Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:14, реферат
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Законодательство
исходит из принципа равенства всех
муниципальных образований в
праве на самостоятельный местный
бюджет, утверждаемый представительным
органом местного самоуправления, в
их правах на получение, распределение
и самостоятельное
Налоги,
их понятие и роль
В настоящее
время основным источником доходов
бюджетов всех уровней в России стали
налоги. В связи с этим вопросы
правового регулирования
Поэтому
налоговое право как одно из подразделений
(подотраслей) финансового права
становится его крупнейшей составной
частью с перспективой дальнейшего
развития. Для последнего времени
характерно существенное изменение
налогового права. Это касается его
структуры и общего содержания, а
также конкретных норм. Формирующееся
налоговое право Российской Федерации
призвано сыграть важную роль в экономических
и социальных преобразованиях, в
развитии производства и укреплении
финансов страны.
Налоги
— один из древнейших экономических
инструментов в обществе. Они появились
вместе с возникновением государства
и использовались им как основной
источник средств для содержания
органов государственной власти
и материального обеспечения
выполнения ими своих функций. С
тех пор в мире многое изменилось,
новые черты приобрели задачи
и функции государства. Однако главное
предназначение налогов как источника
средств, обеспечивающих функционирование
государства, сохранилось, хотя роль их
стала гораздо более
Для пополнения
своей казны современные
Налоги
как финансово-правовая категория
— это обязательные и по юридической
форме индивидуально
Зачисление
налогов в бюджетную систему
предполагает и определяет их публичный
характер, т.е. направленность на общезначимые
интересы соответствующего территориального
уровня.
Правовая
наука придает большое значение
определению понятия налогов, поскольку
в нем отражается сущность и характерные
особенности правоотношений, возникающих
при взимании налогов. Современное
российское законодательство также
уделило ему внимание, что, без
сомнения, важно.
Первая
попытка сформулировать понятие
налога в законодательном акте была
предпринята в Законе РФ «Об основах
налоговой системы» от 27 декабря 1991
г. (ст. 2), согласно которому «под налогом,
сбором, пошлиной и другим платежом
понимается обязательный взнос в
бюджет соответствующего уровня или
во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и
на условиях, определяемыми законодательными
актами» . Однако нечеткость такого определения
очевидна хотя бы
потому,
что налог в нем не отграничивается
от других платежей в бюджет.
Существенно
отличается от него в этом плане
понятие налога, данное в Налоговом
кодексе 1998 г. (ст. 8). Кодекс воспринял
положения, разработанные по этому
вопросу наукой финансового права.
Характерно, что в нем дается понятие,
относящееся именно налогу, а сбор
имеет свое особое определение с
указанием признаков, отличающих его
от налога. Однако не сформулированы понятия
других платежей, упоминаемых Налоговым
кодексом (государственная пошлина,
таможенная пошлина и др.).
Итак, на
основании Налогового кодекса РФ
налог — это обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый
с организаций и физических лиц
в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
В отличие
от этого в понятии сбора (п. 2 ст.
8) отмечается их индивидуально возмездный
характер: под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в
интересах плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами
и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных
прав и выдачу разрешений (лицензий).
Какова
же роль налогов в обществе и государстве?
Основная
роль налогов — фискальная (от лат.
fiscus — казна), соответственно чему они
используются как источник доходов
государственной казны, предназначенной
для удовлетворения интересов общества
и государства.
Но в
налогах заложены большие возможности
по регулированию социально-
Так, налоги
могут использоваться для регулирования
производства, стимулирования развития
определенных отраслей, ограничения
развития или сдерживания каких-либо
экономических процессов и т.п.
С помощью
налогов возможно регулирование
потребления. Например, такой налог,
как акциз, особенно высокие его
размеры, влияет на спрос и покупательную
способность населения в
В налогах
заложены возможности и регулирования
доходов населения. Они могут
быть нацелены на ограничение доходов
высокого уровня, могут учитывать
необходимость поддержки
Налоги
могут быть элементом механизма,
регулирующего демографические
процессы, молодежную политику, иные социальные
явления.
Порядок
налогообложения может отражать
признание государством особых заслуг
определенных категорий граждан
перед обществом (освобождение от налогов
участников Великой Отечественной
войны. Героев СССР и Российской Федерации
и т.д.).
Помимо
рассмотренных функций налогам
свойственна и функция
Только
всесторонний учет всех этих функций
налогов может обеспечить успешную
налоговую политику, сделает налоги
эффективным механизмом воздействия
на экономику страны.
На современном
этапе в условиях перехода от централизованного
командного управления народным хозяйством
к рыночным отношениям усилилось
внимание со стороны государства
к системе налогообложения. Она
существенно перестроена. В условиях
рыночных отношений метод прямых
директивных воздействий на экономику,
хозяйственную деятельность должен
быть заменен преимущественно
Не случайно
на фасаде здания одного из центральных
налоговых учреждений США в Вашингтоне
высечена фраза: «Налоги — цена цивилизованного
общества». В ней выражена мысль
о прямой связи оптимальной налоговой
системы с общественным прогрессом,
экономической и социальной сбалансированностью
в обществе.
В Российской
Федерации, как и в других странах
СНГ, проведена и продолжает развиваться
кардинальная реформа налогообложения
с тем, чтобы привести его в
соответствие с задачами перехода к
рыночным отношениям.
Это не
первая налоговая реформа в стране.
Преобразования в этой области проводились
и прежде, в советский период:
например, налоговая реформа 1930 г., изменения
системы платежей предприятий в
бюджет в середине 60-х гг. и др.
Однако тогда налоговая система
оставалась элементом централизованно
планируемой государством экономики
с преобладанием
Существенный
поворот в системе
кона
РФ о собственности (24 декабря). На этой
основе в течение короткого времени
изменения в области налогов
следовали одно за другим. И наконец,
в конце 1991 г. Верховный Совет
Российской Федерации принимает
целый пакет (два десятка) законодательных
актов, которые кардинально
Основные
изменения в этой области заключаются
в следующем.
1. Налоговый
метод стал основным в
2. Унификация
системы налогов в отношении
предприятий независимо от
3. Разграничение
налогов по уровням — на
федеральные, налоги субъектов
Федерации и местные. Они
4. Помимо
бюджета налоги стали
создаваться
с начала 90-х гг. Такая специализация
призвана повысить эффективность использования
финансовых ресурсов по целевому направлению.
5. Переход
к налогообложению граждан,
При этом
законодательство учитывает социальные
факторы — материальное положение,
состав семьи плательщика и др.,
соответственно которым предоставляются
льготы.
6. Установлен
ряд налогов, общих для
7. Значительно
увеличилось число налогов в
сравнении с дореформенным