Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа
В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия.
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Основные формы государственного правления 6
2.1 Монархия: понятие и виды 6
2.2 Республика: понятие и виды 10
Глава 3. Нетипичные формы государственного правления. 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Основные формы государственного правления 6
2.1 Монархия: понятие и виды 6
2.2 Республика: понятие и виды 10
Глава 3. Нетипичные формы государственного правления. 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Введение
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим. Это три составляющих, которые и образуют форму государства (традиционно их называют элементами формы государства).
Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века. 1
Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства).
Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Она имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.
В различных
периодах истории форма правления
имела различный смысл. При аграрном
строе значение формы правления
сводилось лишь к определению
того, каким образом замещается должность
главы государства: в порядке
наследования или путем выборов.
По мере разложения феодализма и перехода
к индустриальному строю, сопровождавшегося
ослаблением власти монархов, появлением
и укреплением народного
Глубокое
и разностороннее исследование форм
правления с неизбежностью
1. Понятие формы государственного правления
Форма государства
- это совокупность способов организации,
устройства и осуществления
Форма государства
зависит от его содержания и определяется
им. Значительное влияние на форму
государства оказывают
Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства:
Форма правления структурно отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.
Форма правления - это форма государства, определяющая систему организации высших органов государственной власти, порядок образования данных органов и сроки их деятельности, а также их компетенцию, порядок их взаимоотношений.
2. Основные формы государственного правления
Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
2.1 Монархия: понятие и виды
Монархия
(от греч. monarhia - единовластие, единодержавие)
- это форма правления
Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена. Самой древней в мире монархической династией считается японская.
Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660 г. до нашей эры.
В последующем
под влиянием особенностей внутренних
и внешних факторов многие государства,
используя различные способы
перехода от одного типа государства
к другому, посчитали необходимым
избрать иные формы государственного
правления. Из существующих ныне 220 государств
мира на сегодняшний день в 28 сохранена
монархическая форма правления.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
- существование
единоличного главы
- наследственный
порядок преемственности
- юридическая
безответственность монарха (
В то же
время возможны и отходы от установившихся
классических канонов. Например, институт
монархии в Камбодже отличается от
того, который существует в Европе.
Королевская власть не является наследственной
в обязательном порядке. Также как
и в Европе, его правовой статус
в большей степени носит
Следует отметить, что среди монархов рекордсменом - долгожителем по продолжительности нахождения на престоле является император Австро-Венгрии Франц Иосиф, находившийся у власти 68 лет (1848 - 1916 гг.). Японский император Хирохито руководил страной на протяжении 63 лет (с 1926 по 1989 гг.).3
Абсолютная
монархия - форма правления, при которой
верховная государственная
По формуле Петровского Воинского устава - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение
абсолютизма связано с
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное
вмешательство в частную жизнь
в эпоху абсолютизма
Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию.
Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция др.).
Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство
формируется из представителей
определенной партии (или партий),
получивших большинство
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной,
исполнительной и судебной
- законодательные
акты принимаются парламентом
и формально подписываются
- правительство,
согласно конституции, несет
Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.
Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918), а сейчас в Марокко.
В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но одновременно и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия). Эта особенность накладывает определенный отпечаток на содержательную характеристику деятельности всего государственного механизма на всех его управленческих уровнях, а также на организацию и характер взаимодействия всех ветвей государственной власти.
2.2 Республика: понятие и виды
Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование
единоличного или
- выборность
на определенный срок главы
государства и других
- осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;
- юридическая
ответственность главы
- обязательность
решений верховной
Республиканская
форма правления в
По оценкам специалистов, в мире насчитывается более 130 глав государств, именуемых президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями. В ряде африканских стран кратность переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время находятся во главе руководства страны. По состоянию на 2 марта 2005 г. "долгожителями" на своих постах являлись президенты следующих республик: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября 1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро Обианг Нгема Мбасого с 3 августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак с 14 октября 1981 г. - в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был переизбран на 7-летний президентский срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.).4
В то же время региональные политические традиции в странах Латинской Америки прямо противоположны африканским. Например, с момента окончания Второй мировой войны и по декабрь 2005 г. в Аргентине и Боливии сменилось по 30 глав государств, а в Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре и на Гаити - более двадцати.
Нередко в ряде стран на высшие государственные посты избираются женщины.
Информация о работе Понятие формы государственного правления