Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:14, реферат
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Подоходный
налог с физических лиц закон
предписывает использовать для регулирования
бюджетов субъектов РФ и местные
бюджеты, которым его поступления
передаются в виде отчислений.
Другая
часть налогов, иных платежей (государственная
пошлина, налог на имущество, переходящее
в порядке наследования и дарения)
предназначена для зачисления в
местные бюджеты, или в бюджеты
разных уровней в соответствии с
установленным законодательными актами
РФ порядком (налог на покупку иностранных
денежных знаков, налог на игорный
бизнес).
Таким
образом, федеральные налоги отличают
следующие особенности. Они устанавливаются
законодательными актами Российской Федерации;
взимаются на всей ее территории; круг
плательщиков, объекты налогообложения,
ставки налога, порядок зачисления
в бюджет или во внебюджетный фонд определяются
законами Российской Федерации. Это не
исключает зачисления их не только в федеральный
бюджет, но и бюджеты другого уровня.
К налогам
субъектов Федерации отнесены:
— налог
на имущество предприятий, который
закон обязывает зачислять
— лесной
доход;
— сбор
на нужды образовательных
В 1998 г.
этот перечень дополнен еще двумя
налогами:
— налог
с продаж;
— единый
налог для определенных видов
деятельности.
Часть
платежей данной группы (налог на имущество
предприятий, лесной доход), как и
федеральные налоги, устанавливается
законодательными актами Российской Федерации
и взимается на всей ее территории.
Однако их конкретные ставки определяются
органами государственной власти субъектов
Федерации, если иное не будет установлено
законом Российской Федерации. Они
зачисляются в соответствующие
бюджеты, а также могут быть переданы
полностью или частично в местные
бюджеты.
В отношении
иных платежей (сбор на нужды образовательных
учреждений, налог с продаж и единый
налог на вмененный доход) предусмотрен
другой порядок. Они устанавливаются
и вводятся в действие представительными
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии
с законодательством РФ. При этом
в случае введения налога с продаж
не взимается налог на нужды образовательных
учреждений. При введении единого
налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности не
взимается ряд платежей федерального
и местного уровня.
Самая
многочисленная группа — местные
налоги и сборы. В числе налогов:
— налог
на имущество физических лиц;
— земельный
налог;
— налог
на строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне;
— налог
на рекламу;
— налог
на перепродажу автомобилей, вычислительной
техники и персональных компьютеров;
— налог
на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы.
Помимо
них в данную группу входит значительное
число всевозможных сборов.
Платежи
данной группы различаются между
собой по порядку установления и
взимания.
Так, налог
на имущество физических лиц, земельный
налог и регистрационный сбор
с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, устанавливаются
Налог
на содержание жилищного фонда и
объектов жилищно-культурной сферы
имеет соответствующее целевое
назначение.
Налог
на строительство промышленных объектов
и курортный сбор могут быть введены
органами местного самоуправления, на
территории которых находится курортная
местность.
Кроме
того, по решению представительных
органов местного самоуправления могут
устанавливаться следующие
— налог
на рекламу с юридических и
физических лиц;
— налог
на перепродажу автомобилей, вычислительной
техники и персональных компьютеров
с юридических и физических лиц;
— целевые
сборы с граждан и предприятий,
учреждений, организаций на содержание
милиции, на благоустройство территории,
на нужды образования и другие
цели;
— сбор
с владельцев собак, уплачиваемый физическими
лицами;
— лицензионный
сбор за право торговли винно-водочными
изделиями с юридических и
физических лиц;
— лицензионный
сбор за право проведения местных
аукционов и лотерей;
— сбор
за выдачу ордера на квартиру;
— сбор
за парковку автотранспорта с юридических
и физических лиц;
— сбор
за право использования местной
символики, вносимый производителями
продукции;
— сбор
за участие в бегах и на ипподромах
с юридических и физических лиц;
— сбор
за выигрыш на бегах;
— сбор
с лиц, участвующих в игре на тотализаторе
на ипподроме;
— сбор
со сделок, совершаемых на биржах, за
исключением сделок, предусмотренных
законодательными актами о налогообложении
операций с ценными бумагами;
— сбор
за право проведения кино- и телесъемок;
— сбор
за уборку территорий населенных пунктов;
— сбор
за открытие игорного бизнеса с юридических
и физических лиц;
— сбор
за право торговли.
С введением
законодательным органом власти
субъекта РФ налога с продаж не должны
взиматься многие из перечисленных
местных налогов и сборов: налог
на строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне, сбор
за право торговли, налог на перепродажу
автомобилей и др., в общем количестве
16 платежей.
Перечисленные
платежи относятся к источникам
доходов местных бюджетов.
Необходимо
подчеркнуть, что законодательство
РФ закрепляет исчерпывающий перечень
налогов, сборов и других платежей,
отнесенных к налоговой системе.
Дополнения к Закону «Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации» от 27 декабря 1991 г. особо
подчеркивают эту характеристику налоговой
системы РФ. В соответствии с ними
органы государственной власти всех
уровней не вправе вводить дополнительные
налоги и обязательные отчисления,
не предусмотренные
Таким
образом, законодательство РФ закрепило
порядок установления налогов и
сборов и других платежей, исходящий
из принципа единства их системы и
прерогативы представительных органов
государственной власти и местного
самоуправления на установление всех
этих платежей независимо от их уровня.
Установление
налогов означает принятие компетентным
органом власти решения о порядке
введения данного платежа в пределах
определенной территории в качестве
источника доходов
Органы
власти того или иного уровня в
соответствии с законодательством
решают все перечисленные вопросы,
или отдельные из них. С установлением
налогов связан и вопрос о предоставлении
льгот. При этом органы государственной
власти субъектов Федерации и
местного самоуправления могут предоставлять
дополнительные льготы по налогообложению,
помимо установленных в соответствии
с законодательством Российской
Федерации, только в пределах сумм налогов,
зачисляемых в соответствующие
бюджеты.
После
введения в действие части второй
НК РФ систему налогов и сборов
составят следующие платежи, предусмотренные
ст. 13,14 и 15 части первой Налогового
кодекса.
Федеральные
налоги и сборы:
1) налог
на добавленную стоимость;
2) акцизы
на отдельные виды товаров
(услуг) и отдельные виды
3) налог
на прибыль (доход)
4) налог
на доходы от капитала;
5) подоходный
налог с физических лиц;
6) взносы
в государственные социальные
внебюджетные фонды;
7) государственная
пошлина;
8) таможенная
пошлина и таможенные сборы;
9) налог
на пользование недрами;
10) налог
на воспроизводство минерально-
11) налог
на дополнительный доход от
добычи углеводородов;
12) сбор
за право пользования
13) лесной
налог;
14) водный
налог;
15) экологический
налог;
16) федеральные
лицензионные сборы.
1) налог
на имущество организаций;
2) налог
на недвижимость;
3) дорожный
налог;
4)транспортный
налог;
5) налог
с продаж;
6) налог
на игорный бизнес;
7) региональные
лицензионные сборы.
При введении
в действие налога на недвижимость
прекращается действие на территории
соответствующего субъекта Российской
Федерации налога на имущество организаций,
налога на имущество физических лиц
и земельного налога.
Местные
налоги и сборы:
1) земельный
налог;
2) налог
на имущество физических лиц;
3) налог
на рекламу;
4) налог
на наследование или дарение;
5) местные
лицензионные сборы.
Налоговое
право Российской Федерации, его
источники
Общественные
отношения, возникающие в связи
с установлением и взиманием
налогов, регулируются нормами финансового
права, которые в своей совокупности
представляют одно из его подразделений
(или подотраслей) — налоговое
право. Эти отношения являются предметом
налогового права.
Таким
образом, налоговое право — это
совокупность финансово-правовых норм,
регулирующих общественные отношения
по установлению и взиманию налогов
в бюджетную систему и в
предусмотренных случаях —
Вместе
с тем термин «налоговое право» применяется
и в других аспектах: а) как отрасли
законодательства, включающей в себя
не только упомянутые нормы финансового
права, но и других отраслей права (административного,
гражданского, уголовного и др.), касающиеся
системы налогообложения, контроля
и ответственности в этой сфере;
б) как соответствующей учебной
дисциплины, изучаемой обособленно
от финансового права, например в
рамках спецкурса. Такой подход в
современных условиях возросшей
роли налогов и налоговой