Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:14, реферат
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
8. Право
образовывать в рамках своего
бюджета резервные и Целевые
фонды, в том числе Фонд
9. Право
контролировать использование
10. Право
самостоятельно использовать
свободными
бюджетными средствами, вышестоящим
органам власти запрещено изымать
из ведения субъектов Федерации.
Указанные
средства могут быть вложены органами
власти субъектов Федерации в
хозяйственные мероприятия, в ценные
бумаги, предоставлены для временного
использования в форме
11. Право
на компенсацию потерь в
Предусмотренные
законодательством бюджетные
Особенности
бюджетных прав муниципальных образований
Все муниципальные
образования, виды которых определяются
законодательством субъектов РФ
(районы, города и др.) в лице их органов
местного самоуправления обладают бюджетными
правами. Важное значение этих прав состоит
в том, что с их помощью создается
финансовая база, необходимая для
решения органами местного самоуправления
на всех их уровнях своих социально-
Основы
бюджетных прав муниципальных образований
в лице органов местного самоуправления
закреплены в Конституции РФ (гл.
8), законах «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в
РСФСР», «Об основах бюджетных
прав...» (действует до 1 января 2000 г.),
«Об общих принципах
Бюджетный
кодекс РФ 1998 г. обобщенно определяет
круг полномочий органов местного самоуправления,
отнесенных к компетенции этих органов
в области регулирования
Положения
федерального законодательства конкретизируются
в законодательстве субъектов РФ
и нормативных актах самих
органов местного самоуправления.
Вместе
с тем определение основ
Важное
значение в этом аспекте имеет
Федеральный закон «О финансовых
основах местного самоуправления в
Российской Федерации», специально нацеленный
на закрепление гарантий финансовых,
в том числе бюджетных, прав органов
местного самоуправления. Закон предписывает
органам государственной власти
России и органам государственной
власти субъектов Федерации
Бюджетно-правовой
статус муниципальных образовании
определяет совокупность следующих
прав.
1. Право
каждого муниципального
В законодательстве
особо указывается на принадлежность
бюджета именно муниципальному образованию,
местные органы самоуправления при
этом выполняют процессуальные функции
формирования и исполнения бюджета.
Такая правовая взаимосвязь подчеркивает
направленность местного бюджета на
интересы населения соответствующего
муниципального образования, ее общее
экономическое и социальное развитие.
Поэтому встречающийся в
Местный
бюджет — это бюджет муниципального
образования, формирование и исполнение
которого осуществляют органы местного
самоуправления. Он является важнейшей
частью финансовых ресурсов, находящихся
в распоряжении этих органов. Из местных
бюджетов средства направляются на социально-экономические
программы, содержание органов местного
самоуправления.
Средства
местных бюджетов используются для
расходов, связанных:
а) с
решением вопросов местного значения,
установленных
б) с
осуществлением отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления;
в) с
обслуживанием и погашением долга
по муниципальным займам, по ссудам
и иные расходы.
2. Право
выделять в качестве составной
части местного бюджета сметы
доходов и расходов отдельных
населенных пунктов, городских
районов, не являющихся
3. Право
на получение из вышестоящих
бюджетов необходимых
4. Право
на получение собственных
Так, за
местными бюджетами закреплены местные
налоги и сборы, установленные в
соответствии с законодательством
РФ.
К другим
собственным доходам местных
бюджетов отнесены:
— доходы
от приватизации и реализации муниципального
имущества;
— не менее
10% доходов от приватизации государственного
имущества, находящегося на территории
муниципального образования;
— доходы
от сдачи в аренду муниципального
имущества, включая аренду нежилых
помещений и муниципальных
— платежи
за пользование недрами и
— не менее
50% налога на имущество предприятий;
— подоходный
налог с физических лиц, занимающихся
предпринимательской
— доходы
от проведения муниципальных денежно-вещевых
лотерей;
— штрафы,
подлежащие перечислению в местные
бюджеты;
— государственная
пошлина.
Кроме
того, в местные бюджеты зачисляются
доли (в процентах) федеральных налогов,
распределяемые между бюджетами
разных уровней (часть подоходного
налога с физических лиц, налога на
добавленную стоимость и др.).
При недостаточности
средств для сбалансирования
местных бюджетов им передаются из
бюджетов субъектов РФ дотации, субвенции,
ссуды по решению представительных
органов власти субъектов Федерации,
оказывается помощь из фонда финансовой
поддержки муниципальных
5. Право
самостоятельно расходовать
Органы
местного самоуправления вправе увеличивать
в пределах имеющихся средств
нормы расходов на содержание жилищно-коммунального
хозяйства, социально-культурных учреждений,
правоохранительных органов и др.,
определять дополнительные льготы и
пособия и т.п.
6. Право
образовывать в местных
7. Право
самостоятельно использовать
могут
быть вложены в хозяйственные
мероприятия, в ценные бумаги, за их
счет предоставляются процентные и
беспроцентные займы.
8. Право
объединять на договорной
9. Право
представительного органа
10. Право
на компенсацию увеличившихся
расходов или уменьшившихся
Здесь
имеются в виду случаи, когда принятое
вышестоящим органом власти решение
приводит к уменьшению доходов и
увеличению расходов местных бюджетов.
Компенсация производится за счет средств
вышестоящих бюджетов.
11. Право
представительных органов
12. Право
органов местного
доходов
муниципальных образований, конкретизируют
правила бюджетного процесса применительно
к местным условиям в принимаемых
ими нормативных актах (например,
положении о бюджетном
13. Гарантированное
Конституцией РФ право
В случае
нарушения вышестоящими органами власти
бюджетных прав административно-