако
для управления делами России в целом,
а также ее территориальных подразделений,
для прогнозирования их развития
важно знать, какие средства аккумулируются
в рамках данной территории через
действующие на ней бюджеты. Это
имеет значение также для формирования
взаимоотношений с выше- и нижестоящими
органами власти. Поэтому составляются
консолидированные бюджеты
В связи
с понятием консолидированного бюджета
законодательство ввело и другое
— минимальный бюджет. Это расчетный
объем доходов
Закон
РФ «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации»
от 25 сентября 1997 г. (ст. 1) дал понятие
минимального бюджета применительно
к местным бюджетам, увязывая его
с государственными социальными
стандартами: минимальный местный
бюджет — это расчетный объем
доходов и расходов местного значения,
учитывающий государственные
Бюджетный
кодекс РФ 1998 г. взамен термина «минимальный
бюджет» применяет более точный
— «минимальная бюджетная обеспеченность»,
увязывая его с минимальными государственными
стандартами (ст. 6). При этом данные
категории касаются бюджетов всех уровней,
в том числе и федерального.
Минимальные
государственные стандарты
В свою
очередь минимально допустимая стоимость
государственных или
Реализация
норм о минимальных государственных
стандартах и их минимальной бюджетной
обеспеченности — важное условие
выполнения государством своих социальных
обязанностей перед гражданами по государственной
поддержке семьи, материнства, инвалидов,
по осуществлению бесплатной медицинской
помощи, бесплатного образования
и т.п.
Бюджетное
право и бюджетные
В связи
с функционированием