Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа
В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия.
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Основные формы государственного правления 6
2.1 Монархия: понятие и виды 6
2.2 Республика: понятие и виды 10
Глава 3. Нетипичные формы государственного правления. 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Формы правления,
наиболее приближенные к идеальным,
типичным, классическим образцам, сложились,
как правило, в государствах Западной
Европы и Северной Америки, т.е. в
тех, которые принято относить к
развитым государствам. В развивающихся
же странах, где социально-общественные
условия жизни общества в целом
и отдельных его членов далеки
от стандартов западного демократического
общества, и возникают, как правило,
нетипичные формы правления. Логично
предположить, что именно вследствие
этого несоответствия высоким стандартам
и идеалам, характерным для
Что касается
проявления нетипичных форм правления
в развитых государствах (например,
полупрезидентская республика во Франции
или квазимонархия в Швеции), то
эти вариации можно объяснить, на
наш взгляд, постоянной динамикой
уровня социально-политического
Заключение
В результате проведённого исследования по теме "Формы правления" можно сделать ряд выводов:
Под формой
правления понимается организация
высшей власти государства, компетенция,
взаимодействие высших органов государства,
степень участия населения в
их образовании. Форма государственного
правления дает возможность уяснить:
как создаются высшие органы государства
и какого их строение; как строятся
взаимоотношения между высшими
и другими государственными органами;
как строятся взаимоотношения между
верховной государственной
Форма государственного
правления, как существенный элемент
формы государства, складывается из
фактической и юридической
С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия (греч. — «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности за свои деяния. Юридическими признаками монархии являются:
1) Существование
единоличного главы
2) Престолонаследие как способ передачи верховной власти.
3) Осуществление
монархом правления по
4) Отсутствие
юридической ответственности
Республика (от лат. - общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
Применительно
к республиканской форме
В современном
мире существуют три основные разновидности
республики: президентская, парламентарная
и смешанная (президентско-парламенская),
хотя история знает и многие другие
разновидности республик: рабовладельческую,
аристократическую, советскую, теократическую
и др. Различия между ними обусловлены,
во-первых, тем, кто формирует правительство
и перед кем оно ответственно,
и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения
законодательная и
Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов.
Список используемой литературы
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
МАТЕРИАЛЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1 Алексеев С.С. Общая теория права. — М.,2001.
2 Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.
3 Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.
4 Президенты с самым большим стажем и их семьи. Топ-10 // Коммерсантъ. 2005. 2 марта.
5 Операция "Наследник" (в России нет механизмов не только демократической, но и недемократической передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля.
6 Указ. соч. Мелехин А.В.
7 Водо В., Волхонский Б. Президент угрожает безопасности страны // Коммерсантъ. 2003. 2 декабря.
8 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. N 10-П // Российская газета. 1995. 11 августа.
9 Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999.
10 Зыгарь М. Отставной закон Соединенных Штатов // Коммерсантъ. 2006. 17 января.
11 Теория государства и права. Конспект лекций_Шевчук Д.А_Эксмо, 2009
12Указ. соч. Мелехин А.В.
13 Указ. соч. Власенко Н.А.
14 Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
15 Указ. соч. Протасов В.Н.
16 Зазнаев О.И. Смешанные формы правления, или Как масло соединяется с водой // Полис. 2005. N 4.
17 Пушкарев С.В., Михайлова Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Административное право и процесс. 2012. N 1.
18 Зазнаев О.И. Атипичные президентские и полупрезидентские системы // Ученые записки Казанского государственного университета. 2005.
19 Протасов В.Н. Правоотношение как система. М.: Юридическая литература, 1991.
Информация о работе Понятие формы государственного правления