Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:14, реферат
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Федеральные
законы «Об общих принципах
Установленные
названными законодательными актами основы
правового регулирования
В сфере
бюджетных отношений помимо законов
действуют также указы
Приведенные
примеры федеральных законов
и других нормативных актов далеко
не исчерпывают всего их перечня,
действующего в настоящее время.
Принятый 31 июля 1998 г., вводимый в действие
с 1 января 2000 г., Бюджетный кодекс РФ
призван сыграть важную роль в
обеспечении бюджетных
Бюджетное
устройство в Российской Федерации
Все действующие
на территории Российской Федерации
бюджеты представляют в совокупности
определенную систему, которая называется
бюджетной системой. В законодательстве
было дано ее определение как основанной
на экономических отношениях, государственном
устройстве и юридических нормах
совокупности федерального бюджета
РФ, бюджетов субъектов Федерации
и местных бюджетов муниципальных
образований.
Следует
заметить, что Бюджетный кодекс РФ
1998 г. (ст. 6 и 10) расширил рамки бюджетной
системы, включив в нее помимо
бюджетов в собственном смысле слова,
внебюджетные государственные социальные
фонды (ст. 13). При этом какие-либо муниципальные
(местные) внебюджетные фонды не упоминаются.
Такое объединение является условным
и требует уточнения. С бюджетом
названные фонды сближает утверждение
их представительными (законодательными)
органами власти, которые утверждают
и отчеты об исполнении бюджетов этих
фондов. Однако внебюджетные фонды
существенно отличаются от государственных
и местных бюджетов своим предназначением,
конкретным целевым содержанием, правовым
режимом. Поэтому в настоящем
учебнике они рассматриваются особо.
Каждое
государство имеет свою организацию
бюджетной системы и принципы
ее построения, т.е. бюджетное устройство.
Правовые нормы, закрепляющие бюджетное
устройство, устанавливают виды бюджетов,
действующих на территории страны,
место и роль каждого из них, принципы
их функционирования и взаимосвязи.
Эти нормы являются в бюджетном
праве основополагающими, поскольку
выражают право государства и
муниципальных образований на свой
бюджет, уровень самостоятельности
в его использовании.
Бюджетное
устройство страны определяется ее государственным
устройством. В унитарном государстве
бюджетная система состоит из
двух уровней — государственного
бюджета и местных бюджетов, находящихся
в ведении органов местного самоуправления.
Для бюджетной
системы федеративного
В бюджетную
систему России как федеративного
государства также входят бюджеты
трех уровней, являясь ее самостоятельными
частями. К ним относятся
а) федеральный
бюджет;
б) бюджеты
субъектов Федерации —
Третий
уровень — местные бюджеты, к
которым относятся бюджеты
Среди
них следует выделить бюджеты
административно-
Понятие
и содержание бюджетных прав
В российском
законодательстве, а также в юридической
литературе широко применяется термин
«бюджетные права» для характеристики
компетенции государства, его территориальных
подразделений и
Следовательно,
термин «бюджетные права» можно толковать
как полномочия или компетенцию
соответствующих субъектов. Применение
его в определенной мере обусловлено
традицией, которая вытекает из особенностей
субъектов бюджетного права —
государственных и
Следует
заметить, что БК РФ 1998 г. применительно
к данной области использует термин
«компетенция» в отношении
Бюджетные
права, или компетенция, определяют
бюджетно-правовой статус государства
и его территориальных
Итак, бюджетные
права Российской Федерации, ее субъектов,
муниципальных образований —
это принадлежащие им полномочия
(компетенция) в лице соответствующих
государственных органов власти
или местного самоуправления по формированию
и реализации собственного бюджета
и регулированию бюджетных
Основное
содержание бюджетных прав Российской
Федерации, ее субъектов, муниципальных
образований составляет следующие
права на:
— собственный
бюджет;
— получение
закрепленных и регулирующих бюджетных
доходов и включение их в данный
бюджет;
— использование
средств собственного бюджета для
финансирования потребностей государства
или его территориальных
— самостоятельное
определение направлений
— распределение
собственных бюджетных доходов
между бюджетами данной территории;
— формирование
и использование в рамках собственного
бюджета целевых и резервных
фондов;
— объединение
средств своего бюджета со средствами
других бюджетов и иных финансовых
ресурсов;
— привлечение
в бюджеты заемных средств (выпуск
облигаций федеральных займов, займов
субъектов Федерации и
— оказание
финансовой поддержки нижестоящим
бюджетам;
— компенсацию
за счет средств вышестоящего бюджета
в случае уменьшения доходов или
увеличения расходов, возникающих после
утверждения бюджета вследствие
решений вышестоящих органов
государственной власти;
— самостоятельное
распоряжение дополнительно выявленными
или сэкономленными средствами (свободными
остатками средств);
— правовое
регулирование отношений, касающихся
собственного бюджета (издание законов,
положений и др. нормативных актов);
— судебную
защиту бюджетных прав.
Как видим,
эти права отражают взаимодействие
выше- и нижестоящих субъектов
в области бюджетных отношений,
что обусловлено их экономическими
и политическими взаимосвязями.
Естественно,
что на каждом уровне бюджетные права
имеют свои особенности и различия
по содержанию, порождают отношения,
свойственные субъектам именно данного
уровня. Некоторые из названных прав
отсутствуют, например, у муниципальных
образований, в составе которых
не имеется муниципальных
Анализ
бюджетных прав государства и
его территориальных
Особенности
бюджетных прав (компетенции) Российской
Федерации
Содержание
бюджетных прав (компетенции) Российской
Федерации обусловлено ее суверенитетом,
распространяющимся согласно Конституции
РФ (ч. 1 ст. 4) на всю территорию России.
Принадлежность бюджетных прав суверенному
государству придает им особый характер,
отличает их от прав других субъектов.
Роль бюджетных прав РФ заключается
в следующем.
Бюджетные
права РФ обеспечивают создание финансовой
базы, без которой невозможно действительное
осуществление государственного суверенитета
и компетенции РФ. С помощью
этих прав в распоряжении федеральных
органов власти образуется государственный
(федеральный) бюджет, необходимый для
функционирования России в качестве
суверенного государства, для выполнения
им своих внутренних и внешних
задач.
Посредством
бюджетных прав РФ проводится единая
бюджетно-финансовая политика на территории
всей страны и в конечном итоге
единая социально-экономическая
Кроме
того, эти права создают финансовые
возможности для координации
и объединенных действий России в
рамках СНГ, а также для выполнения
международных обязательств иного
масштаба.
Бюджетные
права РФ закреплены в ряде статей
Конституции РФ, а также в текущем
законодательстве, в частности. Законе
РСФСР «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в
РСФСР», в Законе РФ «Об основах
бюджетных прав...» (утрачивает силу
с 1 января 2000 г.), в законах об утверждении
бюджета на очередной финансовый
год, например в Федеральном законе
«О федеральном бюджете на 1999 год».
При вступлении в действие Бюджетного
кодекса РФ 1998 г. следует руководствоваться
его нормами о перечне
государственной
власти РФ в области регулирования
бюджетных отношений (ст. 7). Эти полномочия
конкретизируются в других соответствующих
нормах Кодекса.
Бюджетно-правовой
статус Российской Федерации составляет
совокупность следующих бюджетных
прав (полномочий).
1. Осуществлять
законодательное регулирование
бюджетных отношений в