Понятие формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Основные формы государственного правления 6
2.1 Монархия: понятие и виды 6
2.2 Республика: понятие и виды 10
Глава 3. Нетипичные формы государственного правления. 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Форма правления.docx

— 55.76 Кб (Скачать)

Формы правления, наиболее приближенные к идеальным, типичным, классическим образцам, сложились, как правило, в государствах Западной Европы и Северной Америки, т.е. в  тех, которые принято относить к  развитым государствам. В развивающихся  же странах, где социально-общественные условия жизни общества в целом  и отдельных его членов далеки от стандартов западного демократического общества, и возникают, как правило, нетипичные формы правления. Логично  предположить, что именно вследствие этого несоответствия высоким стандартам и идеалам, характерным для западноевропейских обществ, идеальные модели при их транзите на условия развивающихся  государств эволюционируют в нетипичные формы государственного правления. Но это только один из сценариев.

Что касается проявления нетипичных форм правления  в развитых государствах (например, полупрезидентская республика во Франции  или квазимонархия в Швеции), то эти вариации можно объяснить, на наш взгляд, постоянной динамикой  уровня социально-политического развития каждого из этих обществ. Логично  предположить, что в то время как  в одних государствах, отстающих  от принятых канонов и идеалов  в конституционном праве, нетипичные формы правления являются реакцией более совершенных моделей на несовершенные внешние условия, в которых им приходится функционировать, в других государствах уровень развития общества и оформление политико-правовых идей в нем уже опережает принятые модели, кажущиеся сейчас идеалом. В  результате в этих государствах нетипичная форма правления - это результат  стремления уже не совсем идеальной (не наиболее оптимальной) модели за более  продвинутыми внешними условиями, которые  складываются в социуме. Внешние  условия обогнали уровень конституционно-правовых разработок и моделей. Поскольку  форма правления представляет собой  открытую и динамичную систему, поэтому, испытывая на себе влияние более  лучших обстоятельств, она изменяется в сторону своей оптимизации  или совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведённого исследования по теме "Формы  правления" можно сделать ряд  выводов:

Под формой правления понимается организация  высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в  их образовании. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства  и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими  и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между  верховной государственной властью  и населением страны; в какой мере организация высших органов государства  позволяет обеспечивать права и  свободы гражданина.

Форма государственного правления, как существенный элемент  формы государства, складывается из фактической и юридической сторон образования и организации (структуры, правового положения и взаимоотношения) высших органов государственной  власти, а так же органов, наделенных самостоятельными властными полномочиями.

С этой точки  зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (греч. — «единовластие») — форма  правления, при которой верховная  государственная власть принадлежит  одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности  за свои деяния. Юридическими признаками монархии являются:

1) Существование  единоличного главы государства,  обладающего властью пожизненно.

2) Престолонаследие  как способ передачи верховной  власти.

3) Осуществление  монархом правления по собственному  усмотрению, а не от имени народа.

4) Отсутствие  юридической ответственности монарха,  то есть он не отвечает за  принимаемые решения, ответственность  возлагается на министров, которые  действуют от имени монарха.

Республика (от лат. - общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная  власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Применительно к республиканской форме правления  в качестве оснований для ее подразделения  на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени  причастности всего населения или  его части к процессу осуществления  государственной власти, положении  в системе высших органов государственной  власти тех или иных институтов, в частности института президентства  или парламента, и др.

В современном  мире существуют три основные разновидности  республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство  и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения  законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской  республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или  республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько  приемлема и органична она  для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических  отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов.

 

 

 

Список  используемой литературы

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – М.; Норма, 1994.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев С.С. Общая теория права.  — М.,2001.
  2. Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
  3. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.
  4. Водо В., Волхонский Б. Президент угрожает безопасности страны // Коммерсантъ. 2003. 2 декабря.
  5. Зазнаев О.И. Атипичные президентские и полупрезидентские системы // Ученые записки Казанского государственного университета. 2005.
  6. Зазнаев О.И. Смешанные формы правления, или Как масло соединяется с водой // Полис. 2005. N 4.
  7. Зыгарь М. Отставной закон Соединенных Штатов // Коммерсантъ. 2006. 17 января.
  8. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999.
  9. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.
  10. Операция "Наследник" (в России нет механизмов не только демократической, но и недемократической передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля.
  11. Президенты с самым большим стажем и их семьи. Топ-10 // Коммерсантъ. 2005. 2 марта.
  12. Протасов В.Н. Правоотношение как система. М.: Юридическая литература, 1991.
  13. Пушкарев С.В., Михайлова Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Административное право и процесс. 2012. N 1.
  14. Теория государства и права. Конспект лекций_Шевчук Д.А_Эксмо, 2009.

МАТЕРИАЛЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

  1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. N 10-П // Российская газета. 1995. 11 августа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Алексеев С.С. Общая теория права.  — М.,2001.

2 Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

3 Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.

4 Президенты с самым большим стажем и их семьи. Топ-10 // Коммерсантъ. 2005. 2 марта.

5 Операция "Наследник" (в России нет механизмов не только демократической, но и недемократической передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля.

6 Указ. соч. Мелехин А.В.

7 Водо В., Волхонский Б. Президент угрожает безопасности страны // Коммерсантъ. 2003. 2 декабря.

8 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. N 10-П // Российская газета. 1995. 11 августа.

9 Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999.

10 Зыгарь М. Отставной закон Соединенных Штатов // Коммерсантъ. 2006. 17 января.

11 Теория государства и права. Конспект лекций_Шевчук Д.А_Эксмо, 2009

12Указ. соч. Мелехин А.В.

13 Указ. соч. Власенко Н.А.

14 Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.

15 Указ. соч. Протасов В.Н.

16 Зазнаев О.И. Смешанные формы правления, или Как масло соединяется с водой // Полис. 2005. N 4.

17 Пушкарев С.В., Михайлова Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Административное право и процесс. 2012. N 1.

18 Зазнаев О.И. Атипичные президентские и полупрезидентские системы // Ученые записки Казанского государственного университета. 2005.

19 Протасов В.Н. Правоотношение как система. М.: Юридическая литература, 1991.


Информация о работе Понятие формы государственного правления