Понятие формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Основные формы государственного правления 6
2.1 Монархия: понятие и виды 6
2.2 Республика: понятие и виды 10
Глава 3. Нетипичные формы государственного правления. 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Форма правления.docx

— 55.76 Кб (Скачать)

Опыт  Китая показывает, что организованная и планомерная передача высшей власти в рамках недемократической системы  не только возможна, но является одним  из важнейших факторов ее стабильности. Китайская политическая элита на протяжении последних двадцати лет (с середины 80-х годов XX столетия) идет по пути формализации и институционализации  механизмов распределения и передачи власти. В стране введены формальные ограничения на продолжительность  пребывания высшего руководства  на своих постах. Процедура выдвижения новых лидеров осуществляется в  рамках "внутрипартийной демократии". Это позволяет сохранить сложившуюся  систему власти, в основе которой  лежит конкуренция региональных и отраслевых кланов.

Процесс передачи власти нынешнему лидеру страны (март 2006 г.) Ху Цзиньтао начался в  марте 1998 г. путем избрания его заместителем председателя КНР.5 Эта должность является пятой ступенью в неофициальной иерархии органов государственной власти Китая. В октябре 1999 г. он стал заместителем председателя центрального военного совета коммунистической партии Китая и центрального военного совета КНР. Процесс передачи власти в стране лидерам "четвертого поколения" был приурочен к XVI съезду КПК в конце 2002 г. На нем Ху Цзиньтао избирается генеральным секретарем КПК. Через несколько месяцев он занимает должность и председателя Государственного совета КНР.

Исторический  опыт ряда государств свидетельствует  о том, что общество не может быть застраховано от неправомерных действий даже лидеров государств. Поэтому  в качестве административно-предупредительной  меры, имеющей своей направленностью  не только недопущение, но при необходимости  и пресечение антиконституционных  действий, в государствах с республиканской  формой правления предусматривается  возможность объявления импичмента президенту страны (в том числе  и в России). В период официального объявления импичмента тексты конституций  предусматривают ограничения полномочий президентов, связанные с возможностью введения ими в действие особых правовых режимов или роспуском парламентов.

Порядок объявления импичмента носит усложненный  процедурный характер. Временные  границы и последовательность действий определенных законом инициаторов  процесса (депутаты парламента) строго регламентированы и контролируются законодательной и судебной ветвями  власти. Поэтому к процедуре импичмента прибегают не так уж часто. Однако за последние годы главам нескольких государств под давлением парламента пришлось уйти в досрочную отставку.

По обвинению  в действиях, противоречащих интересам  страны и не соответствующим конституции  были отстранены от занимаемых должностей: президент Бразилии Фернанду Колор  де Мелу (29 сентября 1992 г. по обвинению  в коррупции); президент Эквадора Абдалу Букарама (6 февраля 1997 г. по обвинению  в присвоении государственных средств  и признанного физически и  умственно недееспособным); президент  Перу Альберто Фухимори (21 ноября 2001 г.); президент Индонезии Абдуррахман  Вахид (23 июля 2001 г. за ряд коррупционных  скандалов).6

В начале декабря 2003 г. специальная комиссия сейма Литвы, расследовавшая скандальную  историю связи президента страны Роландаса Паксаса с "русской  мафией", начала официальную процедуру  импичмента, сделав вывод о том, что  президент не в полной мере независим  и самостоятелен в своих действиях. Он "был и остается уязвим, что  представляет угрозу безопасности страны".7

31 марта  2004 г. Конституционный суд Литвы  в своем заключении признал  справедливыми три из шести  ранее сформулированных пунктов  обвинения в адрес президента:

- грубо  нарушил Конституцию страны, незаконно  предоставив литовское гражданство  российскому предпринимателю Юрию  Борисову - главному спонсору его  избирательной кампании;

- не обеспечил  охрану государственной тайны,  предупредив Ю. Борисова, что его  телефонные переговоры прослушиваются;

- оказывал  незаконное влияние на принятие  решений об имущественных отношениях  частных лиц и хозяйствующих  субъектов.

В результате проведенного тайного голосования, состоявшегося 6 апреля 2004 г., впервые  в истории Европы сейм Литвы утвердил импичмент президенту страны по всем трем пунктам обвинения. После его  вынужденного ухода в отставку Верховный  суд страны действия сейма признал  незаконными.

Некоторые главы государств предпочли "добровольный" уход в отставку ввиду неотвратимости объявления импичмента еще до процесса решающего голосования. Так поступили  президент США Ричард Никсон (1974 г. за "уотергейтский скандал", связанный с незаконным прослушиванием телефонов высокопоставленных чиновников и влиятельных бизнесменов) и  президент Израиля Эзер Вейцман (2000 г.).

Процедура импичмента применялась и в отношении  Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал в открытом заседании дело о проверке конституционности  одновременно нескольких нормативных  правовых актов, связанных с вопросами  федерального вмешательства: Указов Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" и от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах  по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта"; Постановления  Правительства Российской Федерации  от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении  государственной безопасности и  территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных  формирований на территории Чеченской  Республики и прилегающих к ней  регионов Северного Кавказа"; Указа  Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации".8

С соотношением проголосовавших: одиннадцать судей - "за" и восемь - "против" было принято решение "с точки зрения политической целесообразности" признать соответствующими Конституции Российской Федерации вопросы, ставшие предметом  рассмотрения. В то же время в  особых мнениях оставшихся в меньшинстве  судей была дана аргументированная, чисто юридическая оценка действий Президента Российской Федерации, показано несовершенство федерального законодательства в этом вопросе.9

Процедура импичмента летом 1998 г. применялась  и к Президенту США Б. Клинтону по поводу его скандальных связей с Моникой Левински. В соответствии с проведенными социологическими опросами 36% респондентов высказывались за проведение слушания. Однако его инициаторы проиграли  этот процесс.

В январе 2006 г. угроза импичмента возникла уже  в отношении другого американского  президента Джорджа Буша за его решение  о введении системы прослушивания  телефонных переговоров без санкции  суда. В соответствии с законом  о разведывательной деятельности (1978 г.) прослушивание телефонных переговоров  без санкции суда может осуществляться только в течение 48 часов. За это  время спецслужбы должны получить соответствующее  разрешение (ордер).

После террористических актов, совершенных на территории США 11 сентября 2001 г., Джордж Буш посчитал этот закон устаревшим и дал спецслужбам  распоряжение на прослушивание телефонных переговоров без уведомления  об этом судебные органы. Основанием таких  действий он посчитал принятую конгрессом США резолюцию, предписывающую главе  государства "использовать все необходимые  меры для борьбы с терроризмом". Однако его политические противники считают, что резолюция конгресса  по юридическим характеристикам  не является достаточным основанием для отмены действующего закона страны. Проведенные социологические опросы населения показали, что 52% респондентов высказались положительно за проведение процедуры импичмента, а 42% высказались  по этому поводу отрицательно.10

Процесс передачи власти в государствах с  республиканской формой правления  также имеет свои особенности. В  странах с устоявшимися демократическими традициями это осуществляется в  строгих рамках действующих законов, несмотря на незначительный перевес  в голосах победителя над проигравшим.

Например, в результате состоявшихся в апреле 2006 г. парламентских выборов в  Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская  коалиция усомнилась в объективности  и полноте подсчета голосов. После  дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный  кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока  во главе с Романо Проди. Такое  решение не вызвало негативной реакции  несогласной части избирателей.

В то же время в некоторых бывших социалистических государствах результаты выборов спровоцировали "успешное" осуществление ряда "цветных революций" (Грузия, Киргизия, Украина) или попытку их проведения (Белоруссия в марте 2006 г.). Сценарии такого способа прихода к власти разрабатывались и финансировались  из-за границы.

           Насчитывается несколько основных разновидностей республиканской формы правления: парламентская, президентская и смешанная.

Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.

В такой  республике правительство формируется  парламентским путем из числа  депутатов, принадлежащих тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство  несет коллективную ответственность  перед парламентом о своей  деятельности. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте они  обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства  добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.11

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентских республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства  также разделяется представителями  членов федерации. В Германии президент  избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и  такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентской республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства  в парламентской республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как  правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную, исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы  внешней, в том числе оборонной  политики.

Парламентская форма республиканского правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной  власти, которая: реально обеспечивает демократизм общественной жизни; свободу  личности; создает справедливые условия  человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К  парламентским республикам можно  отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.12

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства.

Наиболее  характерные черты президентской  республики:

- внепарламентский  метод избрания президента и  формирование правительства;

- ответственность  правительства перед президентом,  а не перед парламентом;

- более  широкие, чем в парламентской  республике, полномочия главы государства.

Классической  президентской республикой считаются  Соединенные Штаты Америки. В  конституции США определено, что  законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная - президенту (должность премьер-министра в структуре  государственного аппарата США не предусмотрена), а судебная - Верховному суду. Президент  США избирается населением страны путем  косвенного голосования (выборов) - через  коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих  к его партии.

Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается  кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента с 1991 г. установлен в России.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент совмещает полномочия главы государства и главы  правительства и участвует в  формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента; является верховным главнокомандующим; объявляет чрезвычайное и военное  положение; утверждает законы путем  их подписания; нередко представительствует  в правительстве; принимает участие  в назначении членов высших судебных инстанций.

Информация о работе Понятие формы государственного правления