Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:14, реферат

Краткое описание

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 82.46 Кб (Скачать)

    Состав  источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом  федерализма и действием местного самоуправления в стране. 

    Главными  источниками налогового права являются федеральные законы, принятые на их основе законы субъектов Российской Федерации, акты представительных органов  местного самоуправления. Все они  базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения  налогового права. Конституция РФ относит  установление общих принципов налогообложения  на территории страны к сфере совместного  ведения Федерации и ее субъектов (п. «и» ч. 1 ст. 72). Вопросы федеральных  налогов и сборов относятся к  ведению федеральных органов  государственной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законодательством, вопросы налогообложения на своей  территории регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования. 

    Если  международным договором РФ установлены  иные правила и нормы, чем предусмотренные  законодательством РФ, то применяются  международные нормы и правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). 

    Исключительно важную роль в формировании источников налогового права сыграл Закон РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Законодательный акт подобного  содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в  том, что он комплексно урегулировал налоговые отношения, определил  общие, наиболее существенные положения  налогового права в едином нормативном  акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности  и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и  их должностных лиц; обязанности  банков и ответственность их должностных  лиц в области налогообложения. Таким образом, он явился предшественником принятого в 1998 г. Налогового кодекса  РФ, введенного в действие с 1 января 1999 г. (за исключением части статей, установивших новую систему налогов  и сборов). 

    Положения названного Закона конкретизированы в  законодательных актах, относящихся  к определенным видам налоговых  платежей. Более подробно порядок  взимания налогов предусматривается  в инструкциях по применению законов, издаваемых Государственной налоговой службой РФ (с 25 декабря 1998 г. — Министерством РФ по налогам и сборам) по согласованию с Министерством финансов РФ, а в соответствующих случаях — Государственным таможенным комитетом РФ или с его участием. Однако акты названных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. 

    Закон о каждом конкретном налоге содержит следующие основные элементы. 

    1. Определение  круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним  относятся организации (юридические  лица, филиалы и иные обособленные  подразделения юридических лиц)  и физические лица, на которые  в соответствии с законодательными  актами возложена обязанность  уплачивать налог. 

    2. Определение  объекта налогообложения, т.е.  того предмета, на который начисляется  налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных  товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты.  В целях уточнения объекта  налогообложения может быть определена  налоговая база (т.е. его стоимостная,  физическая или иная характеристика). 

    3. В  определенных случаях требуется  указать единицу налогообложения,  т.е. часть объекта налогообложения,  при помощи которой исчисляется  налог (например, 1 кв. м земли, 1 га  пашни и др.). 

    4. Ставка, т.е. размер налога, который взимается  с единицы налогообложения или  объекта налогообложения в целом. 

    Ставки  могут быть выражены в разных формах и в разной зависимости от изменений  объекта налогообложения. 

    Так, они  могут быть выражены в процентах  и твердых денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости  от увеличения или уменьшения объекта  налогообложения, и прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается  и ставка налога). 

    5. Определение  сроков уплаты налогов в течение  года. Они предусматриваются по  каждому из видов налогов особо. 

    В необходимых  случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут  предусматриваться налоговые льготы и основания для использования  их налогоплательщиком. 

    Льготы  по налогам и сборам — это предоставляемые  отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного  или частичного освобождения от данного  платежа. Льготы не могут носить индивидуального  характера. Однако в исключительных случаях допускается установление индивидуальной налоговой льготы нормативными правовыми актами законодательства РФ, субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления в отношении налогов и сборов соответствующего уровня в части, поступающей  соответственно в федеральный, региональный или местный бюджет. 

    Большую роль в формировании налогового права  призван выполнить его важнейший  источник — Налоговый кодекс РФ. 

    Введенная в действие часть первая НК РФ предусматривает  общие принципы налогообложения  и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения  (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. 

    Существенное  значение для развития налогового права  имеет закрепление в НК РФ основных начал законодательства о налогах  и сборах (ст. 3). Они исходят из конституционных положений о  правах человека и гражданина, принципах  рыночных экономических отношений, государственной целостности Российской Федерации, разграничении полномочий между органами государственной  власти Федерации, ее субъектов и  органов местного самоуправления. К  таким основным началам отнесены следующие: 

    — обязанность  каждого лица уплачивать только законно  установленные налоги и сборы. При  этом законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства  налогообложения, фактической способности  налогоплательщика к уплате налога; 

    — недопустимость дискриминационного характера налогообложения  и разного его применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных различий между налогоплательщиками; 

    — недопустимость произвольных налогов и сборов, не имеющих экономического основания, и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав; 

    — недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ, либо препятствующих не запрещенной  законом экономической деятельности налогоплательщика; 

    — недопустимость возложения обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие их признаками, если они  не предусмотрены Налоговым кодексом либо установлены в ином порядке, чем это им определено; 

    — необходимость  формулирования законодательства таким  образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в  каком размере он должен платить; 

    — толкование в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах. 

    Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права 
 

    Налоговые правоотношения — это урегулированные  нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие  по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц. 

    Правоотношения  по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в  связи с взиманием налогов. В  них участвуют органы государственной  власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством  порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному  в Конституции РФ разграничению  предметов ведения Российской Федерации  и субъектов РФ, правовому статусу  муниципальных образований. Кроме 

    того, в  связи с установлением налогов  возникают правоотношения между  представительными и исполнительными  органами власти. 

    Установленные в законном порядке налоги реализуются  через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и  физических лиц. 

    Основным  содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность  налогоплательщика внести в бюджетную  систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в  предусмотренные сроки, а обязанность  компетентных органов — обеспечить уплату налогов. 

    Невыполнение  налогоплательщиками своей обязанности  влечет за собой причинение материального  ущерба государству или муниципальному образованию, ограничивает их возможности  по реализации своих функций и  задач. Поэтому законодательство предусматривает  строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких  обязанностей. 

    В налоговых  правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные  организации — банки, которые  принимают и зачисляют налоговые  платежи на счета соответствующих  бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права. 

    В Законе РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. впервые был дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при  характеристике налогоплательщиков Закон  не разделяет их на юридические и  физические лица, закрепляя их статус общими нормами. Конкретизированы же права  и обязанности налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному  налоговому платежу. 

    Налоговый кодекс РФ уточнил состав участников налоговых правоотношений, а также  содержание их прав и обязанностей. 

    Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые  агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты — это лица, на которые возложены обязанности  по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия  и учреждения в отношении налогов  из заработной платы работников). Сборщики налогов, в качестве которых могут  выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и 

    должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и  перечисление их в бюджет (например, органы связи). Права и обязанности  сборщиков налогов подлежат дальнейшему  правовому урегулированию. Кроме  того. Кодекс ввел в круг возможных  участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4). 

    Кодекс  в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: а) общие для  организаций и физических лиц  обязанности; б) дополнительные к ним  обязанности налогоплательщиков —  организаций и индивидуальных предпринимателей. 

    В первую группу входят следующие обязанности  налогоплательщиков: 

    1) уплачивать  законно установленные налоги; 

    2) встать  на учет в налоговых органах,  если такая обязанность предусмотрена  Кодексом; 

    3) вести  в установленном порядке учет  своих доходов (расходов) и объектов  налогообложения, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах; 

    4) представлять  в налоговый орган по месту  учета в установленном порядке  налоговые декларации по тем  налогам, которые они обязаны  уплачивать, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах; 

Информация о работе Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов