Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, то политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Формы государственного устройства в структуре государственного устройства 5

Глава 2. Унитарная форма государственного устройства 8

§ 1. Понятие и основные признаки унитарного государства 8

§ 2. Виды унитарного государства 10

Глава 3. Федеративная форма государственного устройства 17

§ 1. Понятие и основные признаки федеративного государства 17

§ 2. Виды федеративного государства 20

Глава 4. Международные организации и межгосударственные объединения, как форма государственного устройства 28

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Форма государственного устройства - копия.docx

— 91.04 Кб (Скачать)

Восточно-Сибирский филиал

государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

________________________________________________________________________________

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Форма государственного устройства; межгосударственная и международная  организация. 

                                                                Дисциплина

                                                                                          Теория государства и права

                                                                        Форма обучения

                                                      очная

                                                                     Специальность

                                                                           «Юриспруденция»

                                                            Кафедра                                                                           

                                                                                                  Теории и истории права и  права

                                                                           Студентка 1 курса

                                                                       ВСФ Юо10/103

                                                                   Юшина А.Ю.

                                                                                    Научный руководитель

                                                                   Лагерев Д. В.

                                                                          Работа защищена

                                                                  Оценка:____

                                                                                                        Подпись научного руководителя

                                                                                          «____________________»

                                                                                         «___»____________2011г. 
 
 

Иркутск

2011г. 
Оглавление:
 

Введение 3

Глава 1. Формы государственного устройства в структуре государственного устройства 5

Глава 2. Унитарная форма государственного устройства 8

§ 1. Понятие и основные признаки унитарного государства 8

§ 2. Виды унитарного государства 10

Глава 3. Федеративная форма государственного устройства 17

§ 1. Понятие и основные признаки федеративного государства 17

§ 2. Виды федеративного государства 20

Глава 4. Международные организации и межгосударственные объединения, как форма государственного устройства 28

Заключение 36

Список использованной литературы 38

 

Введение

 

  Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных  блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

  И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, то политический  режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

  Изучая  формы государственного устройства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной организации. И это не случайно. Действительно во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

  Об  этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства.

  Система территориальных составных частей (единиц) образует территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства.

  Проблема  территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

  Как и форма правления, территориальное  устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

  Разумеется, государство - это не сумма его  территориальных образований, но без  этой структуры государство функционировать не может.

  Так институт государственного устройства затрагивается и рассматривается многими учеными-юристами. Так, в работе будут рассмотрены оригинальные исследования форм государственного устройства таких авторов, как Венгеров А.Б., Ильин И.А., Сырых В.М. многих других, отечественных юристов.

  Предмет - нормы и закономерности, позволяющие раскрыть формы государственного устройства.

  Цель  данной работы: раскрыть характерные  черты форм государственного устройства и проанализировать их.

  Теория  государства и права выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

  Структура: работа состоит из введения, четырех  глав, заключения, списка используемой литературы. Главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках одного вопроса.

  В процессе исследования активно применяются, такие методы научного познания как исторический, логический, сравнительно-правовой и системного анализа.

 

Глава 1. Формы государственного устройства в структуре государственного устройства

 

  Форма государственного устройства - это  национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.1

  Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.1

  Форма государственного устройства - это совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части, взаимоотношения между этими частями, взаимодействие центра и частей.2

  Это понятие позволяет выявить ряд  важных признаков изучаемого феномена: во-первых, форма государственного устройства отражает только внутреннюю территориальную организацию власти в стране; во-вторых, охватывает лишь государственную власть и немеет отношения к местному самоуправлению; в-третьих, характеризует взаимоотношения государства и его составных частей, выраженные в степени централизации власти и порядке разграничения компетенции3.

  При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.4

  Проблема  территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся, но территориальному принципу.

  Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит  от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована2.

  На  форму государства влияют разнообразные  факторы: тип государства, экономический  строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

  Государственное устройство может быть простым и  сложным.

  Простым является унитарное государственное  устройство. Унитарное (от лат. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

    Для сложного государственного  устройства характерно наличие  в составе государства других  государственных образований. К  сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

  Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые - унитарные и сложные - федеративные и конфедеративные государства.

  Форма государственного устройства носит  самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

  В одних и тех же формах правления  могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

    Итак, выделим три формы государственного  устройства: унитарная, федеративная, конфедеративная.

  Также нужно добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К внутренним нужно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным - конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Информация о работе Формы государственного устройства