Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:14, реферат

Краткое описание

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 82.46 Кб (Скачать)

    Подоходный  налог с физических лиц закон  предписывает использовать для регулирования  бюджетов субъектов РФ и местные  бюджеты, которым его поступления  передаются в виде отчислений. 

    Другая  часть налогов, иных платежей (государственная  пошлина, налог на имущество, переходящее  в порядке наследования и дарения) предназначена для зачисления в  местные бюджеты, или в бюджеты  разных уровней в соответствии с  установленным законодательными актами РФ порядком (налог на покупку иностранных  денежных знаков, налог на игорный  бизнес). 

    Таким образом, федеральные налоги отличают следующие особенности. Они устанавливаются  законодательными актами Российской Федерации; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами Российской Федерации. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. 

    К налогам  субъектов Федерации отнесены: 

    — налог  на имущество предприятий, который  закон обязывает зачислять равными  долями в бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты по месту  нахождения плательщика; 

    — лесной доход; 

    — сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц  и используемый через бюджет целевым  назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений. 

    В 1998 г. этот перечень дополнен еще двумя  налогами: 

    — налог  с продаж; 

    — единый налог для определенных видов  деятельности. 

    Часть платежей данной группы (налог на имущество  предприятий, лесной доход), как и  федеральные налоги, устанавливается  законодательными актами Российской Федерации  и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные ставки определяются органами государственной власти субъектов  Федерации, если иное не будет установлено  законом Российской Федерации. Они  зачисляются в соответствующие  бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в местные  бюджеты. 

    В отношении  иных платежей (сбор на нужды образовательных  учреждений, налог с продаж и единый налог на вмененный доход) предусмотрен другой порядок. Они устанавливаются  и вводятся в действие представительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. При этом в случае введения налога с продаж не взимается налог на нужды образовательных  учреждений. При введении единого  налога на вмененный доход для  определенных видов деятельности не взимается ряд платежей федерального и местного уровня. 

    Самая многочисленная группа — местные  налоги и сборы. В числе налогов: 

    — налог  на имущество физических лиц; 

    — земельный  налог; 

    — налог  на строительство объектов производственного  назначения в курортной зоне; 

    — налог  на рекламу; 

    — налог  на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; 

    — налог  на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы. 

    Помимо  них в данную группу входит значительное число всевозможных сборов. 

    Платежи данной группы различаются между  собой по порядку установления и  взимания. 

    Так, налог  на имущество физических лиц, земельный  налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством  субъектов РФ или решениями органов  местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ. 

    Налог на содержание жилищного фонда и  объектов жилищно-культурной сферы  имеет соответствующее целевое  назначение. 

    Налог на строительство промышленных объектов и курортный сбор могут быть введены  органами местного самоуправления, на территории которых находится курортная  местность. 

    Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправления могут  устанавливаться следующие платежи: 

    — налог  на рекламу с юридических и  физических лиц; 

    — налог  на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров  с юридических и физических лиц; 

    — целевые  сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели; 

    — сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими  лицами; 

    — лицензионный сбор за право торговли винно-водочными  изделиями с юридических и  физических лиц; 

    — лицензионный сбор за право проведения местных  аукционов и лотерей; 

    — сбор за выдачу ордера на квартиру; 

    — сбор за парковку автотранспорта с юридических  и физических лиц; 

    — сбор за право использования местной  символики, вносимый производителями  продукции; 

    — сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц; 

    — сбор за выигрыш на бегах; 

    — сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; 

    — сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных  законодательными актами о налогообложении  операций с ценными бумагами; 

    — сбор за право проведения кино- и телесъемок; 

    — сбор за уборку территорий населенных пунктов; 

    — сбор за открытие игорного бизнеса с юридических  и физических лиц; 

    — сбор за право торговли. 

    С введением  законодательным органом власти субъекта РФ налога с продаж не должны взиматься многие из перечисленных  местных налогов и сборов: налог  на строительство объектов производственного  назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу  автомобилей и др., в общем количестве 16 платежей. 

    Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов. 

    Необходимо  подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Дополнения к Закону «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. особо  подчеркивают эту характеристику налоговой  системы РФ. В соответствии с ними органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством  РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых  платежей. По смыслу данной нормы и  упомянутого Закона в целом это  ограничение, помимо органов государственной  власти, распространяется и на органы местного самоуправления. Следовательно, на территории Российской Федерации  действует единая система налоговых  доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством  РФ. Такая позиция закреплена и  в НК РФ, согласно которому не могут  устанавливаться региональные или  местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные  им (п. 5 ст. 12). 

    Таким образом, законодательство РФ закрепило  порядок установления налогов и  сборов и других платежей, исходящий  из принципа единства их системы и  прерогативы представительных органов  государственной власти и местного самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня. 

    Установление  налогов означает принятие компетентным органом власти решения о порядке  введения данного платежа в пределах определенной территории в качестве источника доходов государственной  или муниципальной казны с  указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты. 

    Органы  власти того или иного уровня в  соответствии с законодательством  решают все перечисленные вопросы, или отдельные из них. С установлением  налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы государственной  власти субъектов Федерации и  местного самоуправления могут предоставлять  дополнительные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие  бюджеты. 

    После введения в действие части второй НК РФ систему налогов и сборов составят следующие платежи, предусмотренные  ст. 13,14 и 15 части первой Налогового кодекса. 

    Федеральные налоги и сборы: 

    1) налог  на добавленную стоимость; 

    2) акцизы  на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального  сырья; 

    3) налог  на прибыль (доход) организаций; 

    4) налог  на доходы от капитала; 

    5) подоходный  налог с физических лиц; 

    6) взносы  в государственные социальные  внебюджетные фонды; 

    7) государственная  пошлина; 

    8) таможенная  пошлина и таможенные сборы; 

    9) налог  на пользование недрами; 

    10) налог  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы; 

    11) налог  на дополнительный доход от  добычи углеводородов; 

    12) сбор  за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами; 

    13) лесной  налог; 

    14) водный  налог; 

    15) экологический  налог; 

    16) федеральные  лицензионные сборы. Региональные  налоги и сборы: 

    1) налог  на имущество организаций; 

    2) налог  на недвижимость; 

    3) дорожный  налог; 

    4)транспортный  налог; 

    5) налог  с продаж; 

    6) налог  на игорный бизнес; 

    7) региональные  лицензионные сборы. 

    При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц  и земельного налога. 

    Местные налоги и сборы: 

    1) земельный  налог; 

    2) налог  на имущество физических лиц; 

    3) налог  на рекламу; 

    4) налог  на наследование или дарение; 

    5) местные  лицензионные сборы. 
 

    Налоговое право Российской Федерации, его  источники 

    Общественные  отношения, возникающие в связи  с установлением и взиманием  налогов, регулируются нормами финансового  права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое  право. Эти отношения являются предметом  налогового права. 

    Таким образом, налоговое право — это  совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения  по установлению и взиманию налогов  в бюджетную систему и в  предусмотренных случаях — внебюджетные государственные и муниципальные  целевые фонды с организаций  и физических лиц. Естественно, что  налоговое право существует и  как соответствующая категория  правовой науки. 

    Вместе  с тем термин «налоговое право» применяется  и в других аспектах: а) как отрасли  законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы финансового  права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере; б) как соответствующей учебной  дисциплины, изучаемой обособленно  от финансового права, например в  рамках спецкурса. Такой подход в  современных условиях возросшей  роли налогов и налоговой деятельности также имеет полезные стороны, поскольку  способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов. 

Информация о работе Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов