Понятие формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Основные формы государственного правления 6
2.1 Монархия: понятие и виды 6
2.2 Республика: понятие и виды 10
Глава 3. Нетипичные формы государственного правления. 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Форма правления.docx

— 55.76 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие формы государственного правления 5

Глава 2. Основные формы государственного правления 6

     2.1 Монархия: понятие и виды 6

     2.2 Республика: понятие и виды 10

Глава 3. Нетипичные формы государственного правления. 22

Заключение 28

Список используемой литературы 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных  блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим. Это  три составляющих, которые и образуют форму государства (традиционно  их называют элементами формы государства).

Исторически сложилось так, что сначала появились  государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как  форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме  государственного устройства появилось  в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а  категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе  в 20-х годах XX века. 1

Форма правления  отвечает на вопрос о том, кто и  как правит, осуществляет государственную  власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства).

Форма правления  исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Она имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.

В различных  периодах истории форма правления  имела различный смысл. При аграрном строе значение формы правления  сводилось лишь к определению  того, каким образом замещается должность  главы государства: в порядке  наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося  ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава  государства в стране, а то, как  организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия.

Глубокое  и разностороннее исследование форм правления с неизбежностью требует, во-первых, изучения их не вообще, а  применительно к конкретным условиям жизни общества и государства, а  во-вторых, дальнейшего подразделения  основных форм правления на отдельные  виды и подвиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие формы государственного правления

 

Форма государства - это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной  власти.

Форма государства  зависит от его содержания и определяется им. Значительное влияние на форму  государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия  проживания и др.

Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства:

Форма правления  структурно отражает порядок организации  высшей государственной власти, особенности  ее взаимодействия с населением и  иными органами государства.

Форма правления - это форма государства, определяющая систему организации высших органов  государственной власти, порядок  образования данных органов и  сроки их деятельности, а также  их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные формы государственного правления

 

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют  две основные формы правления  – монархия и республика. Их верховные  органы отличаются друг от друга и  по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

 

2.1 Монархия: понятие и виды

 

Монархия (от греч. monarhia - единовластие, единодержавие) - это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически  единолично) и переходит, как правило, по наследству. Не случайно король Франции  Людовик XIV (1643 - 1715 гг.) позволил себе ставшее  затем крылатым афоризмом следующее  выражение: "Государство - это я".

Как государственный  институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена. Самой древней в мире монархической  династией считается японская.

Согласно  официально канонизированной в стране легенде свою родословную она  ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок  богини император Дзимму, взошедший  на престол 11 февраля 660 г. до нашей эры.

В последующем  под влиянием особенностей внутренних и внешних факторов многие государства, используя различные способы  перехода от одного типа государства  к другому, посчитали необходимым  избрать иные формы государственного правления. Из существующих ныне 220 государств мира на сегодняшний день в 28 сохранена  монархическая форма правления.2

Основными признаками классической монархической  формы управления являются:

- существование  единоличного главы государства,  пользующегося своей властью  пожизненно (царь, король, император,  шах, эмир, раджи, султан, фараон);

- наследственный  порядок преемственности верховной  власти;

- юридическая  безответственность монарха (невозможность  применения к нему процесса  импичмента). Впрочем, история подавляющего  большинства государств знает  многочисленные примеры "удачных"  заговоров против них и революционных  ситуаций. Достаточно вспомнить  судьбу некоторых российских  царей (Павел I, Александр II, Николай  II...).

В то же время возможны и отходы от установившихся классических канонов. Например, институт монархии в Камбодже отличается от того, который существует в Европе. Королевская власть не является наследственной в обязательном порядке. Также как  и в Европе, его правовой статус в большей степени носит церемониальный характер. Трон короля не переходит  к старшему наследнику. Новый монарх назначается девятью членами  тронного совета. В октябре 2004 г. находившийся у власти более 60 лет король Камбоджи Нородом Сианук со ссылкой на состояние здоровья добровольно оставил трон. Его властные полномочия не по наследству (старший сын), а в результате назначения получил один из его сыновей - Нородом Сиамони.

Следует отметить, что среди монархов рекордсменом - долгожителем по продолжительности  нахождения на престоле является император  Австро-Венгрии Франц Иосиф, находившийся у власти 68 лет (1848 - 1916 гг.). Японский император Хирохито руководил страной  на протяжении 63 лет (с 1926 по 1989 гг.).3

Абсолютная  монархия - форма правления, при которой  верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле  Петровского Воинского устава - "самовластный монарх, который никому на свете  о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных  органов, ограничивающих компетенцию  монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом  зарождения буржуазных отношений, начинающимся процессом разложения феодализма и  старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относится ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его  непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого  бюрократического аппарата.

Власть  в центре и на местах принадлежит  не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и  увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В мировой истории, например, такими странами были Россия XVII - XVIII и Франция  до революции 1789 г. На сегодняшний день в мире насчитывается восемь абсолютных монархий (Бруней, Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.).

Конституционная монархия представляет собой форму  правления, при которой власть монарха  значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение  определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию.

Конституционная монархия возникает в период становления  буржуазного общества. Формально  она не утратила своего значения в  ряде стран Европы и Азии до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция др.).

Конституционная монархия бывает парламентской и  дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство  формируется из представителей  определенной партии (или партий), получивших большинство голосов  на выборах в парламент;

- лидер  партии, обладающий наибольшим числом  депутатских мест, становится главой  государства;

- в законодательной,  исполнительной и судебной сферах  власть монарха фактически отсутствует  и является символической;

- законодательные  акты принимаются парламентом  и формально подписываются монархом;

- правительство,  согласно конституции, несет ответственность  не перед монархом, а перед  парламентом.

Примерами такой монархии можно считать  Великобританию, Бельгию, Данию и  др.

При дуалистической монархии государственная власть носит  двойственный характер. Юридически и  фактически власть разделена между  правительством, формируемым монархом и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется  независимо от партийного состава в  парламенте и не ответственно перед  ним. Монарх при этом выражает преимущественно  интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918), а  сейчас в Марокко.

В некоторых  государствах монарх осуществляет не только светское, но одновременно и  религиозное управление страной. Такие  монархии называются теократическими (Саудовская Аравия). Эта особенность  накладывает определенный отпечаток  на содержательную характеристику деятельности всего государственного механизма  на всех его управленческих уровнях, а также на организацию и характер взаимодействия всех ветвей государственной  власти.

 

 

 

 

2.2 Республика: понятие и виды

 

Республика - это форма правления, при которой  верховная власть осуществляется выборными  органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

- существование  единоличного или коллегиального  главы государства;

- выборность  на определенный срок главы  государства и других верховных  органов государственной власти;

- осуществление  государственной власти не по  своему усмотрению, а по поручению  народа;

- юридическая  ответственность главы государства  в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность  решений верховной государственной  власти.

Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.

По оценкам  специалистов, в мире насчитывается  более 130 глав государств, именуемых  президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями. В ряде африканских стран кратность  переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время  находятся во главе руководства  страны. По состоянию на 2 марта 2005 г. "долгожителями" на своих постах являлись президенты следующих республик: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские  Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября 1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро  Обианг Нгема Мбасого с 3 августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак  с 14 октября 1981 г. - в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был  переизбран на 7-летний президентский  срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.).4

В то же время региональные политические традиции в странах Латинской Америки  прямо противоположны африканским. Например, с момента окончания  Второй мировой войны и по декабрь 2005 г. в Аргентине и Боливии  сменилось по 30 глав государств, а  в Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре и на Гаити - более двадцати.

Нередко в ряде стран на высшие государственные  посты избираются женщины.

Информация о работе Понятие формы государственного правления