Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:14, реферат
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
В 1991 г.
впервые в РФ федеральное бюджетное
законодательство было принято в
форме «Основ...», что отразило укрепление
самостоятельности субъектов
2. Российская
Федерация имеет право на
3. Право
устанавливать налоги, сборы, другие
источники доходов, подлежащие
зачислению в бюджетную
В ведении
РФ непосредственно находятся те
налоги и сборы, которые отнесены
к федеральным.
4. Право
разграничивать (распределять) бюджетные
доходы между федеральным
Другую
часть бюджетных доходов
Отдельные
виды бюджетных доходов, отнесенных
к федеральным, законодательство РФ
закрепляет за местными бюджетами (например,
государственную пошлину).
Распределение
налогов, сборов, других обязательных
платежей между бюджетами предусмотрено
в Законе РФ «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»
от 27 декабря 1991 г., а с введением
в действие соответствующих статей
Налогового кодекса РФ 1998 г. (ст. 12, 13,
14, 15) подлежит урегулированию этими
статьями.
Более
полный перечень доходов федерального
бюджета, включающий не только налоговые,
но и неналоговые доходы, содержит
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 49—50).
5. Право
определять компетенцию
6. Установление
основ разграничения расходов
между бюджетами. Согласно
7. Регулирование
бюджетов субъектов Федерации
путем передачи отчислений от
налогов и других источников
доходов, а также выделения
в них дотаций, субвенций,
8. Право
образовывать в федеральном
9. Полномочия
по организации единой
10. Контроль
за использованием субъектами
РФ и муниципальными
Из рассмотренного
перечня бюджетных прав РФ видно,
что они действуют в следующих
направлениях:
а) в
области бюджетных отношений, возникающих
на территории России в целом;
б) в
отношении федерального бюджета;
в) в
отношении бюджетов субъектов Федерации;
г) в
определенной мере в отношении местных
бюджетов. В этом проявляется важная
координирующая роль федеральных органов
власти в функционировании бюджетной
системы
страны.
Особенности
бюджетных прав субъектов Российской
Федерации
Бюджетные
права Российской Федерации и
бюджетные права ее субъектов
тесно связаны между собой
и взаимно обусловлены. Характер
такой связи определяется федеративным
устройством российского
Конституция
РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения
РФ в области бюджета и предметы
ее совместного ведения с
Важной
стороной в характеристике бюджетно-правового
статуса субъектов РФ выступает
неравноправие. При всем своем разнообразии
субъекты Федерации согласно Конституции
(ч. 4 ст. 5) являются равноправными.
Правовой
основой компетенции субъектов
РФ, помимо конституционных норм, является
текущее бюджетное
К федеральному
законодательству, действующему в данной
области до 1 января 2000 г., относятся,
например, Закон РФ «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса»; Закон РФ «Об основах
бюджетных прав...»; Закон РФ «О субвенциях
краям, областям, республикам в составе
Российской Федерации»,
ежегодно
принимаемые законы о федеральном
бюджете, в которых определяются
конкретные права субъектов РФ на
получение определенных доходов
для зачисления в их бюджеты. Перечень
доходов, подлежащих зачислению в бюджеты
субъектов РФ, комплексно определен
в Бюджетном кодексе РФ 1998 г. (ст.
55—57). В кодексе перечислены также
полномочия, входящие в компетенцию
органов государственной власти
субъектов РФ в области регулирования
бюджетных отношений (ст. 8).
Финансовые,
в том числе бюджетные
Из числа
специальных нормативных актов
субъектов РФ важная роль принадлежит
принятым их представительными органами
власти законам о бюджетном устройстве
и бюджетном процессе.
Бюджетные
права субъектов РФ отражают связи
последних по линии бюджета по
трем направлениям:
а) с
федеральными органами власти;
б) с
другими субъектами Федерации;
в) с
органами местного самоуправления. Бюджетно-правовой
статус субъектов РФ характеризует
совокупность следующих прав:
1. Законодательное
регулирование бюджетного
Законодательство
субъектов РФ определяет виды бюджетов,
функционирующих на их территории,
принципы их взаимосвязи, а также
порядок составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения этих бюджетов,
порядок осуществления контроля
в отношении них.
2. Определение,
исходя из законодательства РФ,
бюджетных прав муниципальных
образований (в составе
3. Право
каждого субъекта РФ на
Этот
бюджет обеспечивает денежными средствами
деятельность органов власти субъекта
Федерации, выполнение социально-экономических
планов и программ по обеспечению
жизнедеятельности
В пределах
имеющихся средств субъекты РФ вправе
увеличивать нормы расходов на содержание
жилищно-коммунального
Представительные
органы власти субъектов РФ самостоятельно
утверждают бюджет и контролируют его
исполнение.
4. Право
объединять бюджетные ресурсы
субъектов Федерации со
5. Право
устанавливать на своей
6. Право
на получение закрепленных за
бюджетом субъекта Федерации
залогов и других источников
дохода, а также отчислений от
регулирующих доходов.
Так, в
доходы бюджетов субъектов Федерации
зачисляются:
а) налоги,
сборы, другие обязательные платежи, отнесенные
в соответствии с законодательством
РФ к уровню доходов субъектов
Федерации;
б) часть
налога на прибыль предприятий в
соответствии с федеральным
в) поступления
от сдачи в аренду (или продажи)
имущества, находящегося в собственности
субъекта Федерации;
г) дивиденды
от совместных предприятий в соответствии
с долей субъекта Федерации в
собственности этих предприятий;
д) платежи
за пользование природными ресурсами
в соответствии с порядком, предусмотренным
законодательством РФ;
е) часть
доходов от приватизации имущества,
находящегося в собственности субъекта
Федерации;
ж) выявленные
государственным контролем
з) некоторые
платежи федерального уровня и др.
Кроме того, в бюджеты субъектов
Федерации передаются отчисления от
федеральных доходных источников (например,
от налога на добавленную стоимость,
акцизов и др.) по нормативам, утвержденным
органами власти РФ на планируемый
год. Другая часть этих доходов должна
быть зачислена в федеральный
бюджет. При недостаточности указанных
доходов для сбалансирования
бюджетов субъектов Федерации им
передаются из федерального бюджета
дотации и субвенции, используемые
в порядке, установленном
7. Право
распределения доходов между
бюджетами субъектов Федерации
и местными бюджетами
Помимо
этого, в компетенцию субъектов
Федерации входит ежегодное регулирование
местных бюджетов путем передачи
им отчислений по установленным размерам
от собственных (субъектов Федерации)
налогов, других платежей. Из бюджетов
субъектов Федерации по решению
их органов власти местным бюджетам
передаются также дотации и субвенции.