Правовые формы осуществления государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:18, реферат

Краткое описание

Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Эти действия весьма разнообразны и могут быть сведены в более или менее однородные группы. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

Файлы: 1 файл

Правовые формы осуществления государственной власти.docx

— 13.91 Кб (Скачать)

Правовые формы  осуществления государственной  власти

Функции государства  реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной  власти. Эти действия весьма разнообразны и могут быть сведены в более  или менее однородные группы. Внешнее  практическое выражение деятельности по реализации функций государства  в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной  власти.

Выделяются правовые и неправовые формы реализации функций государства. Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Они определяются природой субъекта государственной власти и его компетенцией в области осуществления государственно-властных полномочий. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Наиболее распространено деление этих форм на правоустановительные (правотворчество), правоисполнительные и правоохранительные. Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене, вторая - по реализации предписаний правовых норм, наконец, третья - это деятельность по охране правовых норм от нарушений. В последнее время на передний план выдвигается договорная в широком смысле форма осуществления государственной власти. Речь идет не только о совершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы хозяйственно-экономических отношений, но и о том, что договор может и должен быть положен в основу правового регулирования и политических, и даже управленческих отношений. В основе современной демократической политической системы, правового государства лежит взаимное согласие (договор) граждан, консенсус, выражающийся в конституировании, признании и поддержке государственной власти.

В принципе проблема договорных отношений в государственном  управлении связана с его децентрализацией. Если говорить об общей тенденции  развития государственного управления, то она сводится к тому, что распорядительные средства регулирования общественных отношений во всех возможных случаях  уступают место договорным средствам, а односторонние государственно-властные решения во все большей степени  сочетаются с договорными формами  взаимоотношений.

Имеются серьезные  аргументы в пользу более широкого использования административных договоров. Во-первых, применение договора упрощает отношения между его сторонами, дает им возможность непосредственно  обращаться друг к другу по вопросам его исполнения, а органу, заинтересованному  в исполнении договора, - непосредственно  приводить в движение факторы, обеспечивающие его исполнение. Во-вторых, это возможность  особенно точного регулирования  договором отношений между сторонами  и установления точной регламентации  тех вопросов, в которых заинтересован  хотя бы один из участников этих отношений. В то же время административный акт  именно в силу своей односторонности (т.е. как исходящий только от издающего  его органа управления) не дает достаточных  гарантий точного и полного учета  интересов другой стороны. В-третьих, деятельность в форме договора в  результате создания лучших возможностей контроля за работой органа управления эффективно содействует интенсификации соответствующей деятельности. В-четвертых, договорная форма может внести существенный вклад в расширение гласности, демократизации государственного управления.

При практическом применении административных договоров (соглашений) нужно учитывать, что они являются новыми, нетрадиционными по своей  природе формами деятельности государства, отличаются особенностями, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Сущность административного договора (соглашения) состоит в его организующем, координирующем и регулирующем характере, а значит, в управленческом воздействии на общественные отношения; одной из его сторон всегда выступает орган управления.

Как правило, такие  договоры заключаются между непосредственными  сторонами в целях координации  их деятельности для выполнения какой-либо общей задачи. Часто с помощью  административного договора регулируются межотраслевые отношения. В любом  случае предметом административного  договора являются управленческие отношения, т.е. отношения, в которых проявляется  управленческая компетенция органов  государства.

Ответственность сторон договора (соглашения) - это ответственность  по инстанциям: для государственных  органов - перед вышестоящими органами; когда договор заключается между  государственными органами и общественной организацией - тоже соответственно перед  вышестоящим государственным органом  и органом общественной организации, хотя здесь дело обстоит значительно  сложнее. В последнем случае ответственность  не носит государственно-правового  характера, но и не является чисто  ад­министративно-правовой в традиционном смысле. Природа ее двойственна и  определяется неоднородностью участвующих  в договоре сторон. Государственный  орган может нести ответственность  перед вышестоящей инстанцией - общественная организация вправе потребовать  у государственного органа выполнения взятых на себя обязательств через  вышестоящий орган. Последний должен принять имеющиеся в его распоряжении меры к выполнению обязательств со стороны подчиненного ему органа, в том числе дисциплинарные взыскания, налагаемые на виновных должностных  лиц.

Другая сторона  договорных отношений - общественная организация; государственный орган, конечно, не может побудить ее к выполнению взятых обязательств. Но, поскольку договор (соглашение) от имени общественной организации заключает, как правило, ее постоянно действующий выборный орган, значит, он ответствен перед  ней в лице ее общего собрания. Последнее может понудить руководящих должностных лиц организации осуществить предусмотренные в договоре мероприятия и реализовать в от­ношении их ответственность негосударственного характера.


Информация о работе Правовые формы осуществления государственной власти