Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа
В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия.
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Основные формы государственного правления 6
2.1 Монархия: понятие и виды 6
2.2 Республика: понятие и виды 10
Глава 3. Нетипичные формы государственного правления. 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30
В цивилизованных
странах президентскую
Разновидностью
республиканской формы
С формальной юридической точки зрения, в России - также смешанная республика, в которой помимо должности президента имеются парламент (Федеральное Собрание) и правительство. В реальности существующая модель государственного управления ближе к президентской республике. В то же время Конституция России допускает возможность изменения формы государственного управления в сторону парламентской республики. Например, Президент России вправе формировать правительство страны из состава парламентского большинства. На данном этапе такая тенденция просматривается.
История
России, а также зарубежный исторический
опыт свидетельствует о
В странах
Латинской Америки часто
Государственное
правление представляет собой своего
рода конгломерат традиционной формы
с полудиктаторским управлением. Фактически
абсолютная власть далеко не всегда является
гарантией стабильного
За период с 1985 по 2004 г. средний темп роста экономики Латинской Америки составил 2,6%. В целом в мире этот рост составил 3,5%, а в странах Азии - 7%. Либеральные реформы, проводимые в странах Латинской Америки в 90-х годах XX столетия, не позволили решить социальные проблемы. Доля перуанцев, живущих за чертой бедности в 2004 г., составляла 54,7%, в Боливии - 62%, в Мексике - 37%.
В таких
государствах особый статус президента
закрепляется в текстах конституций.
Ряд конституций уполномочивает
их "олицетворять нацию" (Конституция
Перу) или провозглашает "верховным
главой нации" (Конституция Аргентины).
В своих руках он концентрирует
всю полноту власти: является главой
государства, возглавляет исполнительную
власть и вооруженные силы. В период
внутренних беспорядков и
При сверхпрезидентских
формах государственного правления, как
было отмечено в докладе Программы
развития ООН по Центральной Азии,
"президент и его администрация
(аппарат) полностью контролируют процесс
принятия политических решений, в то
время как независимость
В государствах
Центральной Азии сверхпрезидентские
формы правления практически
стали правилом, а не исключением.
Как показывает практика, они способны
обеспечить политическую стабильность,
эффективность государственного управления
и высокие темпы роста
3. Нетипичные формы государственного правления.
В концепции государства и права выделяется уникальный институциональный феномен, которому отечественные исследователи уделяют недостаточно внимания. Речь идет о нетипичных формах государственного правления.
Для исследования
данного феномена принципиально
важным является понимание их сущности,
отграничение их от классических форм
правления. В целях методологического
определения этого института
обратимся к дефиниции
Классическая
форма правления - это идеальная
модель правоотношения, в которой
на основании идеальных, абстрактных
представлений о системе
Реализация
подобной модели на более или менее
продолжительных этапах функционирования
и развития общества и государства
практически невозможна. Дело в том,
что форма правления как
Таким образом,
классические формы правления - это
теоретическая "чистая" максима,
которая в реальной действительности
существует только в единичных случаях.
Недаром большинство
То же самое можно сказать в целом и о форме правления: в большинстве государств признаки парламентской и президентской (дуалистической) систем правления смешиваются друг с другом так же, как и признаки республиканского и монархического типов правления.
Необходимо отметить, что характеристика формы правления складывается из двух составляющих: типа и системы правления.
Система
правления представляет собой характеристику
полномочий суфражистов и гонорантов,
субъектов формы правления, в
области исполнительной власти. В
случае если последняя реализуется
президентом либо формируемым им
органом (администрацией, советом, кабинетом),
несущим политическую и юридическую
ответственность перед ним, а
не перед парламентом, то это президентская
система правления. При осуществлении
исполнительной власти органом, формируемым
или зависимым от парламента, систему
относят к парламентской
Тип правления
- это характеристика полномочий суфражистов
и гонорантов в сфере их правопреемства.
Если суфражист определяется единоличным
гонорантом (существуют разные системы
престолонаследия), то это монархический
тип правления, а если предыдущий
и последующий суфражисты наделяются
полномочиями на осуществление государственной
власти гонорантом и предыдущий суфражист
никак не может связать гоноранта
своим мнением на этот счет, то это
республиканский тип правления.
При этом
для классификации формы
Говоря выше о том, что форма правления изменяется и эволюционирует, разумеется, имеется в виду действия ее субъектов, которые, стремясь сохранить равновесие, будут перестраивать и перекраивать в процессе государственного строительства первоначальную конструкцию формы правления, заложенную в конституционное устройство. Так, law in books, преломляясь в политической практике, превращается в law in action, как это называют в зарубежном праве.
Ответом
на вызовы политико-правовых реалий, встающих
перед классической формой правления,
становится нетипичная форма правления,
которая представляет собой в
наиболее упрощенном виде наиболее подходящее
для успешного функционирования
государства в условиях реальной
неидеальной действительности преломление
в политической практике изначально
заложенной в конституционных актах
идеальной модели управления этого
государства с учетом объективных
и субъективных факторов данного
конкретного государства и
При этом
нельзя констатировать, что конкретной
форме государственного правления
соответствует своя нетипичная форма,
в которую она
Нетипичная
форма правления в подобной вариации
будет основываться на своей базовой
форме, но образовывать уже собственный
состав. Как подчеркивает известный
казанский исследователь О.И. Зазнаев,
"каждая атипичная форма оказывается
"привязанной" к определенному
"материнскому" типу, но при этом
приобретает признак или
В результате
проявления в каждом конкретном случае
многочисленных факторов форма правления
конкретного государства может
превратиться в один из вариантов
нетипичной формы правления (в частности,
классическая президентская республика
способна трансформироваться как в
сторону парламентаризации
Тем более
нелогично рассматривать
С точки зрения понимания формы правления как правоотношения в ее структуре выделяют такие элементы, как субъекты, объект, содержание. Следовательно, адаптация к внешним условиям может для формы правления проходить как в одном (любом) из этих элементов, так и в нескольких из них одновременно.
О нетипичности
формы государственного правления
резонно говорить как в случае
качественного изменения в ее
содержании (дисбалансе полномочий различных
государственных органов и
Информация о работе Понятие формы государственного правления