Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:14, реферат

Краткое описание

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 82.46 Кб (Скачать)

    5) представлять  налоговым органам и их должностным  лицам в случаях, предусмотренных  Кодексом, документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов; 

    6) выполнять  законные требования налогового  органа об устранении выявленных  нарушений законодательства о  налогах и сборах, а также не  препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов  при исполнении ими своих служебных  обязанностей; 

    7) предоставлять  налоговому органу необходимую  информацию и документы в случаях  и порядке, предусмотренных Кодексом; 

    8) в  течение четырех лет обеспечивать  сохранность данных бухгалтерского  учета и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов,  а также документов, подтверждающих  полученные доходы (для организаций  — также и произведенные расходы)  и уплаченные (удержанные) налоги; 

    9) нести  иные обязанности, предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах. 

    Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — помимо этих обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый  орган по месту учета: 

    — об открытии или закрытии счетов — в десятидневный  срок; 

    — о  всех случаях участия в российских и иностранных организациях —  в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; 

    — о  всех обособленных подразделениях, созданных  на территории Российской Федерации, —  в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации  или ликвидации; 

    — о  прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации —  в срок не позднее трех дней со дня  принятия такого решения; 

    — об изменении  своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней с момента  такого изменения. 

    Учитывая  различия между налогами и сборами, Кодекс не отождествляет обязанности  налогоплательщиков с обязанностями  плательщиков сборов, о которых говорится  особо: они обязаны уплачивать законно  установленные сборы, а также  нести иные обязанности, установленные  законодательством о налогах  и сборах. 

    Таким образом, на первом месте называется обязанность уплатить законно установленные  налоги и сборы. Такая обязанность  имеет конституционный характер: в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. 

    Вместе  с тем налогообложение некоторых  субъектов может быть заменено другой формой выполнения данной обязанности. Это касается субъектов предпринимательской  деятельности (инвесторов) в области  пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и  государством в лице компетентных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продукции, взимание ряда налогов и других обязательных платежей (НДС, акцизов и др.) заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. 

    Налоговым кодексом РФ урегулированы и обязанности  налоговых агентов, за неисполнение которых они несут ответственность. К обязанностям этих участников налоговых  правоотношений отнесено: 

    1) правильно  и своевременно исчислять, удерживать  из денежных средств, выплачиваемых  налогоплательщикам, и перечислять  в бюджеты (внебюджетные фонды)  соответствующие налоги; 

    2) в  течение одного месяца письменно  сообщать в налоговый орган  по месту своего учета о  невозможности удержать налог  у налогоплательщика и о сумме  задолженности налогоплательщика; 

    3) вести  учет выплаченных налогоплательщикам  доходов, удержанных и перечисленных  в бюджеты (внебюджетные фонды)  налогов, в том числе персонально  по каждому налогоплательщику; 

    4) представлять  в налоговый орган по месту  своего учета документы, необходимые  для осуществления контроля за  правильностью исчисления, удержания  и перечисления налогов. 

    Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных  законодательным актом о налогах  и сборах. Так, основанием возникновения  обязанности уплатить какой-либо налог  является прежде всего наличие у  него соответствующего объекта налогообложения. Другие обязанности связаны и  обусловлены этой основной обязанностью. 

    Налоговый кодекс (ст. 44) установил следующие  основания прекращения обязанности  по уплате налога и (или) сбора: 

    1) уплата  налога и (или) сбора налогоплательщиком  или плательщиком сбора; 

    2) возникновение  обстоятельств, с которыми законодательство  о налогах и (или) сборах  связывает прекращение обязанности  по уплате данного налога и  сбора; 

    3) смерть  налогоплательщика или признание  его умершим в порядке, установленном  гражданским законодательством  Российской Федерации. Задолженность  по поимущественным налогам умершего  лица либо лица, признанного умершим,  погашается в пределах стоимости  наследственного имущества; 

    4) ликвидация  организации-налогоплательщика после  проведения ликвидационной комиссией  всех расчетов с бюджетами  (внебюджетными фондами). 

    Неспособность юридического лица — коммерческой организации или индивидуальных предпринимателей уплаты налогов является основанием для признания этого  лица в установленном за- 

    коном порядке банкротом. Если юридическое  лицо ликвидируется в судебном порядке  или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию. 

    Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют права, которые направлены на то, чтобы  обеспечить им возможность защиты своих  прав и интересов. Налоговый кодекс (ст. 21), расширив и уточнив их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и плательщиков сборов): 

    1) получать  от налоговых и других уполномоченных  государственных органов по месту  учета бесплатную информацию  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и об иных актах, содержащих  нормы законодательства о налогах  и сборах, а также о правах  и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц; 

    2) получать  от налоговых органов письменные  разъяснения по вопросам применения  законодательства о налогах и  сборах; 

    3) использовать  налоговые льготы при наличии  оснований и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах; 

    4) получать  отсрочку, рассрочку, налоговый кредит  или инвестиционный налоговый  кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ; 

    5) на  своевременный зачет или возврат  сумм излишне уплаченных либо  излишне взысканных налогов, пеней,  штрафов; 

    6) представлять  свои интересы в налоговых  правоотношениях лично либо через  своего представителя; 

    7) представлять  налоговым органам и их должностным  лицам пояснения по исчислению  и уплате налогов, а также  по актам проведенных налоговых  проверок; 

    8) присутствовать  при проведении выездной налоговой  проверки; 

    9) получать  копии акта налоговой проверки  и решений налоговых органов,  а также налоговые уведомления  и требования об уплате налога; 

    10) требовать  от должностных лиц налоговых  органов соблюдения законодательства  о налогах и сборах при совершении  ими действий в отношении налогоплательщиков; 

    11) не  выполнять неправомерные акты  и требования налоговых органов  и их должностных лиц, не  соответствующие настоящему Кодексу; 

    12) обжаловать  в установленном порядке акты  налоговых органов и действия (бездействие) их должностных  лиц; 

    13) требовать  соблюдения налоговой тайны; 

    14) требовать  в установленном порядке возмещения  в полном объеме убытков, причиненных  незаконными решениями налоговых  органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. 

    Этот  перечень не является исчерпывающим. Кодекс подчеркивает, что налогоплательщики  имеют также иные права, установленные  Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. 

    Особо отмечается, что плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. 

    Основной  задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов  в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки  и в соответствии с установленными ставками. Эта обязанность реализуется  через широкий круг их прав и обязанностей. 

    Налоговые органы наделены на основании Налогового кодекса РФ следующими правами (ст. 31): 

    — требовать  от налогоплательщика или налогового агента документы по установленным  формам, служащие основаниями для  исчисления и уплаты налогов; 

    — проводить  налоговые проверки; 

    — производить  выемку при проведении налоговых  проверок у налогоплательщика или  налогового агента документов, свидетельствующих  о совершении налоговых правонарушений; 

    — вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для  дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими  налогов; 

    — приостанавливать операции по счетам в банках налогоплательщиков и налоговых агентов и налагать арест на их имущество; 

    — осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения  и территории; 

    — определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным  путем на основании имеющейся  у них информации, а также данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика  допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений; 

    — требовать  от налогоплательщиков, налоговых агентов  и их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах  и сборах; 

    — взыскивать недоимки по налогам, сборам и пени в порядке, установленном Кодексом; 

    — контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; 

    — требовать  от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений и распоряжений налоговых  органов о списании сумм налогов  и пеней; 

    — требовать  от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов; 

    — привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; 

    — вызывать в качестве свидетелей лиц для  проведения налогового контроля; 

    — заявлять ходатайства об аннулировании или  о приостановлении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; 

    — создавать  налоговые посты. 

    Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять  в суды общей юрисдикции или арбитражные  суды иски: 

    — о  взыскании налоговых санкций  с лиц, совершивших нарушения  законодательства о налогах и  сборах; 

    — о  признании недействительной государственной  регистрации юридического лица или  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя; 

    — о  ликвидации организации; 

Информация о работе Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов